0
9268
Газета Экономика Интернет-версия

06.07.2018 00:01:00

В РФ усиливается потребительское расслоение

Пока одни наращивают покупки в кредит, у других растут долги по коммуналке

Тэги: экономика, доходы, расслоение, автомобили, продажи, жкх, должники

Информация обновлена 19:35 11.07.2018

экономика, доходы, расслоение, автомобили, продажи, жкх, должники Некоторые россияне о покупке нового авто могут только мечтать. Фото PhotoXPress.ru

Расширяющаяся пропасть в доходах россиян хорошо видна в зеркале оперативной статистики. С одной стороны, в стране наблюдается бум продаж новых автомобилей. А с другой – рост хронических неплатежей граждан за услуги ЖКХ. В июне продажи новых легковых авто выросли на 11%, за первое полугодие 2018-го – на 18%. При этом с начала года почти на 14% выросло число тех, кто не может выплатить коммунальные долги даже после решения суда.

Ранее Росстат отчитался о рекордном росте реальных зарплат россиян. Так, по данным ведомства Александра Суринова, за пять месяцев текущего года реальная заработная плата в РФ увеличилась на рекордные 9%. При этом реальные располагаемые доходы граждан за тот же период увеличились на 2%.

Картину роста доходов подтверждают и продажи товаров далеко не первой необходимости. В частности, продолжают увеличиваться продажи легковых автомобилей в России, сообщили вчера в АЕБ. Согласно их данным, в июне этого года продажи авто увеличились почти на 11% в годовом выражении и составили 156,4 тыс. штук. В целом же за первое полугодие продажи увеличились на 18,2% – до 849,2 тыс. авто.

Примерно та же тенденция и на рынке подержанных машин. Согласно данным агентства «Автостат», в мае этого года объем рынка легковых автомобилей с пробегом превысил 486 тыс., что на 11,4% выше аналогичных показателей прошлого года. Однако в целом за первые пять месяцев текущего года в стране было приобретено свыше 2,6 млн подержанных авто, что лишь на 1,3% выше показателей прошлого года.

Можно предположить, что такая разнонаправленность показателей продаж новых и поддержанных машин объясняется тем, что первые чаще покупают в кредит, тогда как последние – за наличный расчет. И доля выданных в стране автокредитов действительно увеличивается, подтверждают в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). Согласно их выводам, которые компания основывает на данных от 4100 кредиторов, в январе–мае 2018 года было выдано автокредитов на сумму в 218,7 млрд руб., что на 34,4% больше чем годом ранее, указывают в НБКИ.

Автомобильный бум выглядит тем более удивительно, если учесть, что в стране растет также и задолженность граждан за жилищно-коммунальные услуги. Так, согласно данным того же НБКИ, только по состоянию на 1 июля число злостных неплательщиков, то есть тех, кто не погасил долг за услуги ЖКХ по решению суда, достигло 27,5 тыс. человек. По сравнению с началом 2018 года их число увеличилось на 13,6%, рассказывают в компании.

Выросла за этот период и сумма задолженности. «По состоянию на 1 июля 2018 года задолженность этих граждан за жилищно-коммунальные услуги составила около 1,35 млрд руб., увеличившись за 2018 год на 5,5% (на 1 июля – около 1,28 млрд руб.)», – сообщают в организации. В то же время, продолжают в НБКИ, средний размер задолженности несколько снизился и находится на уровне 46 тыс. руб.

Кроме того, растет и число юридических лиц, информация о долгах которых также передается в НБКИ, продолжают в организации. За шесть месяцев 2018 года их уже насчитывается около 2,9 тыс., что на 16% выше январских показателей.

Пестрят сообщениями о коммунальных должниках и региональные СМИ. К примеру, долги омичей за тепло превысили 2,6 млрд руб., притом что весь бюджет Омска составляет 17 млрд, рассказали местные чиновники. Почти такая же задолженность и у жителей Уфы, при этом за последний год она увеличилась на 350 млн руб., сообщили региональные власти.

«В 2018 году расчеты за энергоресурсы остаются одной из наиболее характерных проблем российской энергетики», – замечает предправления ассоциации «Надежный партнер» Андрей Романчук.

По данным Минстроя, общая сумма задолженности по коммунальным платежам в 2017 году составила 1,3 трлн руб. Однако из этой суммы только половина (645 млрд руб.) – долги жильцов. «Жители в основном очень дисциплинированно платят за ЖКХ. Среди них лишь 6% имеют долги по жилищно-коммунальным услугам», – говорил тогдашний глава Минстроя Михаил Мень. То есть остальная сумма задолженности – долги посредников между потребителями и ресурсоснабжающими компаниями (см. «НГ» от 03.09.17).

Продажи автомобилей получили мощный импульс в начале года за счет государственных программ субсидирования: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и подобных, объясняют эксперты «НГ». По их мнению, нет никакого противоречия между ростом продаж автомобилей и увеличением задолженности за услуги ЖКХ. «Люди, покупающие новые автомобили, и люди, не оплачивающие услуги ЖКХ, находятся в абсолютно разных социальных стратах. И в одной из этих страт может быть прирост благосостояния, а в другой – падение доходов», – замечает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.

Кроме того, весьма вероятно, что люди, годами не оплачивающие ЖКХ, делают это не только в силу сложных финансовых обстоятельств, но и по каким-то странным идейным убеждениям. «Среди должников по ЖКХ есть владельцы 5- и 6-комнатных квартир, то есть люди не бедные», – признает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. Тем не менее снижение реальных доходов населения приводит к тому, что многие или не в состоянии платить за коммунальные услуги, или не спешат это делать, направляя свои доходы на другие нужды, продолжает эксперт.

Проблема с повседневными тратами населения, их финансовой устойчивостью стоит острейшая, и наблюдения АЕБ лишь подтверждают это. «Рост продаж авто сосредоточен или в секторе кредитных машин, или в секторе премиум-автомобилей, где проблем с финансами нет. С коммунальными услугами россияне остаются один на один и либо планируют свои ежемесячные финансовые поступления таким образом, чтобы не допускать долгов, либо остаются должны структурам ЖКХ. Третьего здесь не дано», – резюмирует старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.

После последнего абзаца добавить: «Расслоение в обществе снижается», - замечает аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. В частности, указывает эксперт, за последние десять лет разница средней заработной платы 10% работников с наибольшей зарплатой и 10% работников с наименьшей заработной платой снизилось с 22 раз до 14 раз. «Тем не менее, расслоение общества характеризуется не только посредством различия в доходах, но и различием в структуре сбережений и кредитной нагрузкой. У более зажиточных россиян меньше долговая нагрузка, в том числе стоимость обслуживания долга», - отмечает экономист.           


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кризис международного права и провал порядка, основанного на правилах

Кризис международного права и провал порядка, основанного на правилах

Плохо работают все институты и механизмы как Ялтинско-Потсдамского, так и Бреттон-Вудского мироустройства

0
765
Минфин визуализирует доходы экспортеров

Минфин визуализирует доходы экспортеров

Анастасия Башкатова

Доллар, не чувствуя преград, устремился к 115 рублям

0
1618
Немецкие эксперты диагностируют кризис

Немецкие эксперты диагностируют кризис

Олег Никифоров

Экономика Германии загнана в тупик, из которого самостоятельно выбраться не сможет

0
1347
Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
1783

Другие новости