На острове Русский в ближайшем будущем появится специальный административный район для инвесторов - международных компаний. Фото с сайта www.vl.ru
Российские власти вплотную подошли к созданию выгодного законодательного режима работы для отечественных компаний, действующих на мировых рынках. Еще с 90-х годов такие компании вынуждены регистрировать свои головные офисы за рубежом: к этому их подталкивают недостаточно благоприятный инвестиционный климат в России и преимущества зарубежной регистрации. В среду в Госдуме был принят пакет законопроектов о создании в РФ специальных административных районов (САР), которые, как предполагается, заработают осенью и могут привлечь 1 млрд долл. инвестиций.
Регистрация ведущих российских компаний за рубежом все последнее время была одним из важнейших факторов, который давал им возможность развиваться и занять лидирующее положение на рынках. Например, такая практика упрощает доступ к развитым рынкам капитала, позволяя, в частности, привлекать финансирование зарубежных банков и размещать ценные бумаги на мировых фондовых площадках, – для компаний с российской «пропиской» эти возможности ограничены. Сказываются и либеральные условия проведения валютных операций и валютного контроля, обеспечение конфиденциальности информации, более высокий уровень защиты собственности и другие чувствительные вопросы.
Хотя деятельность таких компаний носит международный характер – они встроены в международные производственные цепочки, конкурируют на мировых рынках, управляют подразделениями в разных странах мира, реализуют проекты с иностранными партнерами, – они способствуют и росту российской экономики. В России такие компании имеют существенную часть производственных и иных подразделений, платят налоги в регионах своего базирования и являются крупными работодателями. Поэтому их самочувствие прямо влияет на самочувствие отечественной экономики в целом.
Между тем сейчас из-за западных санкций эта привычная картина изменилась кардинально. И проблема не только в них: общая внешнеполитическая установка в западном мире сейчас направлена на выдавливание российских конкурентов с мирового рынка. Помимо уже существующих ограничений, есть и реальные угрозы заморозки активов российских компаний, прекращения их банковского обслуживания, запретов для зарубежного бизнеса на любое взаимодействие с российскими партнерами. Если эти угрозы будут реализованы и произойдет сворачивание международных операций российского бизнеса, это сделает невозможной работу и его российских подразделений. Как следствие – закрытие производств и резкое сокращение операций их поставщиков.
Простой перерегистрацией таких компаний в России проблему не решить: это лишь увеличит их издержки и снизит конкурентоспособность, а с учетом длительности этого процесса может вообще не сработать – компании закроются раньше, чем успеют перерегистрироваться. Поэтому потребовался специальный механизм САР, предоставляющий возможность перенести активы из зарубежных юрисдикций в закрытые зоны в России с обеспечением удобного режима владения и управления ими.
«САР предоставляет для российских компаний, попавших под санкции, возможность быстрого перевода активов в Россию при сохранении привычного для них регулирования. В условиях мировой конкуренции юрисдикций с привлекательными правовыми режимами создание специальных режимов необходимо для привлечения капиталов», – заявила генеральный директор «Центра международных и сравнительно-правовых исследований» Екатерина Папченкова.
«Это связано даже не столько с санкциями, сколько с настороженным отношением за рубежом к любому российскому бизнесу. В какой-то момент он поймет, что там его особо не ждут, поэтому начнет переходить сюда. Государство сейчас пытается создать комфортную правовую среду для этого, – объясняет партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов. – Первоначальная версия законопроекта предполагала, что в САР смогут перерегистрироваться и российские компании, но теперь, после второго чтения, он ориентирован только на иностранные компании – международный бизнес, подконтрольный российским бизнесменам».
САР планируется создать на острове Русский в Приморском крае и острове Октябрьский в Калининградской области. Резиденты САР получат специальный статус международных компаний, дающий возможность применения к ним более гибкого правового режима – учреждение в течение пяти дней, конфиденциальность части сведений, ослабление ограничений на валютные операции. Перерегистрацию в САР (редомициляцию) можно будет пройти быстро и с сохранением высокого уровня защиты прав собственности.
В мире есть практика создания таких особых районов. «В Англии есть острова Мэн и Джерси, в Китае – Гонконг и несколько административных районов, – рассказывает Дмитрий Степанов. – Смысл в том, что это, с одной стороны, части одного государства, с другой, в них установлена более комфортная среда – где-то налоговая, где-то корпоративная, где-то ценнобумажная. Это не буквально офшор, а некий анклав, в котором правила несколько отличаются от действующих для всех. С САР примерно такая же ситуация. Это попытка провести правовой эксперимент, когда в рамках одной небольшой территории можно будет применять вещи, которые невозможны во всей остальной России».
Даже без учета санкционного контекста некоторые из этих мер назревали. К примеру, налоговый режим в отношении холдингов в России сейчас хуже, чем не только в офшорах, но даже в ЕС. Полученные компанией дивиденды освобождаются от налога на прибыль, если она владеет не менее 50% капитала компании-источника этих дивидендов, между тем в Европе порог для этой льготы – не выше 10% капитала. В России доходы от продажи активов освобождаются от налога на прибыль, если компания владела ими не менее пяти лет, в то время как в ЕС – не более двух лет.
Помимо этого, САР позволяет в пилотном режиме реализовать в России новые подходы к организации деловой среды. «Согласно принимаемому сейчас пакету законов, в САР, помимо особого налогового и валютного режима, будет предусмотрено в том числе развитие арбитража – более гибкие правила и ускоренное исполнение решений. В последующем возможно создание условий для развития медицины, цифровых технологий и других областей», – рассказала Екатерина Папченкова. Законопроектом, в частности, допускается привлечение международных арбитров к третейскому судопроизводству. Кроме того, для САР предусмотрена возможность работы зарубежных медицинских организаций или специалистов по иностранным медицинским стандартам и упрощенный режим сертификации медицинского оборудования и технологий, успешно прошедших соответствующие процедуры в развитых зарубежных странах.
Предполагается, что САР будет стимулировать развитие Калининградской области и Приморского края. Даже если там просто перерегистрировать компании, находящиеся под санкциями, это создаст новые денежные потоки и дополнительные бюджетные поступления. Но, как ожидается, в САР будут также размещены производства высокотехнологичных услуг, что означает создание новых рабочих мест, возникновение синергии с существующими производствами и расширение налоговой базы регионов.
«Внедрение САР направлено на развитие регионов и формирование инвестиционно привлекательной среды. Они должны стать одним из инструментов развития Приморского края и Калининградской области, повысить деловую и инвестиционную активность в данных регионах, где необходимо иметь мощные точки развития и притяжения, привлечь финансовый и человеческий капитал из близлежащих стран (западных и восточных) и остановить его утечку за рубеж», – подчеркивает Екатерина Папченкова.
Не исключено, что САР привлекут не только холдинги с российскими хозяевами, но и зарубежный легальный бизнес. Такие бизнесмены сталкиваются сейчас с сокращением возможностей экономии на налогах в связи с международными правилами обмена информацией. Например, САР могут стать «безопасными гаванями» для компаний, желающих уйти от чрезмерного контроля со стороны США, который давно используется не только для борьбы с отмыванием денег, но и для оказания давления на определенные страны и бизнес. Впрочем, еще потребуется разработка специальных механизмов, препятствующих перетоку через САР капиталов, полученных преступным путем.
«САР являются одним из этапов деофшоризационной политики в РФ, – отмечает Екатерина Папченкова. – Они создают условия для переноса центра принятия решений российского, а в перспективе – и иностранного бизнеса из зарубежных юрисдикций (Нидерланды, Люксембург, Кипр и другие) в Россию. Это укрепляет экономическую безопасность страны и в перспективе может сделать Россию центром перераспределения финансовых потоков, создать условия для притока высококвалифицированных кадров».
комментарии(0)