Китайцы уверены, что без их спроса наша древесина просто бы сгнила. Фото Reuters
Пока жители российских регионов составляют петиции против вырубки Сибири и требуют остановить вывоз леса в КНР, сами китайцы сообщают о своем удивлении. По их мнению, россияне должны быть благодарны за то, что Китай покупает древесину, которая могла буквально сгнить без спроса. Удивление китайских аналитиков подпитывается их уверенностью, что сибирские леса – «в прошлом китайская территория». Экологи поясняют: главная проблема – в подходе местных властей, иногда российские компании обращаются с лесом не лучше китайских.
Трудности «перевода» с китайского образа мысли на российский, и наоборот, порождают необычные ситуации. Одно и то же явление, которое российские жители воспринимают в негативном ключе, в Поднебесной могут преподносить – чуть ли не искренне – как благо. Пример – вырубка лесов Сибири.
Торговля древесиной между Россией и Китаем «всегда осуществлялась на основе принципа честности и справедливости, никогда не было мошенничества или шантажа», заявляют некоторые китайские СМИ. Аналитики интернет-портала «Цзиньжи Тоутяо» сообщают, что, например, в 2016 году более 80% российской древесины было экспортировано в Китай.
Цифры, впрочем, разнятся. «Доля КНР в закупках российской древесины возросла до 64%», – сообщала ранее про 2016 год Газета.ру. По данным портала внешнеэкономической информации Минэкономразвития, в январе–июне 2018-го почти 70% российского экспорта в Китай в денежном выражении приходились на минеральное топливо, нефть, нефтепродукты. На втором месте с долей около 9% – древесина, изделия из нее. На третьем месте (более 5%) – сельхозпродукция и продукты питания.
Китайские аналитики продолжают: «Несмотря на то что Сибирь считается сокровищницей с неисчерпаемыми богатствами, однако местное население все равно считает, что ее ресурсы грабят» (перевод дается по ИноСМИ).
«Ранее, когда еще не был подписан договор между Россией и Китаем о торговле древесиной, огромное ее количество портилось и гнило, – уверяют в Поднебесной. – А когда Китай начал закупать древесину, то в ответ не только не получил никакой благодарности, но, напротив, россияне начали обвинять его в нарушении экосистемы, бесконтрольной вырубке лесов».
«В прошлом китайская территория, а теперь она перешла другой стране – России. Вся эта ситуация очень задела чувства китайцев и опечалила их, – сообщает портал «Цзиньжи Тоутяо». – Если россияне действительно придерживаются такой позиции, то Китай впредь больше не будет импортировать российскую древесину». «Наверняка не пройдет и нескольких лет, как россияне начнут сожалеть о своих действиях», – ожидают некоторые китайские аналитики.
Российские жители действительно не в восторге от вырубки лесов. На сайте Change.org (онлайн-платформа для петиций) можно найти сразу несколько обращений по этой проблеме, адресованных властям разного уровня. Заголовки говорят сами за себя: «Хватит рубить лес! В Иркутской области скоро останутся одни пеньки!», «Остановим уничтожение лесов Карелии!», «Разработать программу по защите и сохранению лесов Алтая, Сибири и Дальнего Востока», «Остановите вырубку леса для нужд Китая», «Требуем ввести мораторий на вырубку и экспорт леса из России!»
Под последней из перечисленных петиций уже стоит почти 640 тыс. подписей. В ней сообщается: «Гектары ценнейших пород дерева вырубаются и отправляются на экспорт в Китай... До сих пор никто не занимается развитием производств по переработке дерева… Вместо того чтобы создавать собственные предприятия, власти бездумно продают сырье, не заботясь даже о восстановлении лесов... От варварских вырубок леса мелеет и умирает великое озеро Байкал. На протяжении шести лет масштабно горит сибирская тайга… Реки в Сибири высыхают».
К похожему выводу приходят и в экспертном сообществе. На сайте Московского центра Карнеги координатор программы «Россия в Азиатско-Тихоокеанском регионе» Вита Спивак сообщает: «В 2007 году в России не только повысили пошлины на экспорт леса-кругляка (с 6,5 до 20%, с 2009-го они составили уже 25%. – «НГ»), но и серьезно переработали лесное законодательство. Ответственность за сохранность российских лесов перешла от федеральных к региональным властям. В результате местные чиновники готовы подписаться даже под самым сомнительным с экологической точки зрения проектом, лишь бы выполнить KPI по привлечению китайских инвестиций в свой регион».
«Из-за сокращения финансирования лесники все чаще закрывают глаза на черных лесорубов, чьими услугами нередко пользуются и китайские компании», – поясняет Спивак. Как уточняет эксперт, не обходится, судя по всему, и без коррупционной составляющей на границе. «Но пока возмущение общественности обращено не столько на чиновников, сколько на головы китайских предпринимателей, которые просто используют возможности того бизнес-климата, в котором существуют», – отмечает Спивак.
В этом году в ходе «Прямой линии» с президентом поднимался вопрос вывоза леса-кругляка в Китай. «Уж много было принято решений на этот счет в деле стимулирования переработки древесины на территории РФ, уже и дополнительные строятся деревоперерабатывающие заводы. Но тем не менее я еще раз на это посмотрю», – сказал Владимир Путин. Как напоминает РИА Новости, правительство РФ постановлением от 12 декабря 2017 года ввело тарифные квоты на экспорт необработанной древесины дальневосточных пород и снизило в рамках квот ставки вывозных таможенных пошлин (с 25% до уровня 2007 года в 6,5%). Квота распределяется только между теми предприятиями, которые создали перерабатывающие мощности, а также осуществляли экспорт продукции лесопереработки. В дальнейшем планировалось поэтапно повысить ставки пошлин вне квот, доведя их с 25 до 80% в 2021 году.
Другими словами, власти своими корректировками пошлин, казалось бы, пытаются стимулировать развитие лесопереработки внутри страны, но это не помогает остановить вывоз леса и нерациональную вырубку компаниями, локализовавшими свое производство.
«К сожалению, лесопользование в России большей частью ведется неустойчиво. Одна из главных причин – отсутствие рубок ухода в молодняках (рубки ухода – удаление нежелательных деревьев. – «НГ»). Более того, стоимость лесных ресурсов в России для лесозаготовителей беспрецедентно низкая. Так, 1 куб. м древесины липы на Дальнем Востоке обходится лесозаготовителю в 41 руб., а цена реализации на рынке может превышать 10 тыс. руб.», – сообщил «НГ» директор лесной программы WWF России Николай Шматков. По его мнению, «это сделано осознанно, для стимулирования лесного бизнеса, но на деле ведет к бесхозяйственному освоению ресурсов и полному отсутствию заинтересованности в их эффективном восстановлении».
«Объем незаконных рубок по некоторым ценным породам на Дальнем Востоке (липа, дуб, ясень) превышает объем разрешенного лесопользования в два и более раз, – добавляет эколог. – Это становится возможным в том числе из-за отсутствия надежной информации о лесных ресурсах, чем пользуются недобросовестные лесопользователи при попустительстве контролирующих органов».
Так что, как говорит Шматков, «китайцы на территории России играют по нашим правилам, а если эти правила позволяют бесхозяйственно использовать лес, то эта проблема на нашей, российской стороне».
«Многие российские компании ведут себя в лесу точно так же, как и китайские: имитируют лесовосстановление, сажая лес без дальнейшего ухода, злоупотребляя санитарными рубками, осваивая малонарушенные, наиболее ценные с экологической точки зрения участки, а не выращивая древесину своими усилиями. При этом, похоже, такое положение дел всех устраивает».
Хотя Шматков признает, что «китайский рынок пока не очень разборчив в экологичности и законности древесины»: «Китайские чиновники считают, что Россия должна сама решить свои проблемы с легальностью и экологичностью». «Интересно отметить, что Китай очень бережно относится к своим диким, природным лесам: там уже много лет запрещены рубки естественных лесов, а древесина выращивается на плантациях, как на огороде», – утверждает эколог.
Как следует из данных, предоставленных «НГ» пресс-службой Минприроды, «в 2017 году впервые за 10 лет площадь лесовосстановления составила 968,2 тыс. га и превысила площадь сплошных рубок; обеспечен баланс «вырубки и восстановления лесов» внутри лесной отрасли». Уточним: сплошная рубка – вырубка всех деревьев в один прием, она может проводиться для заготовки древесины и с иными целями.
«Но ежегодно вырубаются леса для создания инфраструктуры, происходит гибель лесов от вредных организмов и лесных пожаров. И эти потери не компенсируются в настоящее время в полном объеме, – сообщают также в ведомстве. – При этом государственный мониторинг воспроизводства лесов выявил еще один фактор – увеличение площадей изъятия лесов (ежегодно в среднем 150 тыс. га) вследствие активного развития инфраструктурных проектов и населенных пунктов».
Обязательства же по лесовосстановлению законодательно были установлены только в отношении лиц, использующих леса для заготовки древесины. Правда, теперь законодательство предполагает введение с 1 января 2019 года обязательств по «компенсационному» лесовосстановлению, лесоразведению в отношении всех, кто вырубает леса.
комментарии(0)