Отсутствие здоровой конкуренции мешает экономическому росту, уверен глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Фото с сайта www.government.ru
В монополизации отечественной экономики и в диктате картелей виноваты наши госдарственные органы, заявил вчера на заседании Госсовета президент Владимир Путин. Для России, по его словам, очень важна конкуренция. Без повышения конкуренции невозможно решить стоящие перед страной задачи, сообщил президент. Если недовольство сращиванием государства и бизнеса – это не дежурная риторика, то слова о важности конкуренции могут означать перемены в экономической политике, которая практиковалась последние полтора десятка лет.
Открывая первое после президентских выборов заседание Госсовета, Владимир Путин обозначил главные задачи, которые стоят перед страной. Одной из важных задач он назвал проблему конкуренции в стране. «Без решения задач в этой сфере ничего мы с вами не сделаем», – подчеркнул президент, напомнив, что развитие конкуренции в стране является условием выполнения стоящих перед страной задач, определенных в послании Федеральному собранию.
Он напомнил, что фундаментальная значимость конкуренции определена в Конституции РФ. Мало того, продолжил глава Минэкономразвития Максим Орешкин, наличие здоровой конкурентной среды способствует устойчивому экономическому росту.
Пока же уровень конкуренции в современной России остается, мягко говоря, невысоким. «Государственные структуры, компании с госучастием занимают те ниши, где мог бы работать малый и средний бизнес. Фактически вытесняют его с рынков, монополизируя эти рынки», – сообщил он. «Как следствие, идет процесс картелизации конкурентных сфер экономики, подрываются предпринимательская инициатива и стимулы к открытию своего дела», – продолжил глава государства. В частности, приводит статистику глава государства, в 2017 году было возбуждено 675 дел об антиконкурентных соглашениях, из которых 360 касались картелей. «Это на 8% больше, чем в предыдущем, 2016 году. Лидерство здесь уже который год подряд удерживает сфера строительства», – сообщает Владимир Путин.
При этом у госструктур, компаний с госучастием совершенно другие лоббистские и финансовые возможности, и доступ к кредитам у них тоже намного проще, замечает президент. В результате «ущерб для экономики страны (наносится) колоссальный, мы его просто не ощущаем, не чувствуем», подчеркивает глава государства.
Картельные сговоры – это не столько сговоры на рынке между конкретными хозяйствующими субъектами, но и сговор между бизнесом и властью, рассказывает президент. «Мы должны с этим бороться и не должны допускать в нашей экономике, в нашей стране», – подчеркнул Путин.
Недоволен президент и тем, что многие региональные чиновники зачастую предпочитают работать с местными организациями. «Проще работать со своими ГУПами и МУПами, чем выбирать эффективных исполнителей на конкурентном рынке. Такие действия ведут к росту бюджетных расходов, консервируют отсталые производства и низкое качество продукции. В конечном итоге от этого страдают потребители, то есть граждане России», – замечает глава государства, подчеркивая, что протекция, которую бездумно обеспечивают местным компаниям региональные власти, недопустима. «Местный производитель – это значит российский, не какой-то «квасной», это чрезвычайно важно. А мы наблюдаем такой региональный протекционизм даже у тех регионов, которые находятся в передовиках и показывают хорошие результаты развития», – обратил внимание президент, отметив, что «тепличные условия для своих в итоге коверкают конкурентную среду».
В частности, приводит пример он, почти 99% нарушений антимонопольного законодательства в 2017 году было совершено региональными и муниципальными органами власти. «Пока, к сожалению, в сфере конкуренции немало случаев прямого игнорирования законов, особенно со стороны местных властей… В общем количестве нарушений антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов власти в 2017 году из числа общих нарушений – 1,2%, а региональными и муниципальными органами власти – 98,8%», – сообщает глава государства.
В дополнение к этим цифрам можно напомнить и сознательное подавление конкуренции со стороны госкомпаний. Только что Минфин обнародовал информацию о том, что свыше 96% закупок госкомпаний за прошлый год осуществлялись на неконкурентной основе. Подобные выводы ведомство Антона Силуанова основывало на данных мониторинга применения закона «О закупках». Всего же за прошлый год было заключено договоров на 16,5 трлн руб., что практически сопоставимо с бюджетом РФ.
В то же время глава государства не видит необходимости делать из Федеральной антимонопольной службы правоохранительную структуру. «Превращать ФАС в правоохранительную структуру пока, мягко говоря, преждевременно. Если мы сделаем в полном объеме, это значит, что фактически мы превращаем ФАС в правоохранительную структуру», – обратил внимание президент Путин, не исключая возможности усилить роль ведомства Игоря Артемьева при предварительном следствии.
Фактически выступает глава государства и против ужесточения антимонопольного законодательства. В частности, он привел в пример, как складывалось антимонопольное законодательство в странах с развитой рыночной экономикой. «Более жесткое наказание, чем за нарушение антимонопольного законодательства, можно было представить себе только за государственную измену и за убийство… Можно, конечно, и это все легализовать, но это ничего общего не имеет с вопросом административного давления на бизнес», – рассуждает президент.
Заявления президента об отсутствии конкуренции в стане звучат как заявления оппозиционера, замечают эксперты «НГ». «Но человек, у которого вот-вот начнется четвертый президентский срок, в перестроенном под себя государстве вероятно видит лишь «отдельные недостатки», – говорит старший научный сотрудник Центра экспертизы законодательства Академии народного хозяйства и госслужбы Вадим Новиков.
Российская экономика вполне может претендовать на статус самой нерыночной среди рыночных, продолжает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский. «На долю госсектора в структуре ВВП нашей страны с 2016 года приходится свыше 70%. Для сравнения, в США – всего 28%, а в социалистическом Китае – менее 30%», – рассказывает он. Кроме того, кризис стимулирует укрупнение бизнеса – это стандартная для всего мира практика. «Особенность же России в том, что это укрупнение происходит вокруг государственного сектора», – замечает аналитик. «В целом же рынок как таковой сейчас существует только на уровне малого и среднего бизнеса. Но и здесь все чаще, если речь идет о конкуренции, то это конкуренция не за клиента, а за бюджетные средства», – рассуждает Илья Жарский.
Слова президента о конкуренции – это, скорее, общие слова и общеизвестные призывы. «Намерения и призывы должны воплощаться в нормативные документы, новые нормы и требования – в повседневную практику, которая должна дать результаты, и вот их, эти результаты и стоит действительно обсуждать и анализировать. До тех пор – это просто дежурные слова, сказанные на дежурном мероприятии», – считает эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. Он также напоминает, что к теме конкуренции руководство страны обращается не в первый раз. К проблеме конкуренции глава государства обращался и в 2008 году, будучи премьером, и в 2012-м, и в 2015-м, напоминает эксперт. «Проблема развития конкуренции, в том числе и региональный монополизм, десятилетиями находится в сфере внимания руководства страны, где, видимо, будет находиться и дальше», – не исключает Калачев. «И при всех планах, программах и дорожных картах, и даже той большой работе, которую проводит антимонопольное ведомство, проблема картелизации остается актуальной, если не обостряется. Зачастую именно центр, разрешая отдельные действия в виде исключения, создает неверные прецеденты», – резюмирует экономист.
комментарии(0)