Большинство опережающих индикаторов свидетельствуют о продолжении экономического роста. Источник: Минэкономразвития РФ
Правительство меняет текущий далекий от реальности макропрогноз на новый, но тоже нереалистичный, потому что и он уже устарел. Скорректированная версия не учитывает в полной мере ужесточение санкций и неустойчивость рубля. При этом правительство, судя по всему, планирует повысить прогнозную стоимость нефти на 30–40% по сравнению с прошлыми расчетами. Но это не предполагает пересмотра динамики ВВП: его рост в 2018-м все равно ожидается около 2%. Похоже, дополнительные доходы от нефти в экономику будут поступать дозированно. При этом именно нефть останется главной надеждой России.
Стали известны некоторые детали обновленного макроэкономического прогноза правительства на 2018 год.
Правда, этот скорректированный прогноз скорее всего тоже будет пересмотрен. Судя по данным, просочившимся в СМИ, он выглядит нереалистично.
Речь идет о документе «Ожидаемые итоги социально-экономического развития РФ на 2018 год», подготовленном Минэкономразвития (МЭР) и направленном в Минфин. Ведомство Максима Орешкина пока не раскрывало детали прогноза. Но о них сообщили информагентствам неназванные источники.
Судя по сообщению Интерфакса, обновленная версия предполагает значительный пересмотр стоимости нефти: прогнозная цена будет повышена сразу на 30–40% по сравнению с той, которая заложена в сентябрьский вариант. Такой коридор объясняется расхождением в «показаниях» источников.
Сначала сообщалось, что МЭР планирует заложить в скорректированный прогноз 61,4 долл. за баррель нефти Urals. Потом поступили сообщения о 58,9 долл. за баррель. Сентябрьский прогноз, который лег в бюджет на 2018–2020 годы, предполагал, что в 2018-м Urals будет стоить 43,8 долл. за баррель. Когда велась работа над сентябрьской версией, нефтяные цены превышали 50 долл. за баррель, поэтому заложенные в тот правительственный прогноз цены казались заниженными. Теперь на фоне текущих котировок заниженным выглядит и новый ориентир правительства по нефтяным ценам.
Несмотря на столь резкое улучшение прогноза по нефти, правительство не планирует пересматривать динамику ВВП. По данным информагентств, прогноз по ВВП остается без изменения: годовой рост составит немногим более 2%. Международный валютный фонд вчера сообщил, что рост ВВП РФ будет в 2018-м 1,7%, а в 2019-м он замедлится до 1,5%.
При этом правительство может ухудшить прогноз по промышленному росту – до 1,7% против указанных ранее 2,5%. В понедельник Росстат сообщил, что по итогам первого квартала 2018-го годовой рост промпроизводства составил 1,9%.
Еще одно необычное предположение: доходы населения будут расти значительно лучше, чем прогнозировалось до сих пор. В новой версии рост реальных доходов населения может составить 3,8% по итогам года против 2,3%, которые прописаны в действующем прогнозе.
Наконец, необычным сейчас кажется предполагаемое изменение прогнозируемого среднегодового курса рубля. Если в сентябрьской версии прописан 64,7 руб. за 1 долл., то в обновленной – 58,6 руб. за 1 долл. Хотя на фоне недавних валютных скачков и нового витка санкций сентябрьский вариант кажется даже более реалистичным.
Хотя мнения экспертов относительно факторов, влияющих на курс рубля, расходятся. Несмотря на недавние скачки, «рубль сохраняет привязку к нефти, а потому выглядит перепроданным», считает аналитик «Алор Брокер» Алексей Антонов. Но сама нефть «сохраняет в себе риски обесценивания», уточняет он. Однако как поясняет, в свою очередь, аналитик «Фридом Финанс» Георгий Ващенко, «ранее предполагалось, что курс рубля к доллару будет определяться исходя из цены на нефть в диапазоне 3300–3600 руб. за баррель, но сейчас действие фундаментальных факторов сильно ослабло».
Как уточняет источник Интерфакса, в том варианте, который МЭР направил в Минфин, ведомство не успело учесть новые санкции. Значит, скорректированная версия уже устарела. Итоговый вариант макропрогноза, по его словам, будет готов в мае. Правда, как можно судить по апрельскому докладу МЭР «Картина экономики», опубликованному в понедельник, ведомство не обязательно попытается учесть санкции. Потому что если это сделать, тогда придется признать неспособность правительства смягчить негативные эффекты санкций.
«Введение новых санкционных мер в отношении российских компаний, бизнесменов и топ-менеджеров привело к повышению волатильности на финансовых рынках. Последствия для реального сектора российской экономики могут наступить только в случае долгосрочного сохранения негативных тенденций на финансовых рынках, – сообщают в МЭР. – Вместе с тем макроэкономическая политика последних лет была направлена на снижение чувствительности российской экономики к внешним шокам. За прошедшее с 2014 года время экономическим блоком расширенного правительства был разработан разносторонний инструментарий, позволяющий как точечно, так и системно абсорбировать возникающие риски».
Но на практике удается «абсорбировать» не все риски. Бизнес-омбудсмен Борис Титов обратил внимание на то, что в обновленном прогнозе МЭР остается неизменным рост ВВП и одновременно с этим ухудшаются оценки по росту промышленности. Он делает вывод: «Поскольку на промышленное производство надежды не возлагаются, то на помощь, как всегда, приходит нефть». Новый прогноз предполагает значительное повышение нефтяных цен, «а если бы не это, то здравствуй, полноценная стагнация», замечает он. «Нет сейчас в России источников роста, кроме нефти. До сих пор не создали. Производить по-прежнему и опасно, а главное, невыгодно из-за возрастающих издержек и низкого спроса», – считает Титов.
Хотя источник Интерфакса уточняет, что, судя по новому прогнозу, драйвером промпроизводства станет обрабатывающая промышленность, добыча будет стагнировать. В «Картине экономики» МЭР также сообщает, что «оперативные индикаторы свидетельствуют о продолжении роста экономики темпами, близкими к наблюдаемым в январе-феврале»: в январе годовой рост ВВП составил 1,9%, в феврале – 1,5%.
Сложно сказать, чем руководствуется Минэкономразвития, оперируя цифрами прогноза, говорит эксперт «Финам» Алексей Калачев. Он приводит пример: «Может быть, пересмотр в сторону увеличения показателей по реальным доходам, обороту розничной торговли и инвестициям связан с планируемой реализацией предвыборных и послевыборных обещаний. Их финансирование вряд ли возможно без включения печатного станка. Однако остается непонятным, за счет чего тогда должен сохраниться заниженный уровень инфляции».
«Мы видим, что рост нефтяных цен стал слабо транслироваться в экономический рост, – продолжает Калачев. – Средняя цена нефти в 2017-м тоже оказалась на 25–30% выше средней цены 2016 года и гораздо выше прогноза. Тем не менее, это не слишком сказалось на росте российского ВВП, составившего всего 1,5%».
«В обновленном варианте бюджета цена на нефть скорректирована в сторону повышения, но при этом возрастают риски дефицита бюджета в случае повторения обвального падения мировых цен», – предупреждает доцент Высшей школы корпоративного управления при РАНХиГС Тамара Сафонова.
Заметим, ситуация, когда повышение прогнозной цены на нефть никак не «транслируется» на прогноз по росту ВВП, свидетельствует о сохранении еще одной тенденции: правительство продолжит зажимать поступление в экономику дополнительных нефтяных доходов, руководствуясь жестким бюджетным правилом. Приток «лишних» нефтедолларов с высокой вероятностью будет перенаправляться и дальше в резервы.
Сейчас в международных резервах находится, по данным Центробанка на начало апреля, почти 458 млрд долл., из них именно валютные резервы составляют 377,5 млрд долл. При этом на вложения в ценные бумаги других стран приходится более 264 млрд долл. (показатель марта). Судя же по данным Минфина США (на февраль), Россия держит в американских гособлигациях 93,8 млрд долл. С одной стороны, если сравнивать с концом 2017 года, Россия сейчас выводит средства из ценных бумаг США: в декабре ее вложения в них были выше 100 млрд долл. С другой стороны, по сравнению с февралем 2017-го Россия, наоборот, нарастила вложения в американские госбумаги: тогда показатель был 86,3 млрд долл. Фактически деньги из экономики изымаются, чтобы затем они осели в ценных бумагах и валютах других государств.
комментарии(0)