Некоторые россияне о покупке нового авто могут только мечтать. Фото PhotoXPress.ru
Расширяющаяся пропасть в доходах россиян хорошо видна в зеркале оперативной статистики. С одной стороны, в стране наблюдается бум продаж новых автомобилей. А с другой – рост хронических неплатежей граждан за услуги ЖКХ. В июне продажи новых легковых авто выросли на 11%, за первое полугодие 2018-го – на 18%. При этом с начала года почти на 14% выросло число тех, кто не может выплатить коммунальные долги даже после решения суда.
Ранее Росстат отчитался о рекордном росте реальных зарплат россиян. Так, по данным ведомства Александра Суринова, за пять месяцев текущего года реальная заработная плата в РФ увеличилась на рекордные 9%. При этом реальные располагаемые доходы граждан за тот же период увеличились на 2%.
Картину роста доходов подтверждают и продажи товаров далеко не первой необходимости. В частности, продолжают увеличиваться продажи легковых автомобилей в России, сообщили вчера в АЕБ. Согласно их данным, в июне этого года продажи авто увеличились почти на 11% в годовом выражении и составили 156,4 тыс. штук. В целом же за первое полугодие продажи увеличились на 18,2% – до 849,2 тыс. авто.
Примерно та же тенденция и на рынке подержанных машин. Согласно данным агентства «Автостат», в мае этого года объем рынка легковых автомобилей с пробегом превысил 486 тыс., что на 11,4% выше аналогичных показателей прошлого года. Однако в целом за первые пять месяцев текущего года в стране было приобретено свыше 2,6 млн подержанных авто, что лишь на 1,3% выше показателей прошлого года.
Можно предположить, что такая разнонаправленность показателей продаж новых и поддержанных машин объясняется тем, что первые чаще покупают в кредит, тогда как последние – за наличный расчет. И доля выданных в стране автокредитов действительно увеличивается, подтверждают в Национальном бюро кредитных историй (НБКИ). Согласно их выводам, которые компания основывает на данных от 4100 кредиторов, в январе–мае 2018 года было выдано автокредитов на сумму в 218,7 млрд руб., что на 34,4% больше чем годом ранее, указывают в НБКИ.
Автомобильный бум выглядит тем более удивительно, если учесть, что в стране растет также и задолженность граждан за жилищно-коммунальные услуги. Так, согласно данным того же НБКИ, только по состоянию на 1 июля число злостных неплательщиков, то есть тех, кто не погасил долг за услуги ЖКХ по решению суда, достигло 27,5 тыс. человек. По сравнению с началом 2018 года их число увеличилось на 13,6%, рассказывают в компании.
Выросла за этот период и сумма задолженности. «По состоянию на 1 июля 2018 года задолженность этих граждан за жилищно-коммунальные услуги составила около 1,35 млрд руб., увеличившись за 2018 год на 5,5% (на 1 июля – около 1,28 млрд руб.)», – сообщают в организации. В то же время, продолжают в НБКИ, средний размер задолженности несколько снизился и находится на уровне 46 тыс. руб.
Кроме того, растет и число юридических лиц, информация о долгах которых также передается в НБКИ, продолжают в организации. За шесть месяцев 2018 года их уже насчитывается около 2,9 тыс., что на 16% выше январских показателей.
Пестрят сообщениями о коммунальных должниках и региональные СМИ. К примеру, долги омичей за тепло превысили 2,6 млрд руб., притом что весь бюджет Омска составляет 17 млрд, рассказали местные чиновники. Почти такая же задолженность и у жителей Уфы, при этом за последний год она увеличилась на 350 млн руб., сообщили региональные власти.
«В 2018 году расчеты за энергоресурсы остаются одной из наиболее характерных проблем российской энергетики», – замечает предправления ассоциации «Надежный партнер» Андрей Романчук.
По данным Минстроя, общая сумма задолженности по коммунальным платежам в 2017 году составила 1,3 трлн руб. Однако из этой суммы только половина (645 млрд руб.) – долги жильцов. «Жители в основном очень дисциплинированно платят за ЖКХ. Среди них лишь 6% имеют долги по жилищно-коммунальным услугам», – говорил тогдашний глава Минстроя Михаил Мень. То есть остальная сумма задолженности – долги посредников между потребителями и ресурсоснабжающими компаниями (см. «НГ» от 03.09.17).
Продажи автомобилей получили мощный импульс в начале года за счет государственных программ субсидирования: «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль» и подобных, объясняют эксперты «НГ». По их мнению, нет никакого противоречия между ростом продаж автомобилей и увеличением задолженности за услуги ЖКХ. «Люди, покупающие новые автомобили, и люди, не оплачивающие услуги ЖКХ, находятся в абсолютно разных социальных стратах. И в одной из этих страт может быть прирост благосостояния, а в другой – падение доходов», – замечает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский.
Кроме того, весьма вероятно, что люди, годами не оплачивающие ЖКХ, делают это не только в силу сложных финансовых обстоятельств, но и по каким-то странным идейным убеждениям. «Среди должников по ЖКХ есть владельцы 5- и 6-комнатных квартир, то есть люди не бедные», – признает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. Тем не менее снижение реальных доходов населения приводит к тому, что многие или не в состоянии платить за коммунальные услуги, или не спешат это делать, направляя свои доходы на другие нужды, продолжает эксперт.
Проблема с повседневными тратами населения, их финансовой устойчивостью стоит острейшая, и наблюдения АЕБ лишь подтверждают это. «Рост продаж авто сосредоточен или в секторе кредитных машин, или в секторе премиум-автомобилей, где проблем с финансами нет. С коммунальными услугами россияне остаются один на один и либо планируют свои ежемесячные финансовые поступления таким образом, чтобы не допускать долгов, либо остаются должны структурам ЖКХ. Третьего здесь не дано», – резюмирует старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
После последнего абзаца добавить: «Расслоение в обществе снижается», - замечает аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. В частности, указывает эксперт, за последние десять лет разница средней заработной платы 10% работников с наибольшей зарплатой и 10% работников с наименьшей заработной платой снизилось с 22 раз до 14 раз. «Тем не менее, расслоение общества характеризуется не только посредством различия в доходах, но и различием в структуре сбережений и кредитной нагрузкой. У более зажиточных россиян меньше долговая нагрузка, в том числе стоимость обслуживания долга», - отмечает экономист.
комментарии(0)