Без преувеличения можно сказать, что сегодня российский бизнес переживает один из самых драматичных моментов своей истории. На фоне беспрецедентного внешнего давления на наших глазах происходят тектонические сдвиги в структуре всей экономики, рушатся старые связи, под ударом находятся как отдельные компании, так и целые отрасли.
В качестве индикатора экономической активности может служить транспортная отрасль. Весь прошлый год на рынке морских перевозок наблюдалось активное перераспределение ресурсов и процессы слияния-поглощения. И если из-за дела братьев Магомедовых «Транснефть» приостановила переговоры с «Суммой» о судьбе Новороссийского морского торгового порта (НМТП), то другая крупная сделка в портовом бизнесе благополучно завершилась. 12 апреля Группа «Дело» Сергея Шишкарева купила за 250 млн долл. 30,75% акций одного из крупнейших российских стивидоров – компании Global Ports. Продавцами выступили структуры Группы «Н-Транс» Андрея Филатова, Никиты Мишина и Константина Николаева.
Эта сделка знаменует важный этап развития отечественного бизнеса. Фактически с апреля 2018 года крупнейшая транспортно-логистическая группа «Н-Транс» прекратила своё существование в том виде, в котором она завоевала рынок 10 лет назад.
Причин этому несколько. Это, безусловно, и крайне негативная внешняя конъюнктура, обрушившая стивидорный рынок. И решения правительства, обязавшего операторов перевалки грузов в портах перевести тарифы в рубли. Не стоит сбрасывать со счетов и личные амбиции совладельцев компании, каждый из которых имел свои представления о будущем.
Расхождение личных траекторий совладельцев «Н-Транса» началось ещё в 2011 году, когда Мишин и Николаев вышли из капитала железнодорожного оператора «Трансойл», а Филатов отказался от этого шага. В 2013 году Мишин, Филатов и Николаев разделили пакеты в железнодорожном сегменте Группы «Н-Транс» – компании Globaltrans, фактически закрепив раздел бизнеса. Неудивительно, что вот уже несколько лет идут разговоры о продаже этого железнодорожного оператора. В начале текущего года интерес к покупке Globaltrans проявил совладелец холдинга «Новапорт» Роман Троценко и Филатов стал единственным из конгломерата, который сразу заявил, что продавать свою долю не планирует.
Продажа Global Ports открывает новую страницу российского бизнеса. Дело в том, что с учетом серьезных ограничений на рынке внешних заимствований среди российских транспортников не так много игроков с «живыми деньгами». В результате сделки каждый из партнеров получил порядка 83,3 млн долл., которые они будут тратить для развития собственных проектов, уже никак не связанных с «Н-Трансом».
Вопрос о том, куда пойдут эти деньги, не простой, учитывая то, что сделка пришлась на тяжёлую внешнеполитическую ситуацию, когда перед бизнесом встал выбор стратегии экономического поведения и размещения капиталов.
И сейчас у каждого из бизнесменов в приоритете свои проекты. Например, Никита Мишин заявил о финансировании проекта развития образования.
Андрей Филатов вывел свои активы из-за границы, консолидировав их в России. Это позволит ему и дальше инвестировать в российскую транспортную инфраструктуру, поддерживать развитие шахмат в России через возглавляемую им Российскую шахматную федерацию. Кроме того, сейчас Филатов в качестве соинвестора реализует проект по освоению газового месторождения «25 лет Независимости» в Узбекистане, фактически представляя экономические интересы РФ в центральноазиатском регионе.
Произошедшая на рынке морских перевозок сделка может во многом выступать индикатором зрелости российского бизнеса, его ответственности перед будущими поколениями, готовности отозваться на призыв президента Владимира Путина сохранять капиталы в России. Наблюдая за стратегией бизнеса, движением капиталов, многое становится очевидным – именно так Россия может отличить случайных попутчиков от друзей, на которых можно положиться.
комментарии(0)