Развитие цифровой энергетики в России не должно происходить за счет потребителей электроэнергии, отмечалось на прошедшем в Госдуме круглом столе, организованном комитетом по энергетике. По мнению его участников, цифровизация могла бы дать эффект не только в виде повышения общей эффективности бизнес-процессов, но и в виде снижения тарифов – по крайней мере могла бы не увеличивать нагрузку на потребителей. Правда, для этого нужно пересмотреть некоторые аспекты программы, которую планируют реализовать в электросетевом комплексе.
Видимо, непосредственным поводом для сбора экспертов и представителей бизнеса в стенах нижней палаты была подготовка ко второму чтению законопроекта об интеллектуальных системах учета электроэнергии (мощности), который предполагает возможность массовой установки «умных счетчиков» в сетевом комплексе. Как отметил глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный, данный законопроект – лишь первый шаг в направлении цифровизации энергетики. Задача законодателей, по его словам, – определить четкую систему требований к интеллектуальным системам, правила игры, технические регламенты, а также учесть важнейший вопрос обеспечения информационной безопасности таких систем.
Впрочем, обсуждение вышло далеко за рамки этого вопроса – к тому же рассмотрение законопроекта застопорилось, а в последнее время в области цифровизации произошли и новые события. Как напомнил директор Департамента государственной энергетической политики Минэнерго РФ Алексей Кулапин, внедрение цифровых технологий и платформенных решений в приоритетные отрасли экономики, в том числе энергетическую инфраструктуру, обозначены в качестве ключевых направлений развития страны на ближайшую перспективу в новом майском указе президента России. Во исполнение указа сейчас разрабатывается национальная программа «Цифровая экономика», одним из направлений которой станет федеральный проект «Цифровая энергетика», формируемый Минэнерго. Кроме того, внедрение цифровых технологий – это еще и вопрос национальной безопасности: участникам дискуссии напомнили недавние слова Владимира Путина о том, что тот, кто будет владеть цифровыми платформами, будет владеть миром.
Своим опытом цифровизации технологических и бизнес-процессов поделились представители крупных энергетических компаний – концерна «Росэнергоатом», «Газпром нефти», корпорации «Хоневелл Россия» (Honeywell). Обсуждалась и программа, предложенная «Россетями», для реализации которой в Госдуме и рассматривают законопроект об «умных счетчиках» – их установка должна стать первым этапом масштабной цифровизации распределительного сетевого комплекса. Как отметил директор РУСАЛа по работе с естественными монополиями Максим Балашов, она потребует в дополнение к заложенным в нынешнюю инвестпрограмму «Россетей» 1,7 трлн руб. еще 1,3 трлн руб. до 2030 года на цели, которые потребителям электроэнергии не вполне ясны: «Нам говорят, что основным эффектом будет сокращение потерь. Но при этом физические процессы не меняются, и это сокращение окажется просто установкой счетчиков, которые подсчитают, кто и сколько украл электроэнергии. По подсчетам экспертов, для этих целей достаточно 200 млрд руб., а остальным деньгам можно найти более достойное применение».
Сомнения вызывают и источники привлечения средств. Согласно сделанным ранее заявлениям «Россетей», возможно, потребуются дополнительный рост тарифа сибирской и ряда других сетевых организаций на 8%, отмена льготного присоединения и перераспределение средств на потребителей, присоединенных к магистральным сетям «Федеральной сетевой компании» (ФСК), – последнее усугубит и без того тяжелую проблему перекрестного субсидирования в электроэнергетике. В случае невозможности использования собственных источников финансирования необходимо будет включить затраты в тариф на услуги по передаче электроэнергии, что, по некоторым подсчетам, приведет к его росту на 4–12% в год и росту стоимости электроэнергии на 2–5% в год.
«На наш взгляд, нужно еще раз тщательно взвесить суммы, необходимые для цифровизации, – считает Максим Балашов. – Главным моментом должна стать экономия, только за счет этого и нужно реализовывать меры по цифровизации. Основной риск – в том, что опять в рамках перекрестного субсидирования часть затрат ляжет на потребителей оптового рынка: убрав его, можно делать что угодно. Минимум затрат и максимум эффекта – вот к чему надо стремиться».
К тому же в сетевом комплексе есть пример проектов, реализуемых ФСК, где инвестпрограмма по цифровизации составляет 72 млрд руб. и полностью производится в рамках существующих тарифных решений без дополнительной нагрузки на потребителей. Сейчас уровень цифровизации в ФСК – 80%, до 2025 года планируется строительство 32 новых цифровых подстанций, недавно построена подстанция «Тобол».
С таким подходом согласен первый заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике Сергей Есяков, напомнивший неудачный опыт договоров присоединения мощности (ДПМ), в рамках которых потребители пошли на ускоренные повышенные платежи для строительства новых объектов генерации, но в итоге не получили никакой экономии: «Нельзя, чтобы все это техническое перевооружение оказалось идеей ради идеи. Нужно, чтобы каждый потребитель почувствовал конечный результат». По мнению выступавших экспертов, цифровизация в электроэнергетике вообще-то должна вести к снижению тарифа на электроэнергию.
«Россети» говорят: дайте нам полтора триллиона при росте тарифа на уровне инфляции и при этом оставьте нам эффект от этой программы. Тогда зачем это потребителям? – задается вопросом директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев. – Все субъекты электроэнергетики хотят долго тратить деньги за счет потребителей и чтобы экономика от этого никакого эффекта не имела. Это неправильно».
комментарии(0)