0
5284
Газета Экономика Интернет-версия

14.08.2018 19:58:00

Минэкономразвития готовит более подходящий для президента прогноз

Вместо технологического рывка страна получила пока валютный скачок

Тэги: экономика, прогноз, мэр, орешкин, майский указ, рубль, курс, цмакп


экономика, прогноз, мэр, орешкин, майский указ, рубль, курс, цмакп Глава Минэкономразвития Максим Орешкин обдумывает новые параметры долгосрочного прогноза. Фото PhotoXPress.ru

Минэкономразвития (МЭР), по информации «НГ», представит в конце августа – начале сентября обновленные параметры прогноза, который охватывает период до 2024 года и учитывает цели нового майского указа президента. Корректировать, судя по экспертным оценкам, придется многое. Повод для критики действующего прогноза дает рубль. В министерстве ранее уверяли, что Россия адаптировалась к внешним условиям. После многочисленных пересмотров чиновники сошлись на том, что 68 руб. за 1 долл. – это перспектива разве что 2024 года. Кроме того, как показали экспертные расчеты, в текущем прогнозе МЭР не учитываются в полной мере цели президента. Видимо, правительство пока не готово мобилизовать ради рывка имеющиеся ресурсы.

В конце августа – начале сентября Минэкономразвития представит в правительство обновленные параметры прогноза социально-экономического развития на период до 2024 года. Об этом сообщили «НГ» в пресс-службе министерства.

Речь идет об уточнениях к прогнозу, который МЭР обнародовало в начале лета. Причем тогда ведомство тоже называло его обновленным – «с учетом целей, поставленных президентом» в новом майском указе. «В базовый сценарий прогноза социально-экономического развития… заложены предпосылки полной реализации разработанного правительством комплекса мер, направленных на обеспечение ускорения темпов экономического роста и улучшение демографической ситуации. В августе 2018-го прогноз может быть уточнен с учетом конкретных решений, принятых по их реализации», – поясняло тогда ведомство.

Что именно может измениться в скорректированной версии прогноза, пока остается только гадать. Но, как показывают экспертные оценки, менять нужно многое. После случившегося обвала рубля в экспертном сообществе нарастает новая волна критики в адрес правительственных прогнозистов.

«Поднявшись выше 68 руб. за доллар, рубль оказался в 2024 году, – сообщил в своем блоге на «Эхе Москвы» директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. – Если судить по последнему прогнозу Минэкономразвития, именно столько – 68 руб. за доллар – должен был составить среднегодовой курс в 2024-м». «Сегодня, в августе 2018-го, такой «ориентир» говорит только об одном: правительство не представляет, куда катится рубль», – считает Николаев. Напомним, российская валюта пробила отметку 68 руб. за 1 долл. в ходе торгов в понедельник, затем рубль отыграл падение (см. «НГ» от 13.08.18).

Действительно, текущая версия прогноза МЭР прописывает, что в 2018-м среднегодовой курс должен составить чуть менее 61 руб. за 1 долл. Затем рубль будет постепенно падать и только в 2024-м приблизится к отметке 70 руб. за 1 долл.

С валютными прогнозами ведомству Максима Орешкина не везет. Ранее оно тоже подвергалось критике – но не из-за чрезмерного оптимизма, а пессимизма. Так, в апреле прошлого года МЭР сообщало, что в 2017-м среднегодовой курс составит около 64 руб. за 1 долл., а к концу года он опустится до 68 руб. за 1 долл. Затем МЭР скорректировало эти оценки, и осенью ведомство сообщило, что доллар будет стоить к концу 2017 года 63 руб. По факту на момент таких прогнозов курс был около отметки 58 руб. за 1 долл. (см. «НГ» от 16.10.17).

С одной стороны, прогнозы (особенно долгосрочные) по ценам на нефть и валютному курсу – дело неблагодарное. В любой момент ситуация может измениться по не зависящим от правительства причинам. С другой стороны, это ключевые для бюджета параметры и столь резкие расхождения прогнозов с реальностью то в плюс, то в минус все же настораживают.

Помимо этого напрашивается вывод, что правительственные чиновники поторопились со своими прошлыми заявлениями об адаптации российской экономики к внешним условиям. 

 «Итоги 2016 года показали, что экономика России адаптировалась к дешевой нефти и санкциям... То, что мы предпочитаем делать сейчас, – это концентрироваться на собственных проблемах, структурных вопросах в стране. Мы не думаем много о санкциях», – заявлял в рамках Давосского форума в январе 2017-го глава МЭР Максим Орешкин. Похоже, стоило подумать все же побольше.

Но и своим проблемам правительство, судя по всему, тоже уделило недостаточно внимания. Например, как показали расчеты, проведенные Центром макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в своем прогнозе МЭР сейчас не учитывает в полной мере цели президента, несмотря на то что оно уверяет в обратном.

Как пояснил «НГ» руководитель направления ЦМАКПа Дмитрий Белоусов, был просчитан сценарий, максимально близкий к «президентской модернизации». Он учитывает почти предельные в сложившихся условиях инвестиционные ресурсы. То есть сценарий прописывает максимально возможный для страны экономический и инвестиционный рост, который поможет приблизиться к выполнению президентских задач, среди которых – вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира, рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей не ниже 5% в год и т.д.

shapka-2-t.jpg
Динамика ВВП РФ, в % – два сценария: экспертный (целевой)
и правительственный (базовый).
Источник: ЦМАКП

Реализация обещанного президентом рывка требует «серьезнейших реформ, например, глубокой модернизации финансовой системы», продолжает Белоусов. Сценарий же Минэкономразвития – по крайней мере тот, который мы имеем на данном этапе, – «гораздо менее напряженный, но и на целевые показатели не выходит», добавляет экономист.

«Учитывая практически предопределенную невысокую динамику российской экономики в этом и следующем годах, а также отложенную во времени отдачу от мер, предпринимаемых для ускорения роста, максимальное расширение российской экономики к 2024 году по отношению к уровню 2017-го составит 26% в реальном выражении, или 65% в текущих ценах (в долларах показатель оценивается в 35%). В то же время полученных темпов экономического роста достаточно для вхождения России в пятерку крупнейших экономик мира», – сообщается в исследовании ЦМАКПа.

«Основным драйвером интенсивного экономического подъема должно стать повышение инвестиций в основной капитал. Расчеты ЦМАКПа показали, что целевой уровень может быть достигнут при ускорении динамики инвестиций до 6–7% в 2020–2021 годах и 7–8% в 2022–2024 годах. В результате рост инвестиций будет значительно опережать увеличение ВВП (в два раза в среднем за 2019–2024 годы). Достижение столь высоких темпов роста инвестиций потребует максимального задействования всех источников их финансирования», – поясняют исследователи.

В действующем прогнозе МЭР специалисты ЦМАКПа не увидели следов рывка: «Согласно прогнозу (министерства. – «НГ»), прирост российской экономики за 2018–2024 годы достигнет 20% в реальном и 61% в номинальном выражении (38% в долларах)».

ЦМАКП добавляет: «Интенсивный рост производительности труда будет способствовать повышению зарплат работников, причем без существенного роста давления на финансы компаний. Реальные зарплаты за прогнозный период возрастут на 28%, реальные располагаемые доходы – на 27%, а потребление домашних хозяйств – на 31%». В текущей версии прогноза МЭР рост реальных зарплат составит за указанный период около 21%, что опять-таки не соответствует тому максимуму, который могла бы выжать экономика.

В правительстве скорее всего не поддержат тезис о том, что официальные прогнозисты обошли вниманием президентские цели. Например, как пояснили вчера «НГ» в пресс-службе МЭР, «в соответствии с текущим базовым вариантом прогноза инвестиции в основной капитал в ближайшие шесть лет будут расти средним темпом около 6% (в реальном выражении), что позволит обеспечить увеличение доли инвестиций в ВВП до 25% к 2024 году». Но какие-то параметры прогноза в ведомстве могут, судя по всему, и подрихтовать.

Опрошенные «НГ» эксперты объясняют, с чем связаны некоторые несоответствия прогнозов МЭР. «До самого последнего времени Минэкономразвития формировало прогноз в рамках бюджетного процесса. Соответственно главная его задача – обеспечение бюджетных расчетов. В этой связи параметры курса, цен на нефть и инфляции формировались с оглядкой на потолки расходов и доходов бюджета. Так как бюджет последние годы формируется в соответствии с консервативными оценками, то и сценарные условия прогноза МЭР также были консервативными», – поясняет замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

«Пока экспертному сообществу недоступны расчеты МЭР в части целевого сценария развития экономики. Базовый же вариант, очевидно, не предполагает достижения показателей развития экономики, содержащихся в указах президента. Это существенная проблема, – говорит Широв. – Она состоит в том, что за «бюджетный» период прогнозирования в правительственных структурах практически утрачены компетенции в формировании конструктивных сценариев экономического развития».

Под конструктивным сценарием понимается такой вариант расчетов, который учитывает не только сценарные условия, но и эффект от реализации конкретных мер экономической политики, в частности, национальных проектов.

Хотя, как при этом замечает доцент Российского экономического университета Ольга Лебединская, волновое изменение геополитической ситуации может поставить под сомнение в том числе альтернативные прогнозы экспертного сообщества, включая ЦМАКП. Ведь все эти расчеты могут стать «совершенно неактуальными уже через три месяца, когда выйдет очередная статистика США и азиатских стран, будет принято решение по очередному пакету антироссийских санкций и на новый виток выйдет американо-китайская торговая война».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кризис международного права и провал порядка, основанного на правилах

Кризис международного права и провал порядка, основанного на правилах

Плохо работают все институты и механизмы как Ялтинско-Потсдамского, так и Бреттон-Вудского мироустройства

0
2177
Минфин визуализирует доходы экспортеров

Минфин визуализирует доходы экспортеров

Анастасия Башкатова

Доллар, не чувствуя преград, устремился к 115 рублям

0
2119
Немецкие эксперты диагностируют кризис

Немецкие эксперты диагностируют кризис

Олег Никифоров

Экономика Германии загнана в тупик, из которого самостоятельно выбраться не сможет

0
1695
Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
2682

Другие новости