В Организации стран – экспортеров нефти предлагают не торопиться с выходом из сделки по сокращению добычи. Фото Reuters
По итогам марта Россия выполнила сделку «ОПЕК плюс» по сокращению добычи нефти на 93,4%. Таким образом, уровень сокращения в пересчете с тонн на баррели нефти составил 280 тыс. барр. в сутки при норме в 300 тыс. Об этом сообщил глава Минэнерго РФ Александр Новак. «Недобор» сокращения российские чиновники связали с ростом добычи газоконденсата и сезонными факторами. Тем не менее сделка «ОПЕК плюс» продолжает поддерживать рынок, и многие западные аналитики ожидают дальнейшего роста нефтяных цен. А Саудовская Аравия готова обсуждать новое 20-летнее соглашение об ограничении нефтедобычи.
«Россия в марте достигла уровня сокращения добычи в 93,4%. Колебания добычи жидких углеводородов в марте вызваны высоким спросом на газ, а также сезонными факторами внутреннего рынка. Россия полностью привержена достижению баланса на нефтяном рынке», – рассказал вчера Новак.
Напомним, Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и ряд не входящих в организацию стран («ОПЕК плюс») еще в конце 2016 года договорились о сокращении своей добычи нефти суммарно на 1,8 млн барр. в сутки с уровня октября 2016 года. Россия обязалась сократить 300 тыс. барр. в сутки. Для сравнения: квота Саудовской Аравии по сокращению – 486 тыс. барр. в сутки.
Сделка, стартовавшая в начале 2017 года, уже дважды продлевалась, и последний раз – до конца 2018 года. Между тем в картеле предлагают задуматься о заключении долгосрочного соглашения. В частности, как передает агентство Reuters, ОПЕК работает вместе с РФ и другими государствами, не входящими в картель, над долгосрочным соглашением о сотрудничестве по сокращению поставок нефти. «Мы работаем над переходом от модели соглашения сроком на год на более долгосрочное – 10–20-летнее. Такая договоренность есть, но детали пока не выработали», – заявлял в интервью СМИ наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман.
Как сообщается, идея расширить нынешнее сотрудничество по поставкам нефти между ОПЕК и российскими лидерами, не входящими в ОПЕК, и сделать его постоянным возникла некоторое время назад. К примеру, в конце февраля сегодняшний глава картеля и министр энергетики ОАЭ Сухайл Аль Мазруэй указал, что группа из 14 стран работает над планом формального альянса с 10 другими нефтедобывающими странами, в том числе с Россией. Цели ОПЕК и России направлены на разработку плана на долгосрочное сотрудничество, который подготовят к концу 2018 года для того, чтобы создать «супергруппу» производителей нефти, писали СМИ со ссылкой на его заявления.
В свою очередь, министр энергетики Саудовской Аравии Халид аль-Фалих сообщал, что сделку по сокращению производства, которая истекает в конце 2018 года, возможно, потребуется продлить до 2019 года.
И определенных успехов сделка «ОПЕК плюс» действительно достигает. Так, средняя цена на нефть марки Urals за январь–март увеличилась на 25,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 65,22 долл. за баррель, говорится в материалах на сайте Минфина РФ. При этом в марте средняя цена на нефть марки Urals сложилась в размере 63,68 долл. за баррель, что в 1,3 раза выше, чем в марте 2017 года (49,76 долл. за баррель).
Причем экономисты ждут дальнейшего повышения котировок черного золота. Так, согласно прогнозу, 15 инвестиционных банков, опрошенных американской Wall Street Journal, в текущем году нефть марки Brent будет торговаться по 63 долл. за баррель, а фьючерсы на нефть WTI в среднем будут торговаться в районе 59 долл. за баррель. Кроме того, по их мнению, сокращение запасов нефти и растущие геополитические риски для мирового предложения в ближайшие месяцы поспособствуют еще большему восстановлению баланса на рынке, следует из публикации WSJ.
Сейчас, по мнению аналитиков, поддержку нефтяным ценам оказывают снижение запасов нефти вне США и растущая напряженность между Штатами и Ираном. В случае если США все-таки введут экономические санкции против Исламской Республики, это приведет к снижению экспорта нефти из страны и сократит мировое предложение на рынке. Согласно аналитикам, мировое предложение нефти может сократиться на 350 тыс. барр. в день.
«Низкие запасы нефти усиливают чувствительность цен к тревожным событиям. Поскольку большая часть избытка запасов исчезла, нефтяные цены снова, вероятно, станут более чувствительными к геополитическим рискам», – делает вывод аналитик Morgan Stanley Мартин Рэтс. «Усилия ОПЕК, а также проблемы с добычей нефти в Венесуэле и растущая геополитическая неопределенность означают, что риски для нефти в краткосрочной перспективе должны быть смещены в сторону роста цен», – соглашается сырьевой аналитик UBS Wealth Management Джованни Стауново.
Эксперты «НГ» также считают, что у соглашения «ОПЕК плюс» есть свои неоспоримые плюсы. «Россия выигрывает от текущего соглашения – лучше продать 100 млн барр. по 60 долл., чем 120 млн барр. за 40 долл. Это принесет больше денег бюджету», – замечает старший аналитик компании «Альпари» Роман Ткачук. Кроме того, сотрудничество с Саудовской Аравией позволяет влиять на нефтяные цены более эффективно. «Для РФ эффект от соглашения связан не только с дополнительным бюджетным наполнением, но и с приобретением cильных союзников – стран-экспортеров, что является важным фактором на фоне разворачивающейся политики изоляции», – говорит доцент Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Тамара Сафонова.
Впрочем, не все так радужно. По итогам прошлого года на фоне действия сделки «ОПЕК плюс» в России наблюдалось вынужденное снижение производства нефти на фоне роста добычи газа. Такой вывод, в частности, делают экономисты РАНХиГС и Института Гайдара в своем «Мониторинге экономической ситуации в России». «При сохранении соглашения с ОПЕК добыча нефти в России будет стагнировать, а добыча газа – увеличиваться, но исключительно за счет экспорта, поскольку внутреннее потребление в ближайшие годы в лучшем случае останется на прежнем уровне», – подчеркивают они.
К шансам на заключение долгосрочного соглашения в рамках «ОПЕК плюс» эксперты относятся скептически. «Еще примерно полгода назад активно обсуждалась возможная стратегия выхода из сделки по ограничению добычи, а тут вдруг поворот на 180 градусов, и речь идет чуть ли не о пролонгации договоренностей навечно», – обращает внимание директор по инвестициям компании «Питер Траст» Михаил Алтынов, полагая, что мнение участников соглашения «еще может измениться».
По мнению аналитика компании «Алор Брокер» Алексея Антонова, подобными предложениями экспортеры надеются подтолкнуть вверх нефтяные котировки. При этом эксперт сомневается в том, что России выгодны долгосрочные соглашения с ОПЕК. «Более выгодны короткие соглашения, потому что в случае падения цены нефти добычу придется наращивать любой ценой, а ценой за выход из 20-летнего соглашения могут быть большие штрафы», – прогнозирует он. «Саудовская Аравия хорошо понимает, что на 20-летнем отрезке нефть из-за открытия новых источников энергии может вообще перестать быть актуальной, а ее добыча не будет окупаться, поэтому перестраховывается созданием альтернативной энергетики, в частности солнечной. У России такой альтернативы пока нет», – замечает аналитик (см. «НГ» от 02.04.18).
Вполне вероятно, что «словесные интервенции» о создании долгосрочного соглашения могут иметь под собой и другую основу, рассуждает эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «Перед участниками сделки возникла проблема: как и когда выходить из нее, не обрушив при этом рынок. Я думаю, что предложение о продлении соглашения на 10–20 лет является такой креативной идеей. Главная цель – снять проблему выхода из сделки по ограничению с повестки дня», – полагает он. Ведь даже само заявление о возможности продления сделки «ОПЕК плюс» на длительный срок способно поддержать нефтяные котировки, говорит эксперт.
комментарии(0)