0
2926
Газета Экономика Интернет-версия

26.07.2018 08:00:00

Международным компаниям создают "тихую гавань" в России

Бизнес может получить достойную альтернативу иностранным юрисдикциям


На острове Русский в ближайшем будущем появится специальный административный район для инвесторов - международных компаний. Фото с сайта www.vl.ru

Российские власти вплотную подошли к созданию выгодного законодательного режима работы для отечественных компаний, действующих на мировых рынках. Еще с 90-х годов такие компании вынуждены регистрировать свои головные офисы за рубежом: к этому их подталкивают недостаточно благоприятный инвестиционный климат в России и преимущества зарубежной регистрации. В среду в Госдуме был принят пакет законопроектов о создании в РФ специальных административных районов (САР), которые, как предполагается, заработают осенью и могут привлечь 1 млрд долл. инвестиций.

Регистрация ведущих российских компаний за рубежом все последнее время была одним из важнейших факторов, который давал им возможность развиваться и занять лидирующее положение на рынках. Например, такая практика упрощает доступ к развитым рынкам капитала, позволяя, в частности, привлекать финансирование зарубежных банков и размещать ценные бумаги на мировых фондовых площадках, – для компаний с российской «пропиской» эти возможности ограничены. Сказываются и либеральные условия проведения валютных операций и валютного контроля, обеспечение конфиденциальности информации, более высокий уровень защиты собственности и другие чувствительные вопросы.

Хотя деятельность таких компаний носит международный характер – они встроены в международные производственные цепочки, конкурируют на мировых рынках, управляют подразделениями в разных странах мира, реализуют проекты с иностранными партнерами, – они способствуют и росту российской экономики. В России такие компании имеют существенную часть производственных и иных подразделений, платят налоги в регионах своего базирования и являются крупными работодателями. Поэтому их самочувствие прямо влияет на самочувствие отечественной экономики в целом.

Между тем сейчас из-за западных санкций эта привычная картина изменилась кардинально. И проблема не только в них: общая внешнеполитическая установка в западном мире сейчас направлена на выдавливание российских конкурентов с мирового рынка. Помимо уже существующих ограничений, есть и реальные угрозы заморозки активов российских компаний, прекращения их банковского обслуживания, запретов для зарубежного бизнеса на любое взаимодействие с российскими партнерами. Если эти угрозы будут реализованы и произойдет сворачивание международных операций российского бизнеса, это сделает невозможной работу и его российских подразделений. Как следствие – закрытие производств и резкое сокращение операций их поставщиков.

Простой перерегистрацией таких компаний в России проблему не решить: это лишь увеличит их издержки и снизит конкурентоспособность, а с учетом длительности этого процесса может вообще не сработать – компании закроются раньше, чем успеют перерегистрироваться. Поэтому потребовался специальный механизм САР, предоставляющий возможность перенести активы из зарубежных юрисдикций в закрытые зоны в России с обеспечением удобного режима владения и управления ими.

«САР предоставляет для российских компаний, попавших под санкции, возможность быстрого перевода активов в Россию при сохранении привычного для них регулирования. В условиях мировой конкуренции юрисдикций с привлекательными правовыми режимами создание специальных режимов необходимо для привлечения капиталов», – заявила генеральный директор «Центра международных и сравнительно-правовых исследований» Екатерина Папченкова.

«Это связано даже не столько с санкциями, сколько с настороженным отношением за рубежом к любому российскому бизнесу. В какой-то момент он поймет, что там его особо не ждут, поэтому начнет переходить сюда. Государство сейчас пытается создать комфортную правовую среду для этого, – объясняет партнер адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Дмитрий Степанов. – Первоначальная версия законопроекта предполагала, что в САР смогут перерегистрироваться и российские компании, но теперь, после второго чтения, он ориентирован только на иностранные компании – международный бизнес, подконтрольный российским бизнесменам».

САР планируется создать на острове Русский в Приморском крае и острове Октябрьский в Калининградской области. Резиденты САР получат специальный статус международных компаний, дающий возможность применения к ним более гибкого правового режима – учреждение в течение пяти дней, конфиденциальность части сведений, ослабление ограничений на валютные операции. Перерегистрацию в САР (редомициляцию) можно будет пройти быстро и с сохранением высокого уровня защиты прав собственности.

В мире есть практика создания таких особых районов. «В Англии есть острова Мэн и Джерси, в Китае – Гонконг и несколько административных районов, – рассказывает Дмитрий Степанов. – Смысл в том, что это, с одной стороны, части одного государства, с другой, в них установлена более комфортная среда – где-то налоговая, где-то корпоративная, где-то ценнобумажная. Это не буквально офшор, а некий анклав, в котором правила несколько отличаются от действующих для всех. С САР примерно такая же ситуация. Это попытка провести правовой эксперимент, когда в рамках одной небольшой территории можно будет применять вещи, которые невозможны во всей остальной России».

Даже без учета санкционного контекста некоторые из этих мер назревали. К примеру, налоговый режим в отношении холдингов в России сейчас хуже, чем не только в офшорах, но даже в ЕС. Полученные компанией дивиденды освобождаются от налога на прибыль, если она владеет не менее 50% капитала компании-источника этих дивидендов, между тем в Европе порог для этой льготы – не выше 10% капитала. В России доходы от продажи активов освобождаются от налога на прибыль, если компания владела ими не менее пяти лет, в то время как в ЕС – не более двух лет.

Помимо этого, САР позволяет в пилотном режиме реализовать в России новые подходы к организации деловой среды. «Согласно принимаемому сейчас пакету законов, в САР, помимо особого налогового и валютного режима, будет предусмотрено в том числе развитие арбитража – более гибкие правила и ускоренное исполнение решений. В последующем возможно создание условий для развития медицины, цифровых технологий и других областей», – рассказала Екатерина Папченкова. Законопроектом, в частности, допускается привлечение международных арбитров к третейскому судопроизводству. Кроме того, для САР предусмотрена возможность работы зарубежных медицинских организаций или специалистов по иностранным медицинским стандартам и упрощенный режим сертификации медицинского оборудования и технологий, успешно прошедших соответствующие процедуры в развитых зарубежных странах.

Предполагается, что САР будет стимулировать развитие Калининградской области и Приморского края. Даже если там просто перерегистрировать компании, находящиеся под санкциями, это создаст новые денежные потоки и дополнительные бюджетные поступления. Но, как ожидается, в САР будут также размещены производства высокотехнологичных услуг, что означает создание новых рабочих мест, возникновение синергии с существующими производствами и расширение налоговой базы регионов.

«Внедрение САР направлено на развитие регионов и формирование инвестиционно привлекательной среды. Они должны стать одним из инструментов развития Приморского края и Калининградской области, повысить деловую и инвестиционную активность в данных регионах, где необходимо иметь мощные точки развития и притяжения, привлечь финансовый и человеческий капитал из близлежащих стран (западных и восточных) и остановить его утечку за рубеж», – подчеркивает Екатерина Папченкова.

Не исключено, что САР привлекут не только холдинги с российскими хозяевами, но и зарубежный легальный бизнес. Такие бизнесмены сталкиваются сейчас с сокращением возможностей экономии на налогах в связи с международными правилами обмена информацией. Например, САР могут стать «безопасными гаванями» для компаний, желающих уйти от чрезмерного контроля со стороны США, который давно используется не только для борьбы с отмыванием денег, но и для оказания давления на определенные страны и бизнес. Впрочем, еще потребуется разработка специальных механизмов, препятствующих перетоку через САР капиталов, полученных преступным путем.

«САР являются одним из этапов деофшоризационной политики в РФ, – отмечает Екатерина Папченкова. – Они создают условия для переноса центра принятия решений российского, а в перспективе – и иностранного бизнеса из зарубежных юрисдикций (Нидерланды, Люксембург, Кипр и другие) в Россию. Это укрепляет экономическую безопасность страны и в перспективе может сделать Россию центром перераспределения финансовых потоков, создать условия для притока высококвалифицированных кадров».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

России предстоит нарастить добычу "цифрового золота" для нейросетей

Анастасия Башкатова

Один из сценариев уже предполагает вырождение искусственного интеллекта

0
958
Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Минфин получил 6 триллионов рублей дополнительных доходов

Ольга Соловьева

С населения удается собирать налогов больше из-за роста экономики, а с бизнеса – меньше из-за санкций

0
1016
Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Федеральный Центр не опасается дестабилизации на местах

Иван Родин

Татарстан выступил против муниципальной реформы, которая ликвидирует самоуправление в поселениях

0
974
Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Жилищная очередь сирот сократилась до 188 тысяч человек

Михаил Сергеев

Счетная палата отметила прогресс в решении многолетней проблемы бесквартирной молодежи

0
733

Другие новости