Динамика среднего чека (LFL) розничных сетей год к году, %. Источник MMI
Потребительский спрос в России становится явлением удивительным. Согласно одним опросам, граждане чаще ходят в магазины, согласно другим – сокращают покупки. Почти схожим образом ведет себя и статистика. Розничная торговля за шесть месяцев увеличилась на 2,6%. Подобный рост мог бы свидетельствовать о возросшей потребительской активности россиян. Но, судя по корпоративной отчетности основных ретейлеров, наблюдается, наоборот, как ухудшение ситуации с выручкой, так и снижение среднего чека, что вряд ли свидетельствует об оптимизме покупателей, сообщают экономисты.
Розничная торговля вышла из кризиса, рапортовали ранее в Росстате. Согласно данным ведомства, оборот розницы в июне составил 2,5 трлн руб., что на 3% выше показателей прошлого года.
При этом за первые полгода оборот составил 14,5 трлн руб, что также на 2,6% выше прошлогодних показателей. Что примечательно, продажи непродовольственных товаров растут даже быстрее. Так, за январь–июнь 2018-го оборот продовольственных товаров увеличился на 2,2% к тому же периоду прошлого года, непродовольственных – почти на 3%.
И большая часть оборота (94%) пришлась на торговые организации и индивидуальных предпринимателей, следует из данных Росстата. Для сравнения, доля в торговле розничных рынков и ярмарок не достигает и 6%. Крупные торговые организации показывают и больший рост – за шесть месяцев их оборот увеличился на 3%, тогда как у ярмарок, наоборот, он сократился на 5%.
Заметим, за те же полгода реальные располагаемые доходы россиян увеличились на скромные 1,6%. Причем можно говорить даже о стагнации. В июне в годовом выражении они увеличились всего на 0,2%, а в мае – на 0,1%. Тем не менее, формально у чиновников есть все основания считать, что потребительский спрос в стране восстанавливается.
И казалось бы, это вполне похоже на правду: розница растет, а большая часть денег населения остается у крупных игроков рынка. Однако текущая корпоративная отчетность крупнейших отечественных ритейлеров говорит нам о другом, отмечают экономисты. В частности, директор аналитического департамента компании «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов (ранее работал в Минэкономразвития) обращает внимание на динамику LFL-чека (Like for Like, или среднего чека в сопоставимых универмагах) в крупнейших розничных сетях. «У всех ухудшение динамики роста. Не сильное. Но устойчиво вниз. У «Магнита» –3,1% год к году, у X5 –0,7% году к году, «Лента» +2% год к году (в первом квартале было +5,5% год к году)», – пишет экономист в своем Telegram-канале MMI. При этом инфляция во втором квартале была 2,4% год к году, продовольственная инфляция – 0,4% год к году, продолжает экономист. «То есть у двух крупнейших сетей динамика среднего чека отрицательная. Это говорит о том, что люди продолжают экономить, тратя с каждым походом в магазин все меньше», – делает вывод Тремасов.
Такой вывод, по мнению экономиста, подтверждают и данные последнего опроса фонда «Общественное мнение» (ФОМ) по инфляционным ожиданиям и потребительскому настроению россиян, проведенного для Центробанка (ЦБ). Отметим, данные опроса 2 тыс. человек из 55 субъектов РФ ЦБ опубликовал в конце прошлой недели. Тремасов же обращает внимание на резко увеличившееся в июле число респондентов, которые сокращают покупки товаров и продуктов. Так, 27% опрошенных ответили, что начали совершать покупки реже или отказываться от некоторых товаров. Месяцем ранее такой стратегии придерживался каждый четвертый россиянин. Кроме того, следует из исследования, сегодня 35% стали покупать более дешевые продукты и товары, тогда как месяцем ранее так поступало 30% респондентов.
Заметим, выводы ФОМа идут вразрез с результатами других социологических опросов, указывавших на прямо противоположную тенденцию – рост числа россиян, у которых улучшилось финансовое состояние. Так, по данным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), доля граждан, которые не испытывают нехватку денег, с сентября прошлого года по май 2018-го выросла в 1,6 раза и достигла 31% (см. «НГ» от 23.07.18).
Действительно, соглашается аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин, с апреля наблюдается ухудшение потребительских настроений, причем на фоне роста реальных располагаемых доходов. По мнению эксперта, такая особенность связана с тем, что домохозяйства сегодня в значительной мере экономят по привычке. Кроме того, граждане продолжают наращивать сбережения. Нигматуллин, в частности, ссылается на прежние опросы ФОМа для ЦБ, из которых следует, что с июня 2016-го по июнь 2018-го на 9 процентных пунктов (п.п.) увеличилась доля тех, кто наращивает сбережения (с 21% до 30%). К слову, доля тех, кто не изменил размер сбережений, увеличилась менее значительно – с 48% в июне 2016-го до 52% в июне 2018-го. «Это (увеличение сбережений. – «НГ») следствие продолжающейся экономии при растущих реальных доходах. Таким образом, потребительское оживление действительно откладывается, но не по причинам нового кризиса, а в связи со сформировавшейся за годы экономии привычкой мало тратить и негативным новостным потоком про рост цен на бензин, обсуждаемое увеличение пенсионного возраста, повышение налога на добавленную стоимость (НДС) и т.п.», – делает вывод аналитик.
У 64% респондентов нет сбережений вовсе, а среди оставшихся 36% 16% указали на то, что их накопления стремительно уменьшаются в связи с необходимостью совершения текущих трат, обращает внимание директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. «Таким образом, в текущих условиях фундамент для роста розницы не заложен, как раз наоборот, сейчас, в свете увеличения ставки НДС и ускорения темпов инфляции, можно предполагать, что в конце года продуктовый ретейл может впервые сильно огорчить инвесторов публикацией своих отчетностей», – не исключает он.
Вместе с тем снижение среднего чека даже у лояльных покупателей, о чем свидетельствует статистика по среднему чеку в розничных сетях (то есть в «старых» магазинах, без учета открытия новых), говорит о том, что даже постоянные покупатели пока не готовы существенно увеличивать свои затраты, замечает замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова. «С кризисных времен покупатели привыкли жить в режиме экономии, и пока, на наш взгляд, нет оснований для выводов о том, что наступает потребительское оживление. Реальные доходы пока восстанавливаются очень медленно. А рост розничных продаж вызван в основном легкой доступностью потребительских кредитов и покупками в кредит», – рассуждает эксперт. Кроме того, принятый закон о повышении НДС с 1 января 2019 года также будет уже в этом году подталкивать розничные цены вверх и снова заставлять покупателей экономить, рассуждает экономист.
Хотя, как считает доцент кафедры экономики и статистики Российского экономического университета Александр Тимофеев, так категорично высказываться о снижении потребительской активности пока рано. «К примеру, только рост интернет-торговли оценивается в 22–24%. Что же касается регионов, то лето – это традиционно дачный сезон, – объясняет он. – То есть люди преимущественно производят продукцию для своих нужд и формируют свой рацион питания в большей степени за счет продуктов, выращенных на приусадебных участках».
комментарии(0)