Применение современных технологий управления позволяет сделать регистратуру дружественным для пациентов сервисом. Фото РИА Новости
Немногие знают, что наибольшую часть медицинских услуг, около 60%, оказывают пациентам учреждения так называемой первичной медико-санитарной помощи: поликлиники, фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) и пр. Это самый загруженный и крайне важный элемент системы здравоохранения, от уровня развития которого зависит здоровье огромного числа граждан. Усиление внимания к профилактике, обусловленное требованиями современной медицины, еще более поднимает значимость первички. Минздрав уже несколько лет развивает и модернизирует сеть поликлиник и ФАПов, чтобы обеспечить пациентам качественное медицинское обслуживание вне зависимости от того, где они живут – в большом городе или маленькой деревне.
Медицинские учреждения, в которые пациенты обращаются в первую очередь при возникновении проблем со здоровьем, должны быть максимально доступны для граждан, находиться буквально в шаговой доступности. А как раз с этим у нас традиционные проблемы. По нормативам советского здравоохранения ФАПы открывались только в селах с числом жителей более 300. Из-за демографических изменений к началу XXI века количество таких сел в стране значительно сократилось. К тому же порядки в региональной медицине стали устанавливать местные власти, которые часто проводили сокращение «неэффективной» сельской медицины, не особенно сообразуясь с медицинской логикой. В результате к 2010 году в селах были закрыты 15 тыс. амбулаторий и ФАПов, и, как оказалось, многие из них – без веских на то причин.
В 2012 году этот процесс экономии на сельской медицине был остановлен. Минздрав стал восстанавливать единую систему здравоохранения по всей стране и впервые с советского времени ввел единые нормативы размещения медучреждений первичного уровня, причем более строгие, чем раньше. Теперь стало учитываться не только количество жителей в селе, но и время в пути до ближайшего медучреждения. «Сейчас работают жесткие критерии: поликлиническая помощь должна находиться в шаговой доступности – 60 минут пешком или 15 минут на общественном транспорте, – отмечала министр здравоохранения Вероника Скворцова. – Установлен срок доезда скорой помощи – 20 минут, хотя в труднодоступных регионах, понятно, местные власти эти нормы имеют право подкорректировать». Для централизованного контроля за соблюдением этих нормативов появилась специальная геоинформационная система, в которой собраны данные о всех населенных пунктах и всех медучреждениях, о наличии и качестве дорог и работе транспорта. Данные системы легли в основу региональных «дорожных карт» устранения территориальных дефицитов медицинской инфраструктуры. Сегодня выполнение этих планов уже завершается: в 2016 году были открыты более 500 амбулаторий, ФАПов и кабинетов врачей общей практики, в 2017 году – более 450, до необходимого уровня осталось еще около 600. Для деревень и поселков, где живет менее 100 и даже менее 10 человек, предусмотрены особые формы организации медпомощи – например, мобильные амбулатории. В 34 регионах с наиболее сложной доступностью развивается санитарная авиация.
Другая традиционная проблема первичного звена – кадры. В поликлиниках, особенно в малых населенных пунктах, всегда не хватало участковых терапевтов, педиатров и ряда узких специалистов. Сейчас кадровый вопрос также решается по-новому. Прежде всего, при помощи методики, разработанной в Центральном НИИ организации и информатизации здравоохранения, был проведен расчет потребности в медицинских кадрах на уровне отдельных муниципалитетов. Потребность регионов и страны в целом в конкретных медицинских специальностях определяет планы работы медицинских вузов, в которых развиваются контрактно-целевые механизмы взаимодействия с регионами и студентами. В результате в в прошлом году в системе здравоохранения работало уже на 4 тыс. врачей больше, чем пять лет назад.
Чтобы привлечь врачей на село, с 2012 года работает программа «Земский доктор», по которой молодым врачам предоставляются бесплатное жилье и подъемные деньги. Эта программа уже позволила привлечь в сельские медучреждения более 29 тыс. молодых специалистов. А в 2018 году на федеральном уровне начала работать новая, успешно прошедшая тестирование программа «Земский фельдшер». Причем уровень подготовки врачей во всех медвузах страны теперь гарантирует новая система допуска к профессиональной деятельности – аккредитация, основанная на независимой оценке квалификации выпускников экспертами-практиками. Параллельно создается новая современная система непрерывного медицинского образования, которая заменит собой устаревший формат повышения квалификации.
Сделать поликлиники комфортным для посетителей местом, сберечь время и нервы и увеличить время, которое врач может уделить общению с пациентом, призван запущенный в 2016 году пилотный проект «Бережливая поликлиника», основанный на промышленных lean-технологиях. В рамках проекта перестраивается работа поликлиник: изменяется формат работы регистратуры, разделяются потоки здоровых и больных пациентов, оптимизируется график работы специалистов и лабораторий, модернизируются рабочие места и автоматизируются информационные процессы. Применение современных технологий управления позволило сократить время ожидания в очереди у регистратуры в четыре раза, время ожидания приема у кабинета врача – в восемь раз, а время работы врача с пациентом, напротив, увеличить в два раза. Опыт «Бережливой поликлиники» будет распространен по всей стране путем реализации особого приоритетного проекта российского правительства «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», рассчитанного до 2020 года.
комментарии(0)