0
5950
Газета Экономика Интернет-версия

13.09.2018 20:14:00

МВФ так похвалил Набиуллину, что в итоге поругал

Новые нацпроекты не выведут Россию в экономические лидеры

Тэги: экономика, нацпроекты, ввп, госучастие, банковский сектор, мвф, лагард, прогноз


экономика, нацпроекты, ввп, госучастие, банковский сектор, мвф, лагард, прогноз Директор-распорядитель Международного валютного фонда Кристин Лагард указала на слабые места экономики РФ. Фото со страницы МВФ в Flickr

Россия законсервируется в состоянии стагнации на восемь лет, следует из прогноза Международного валютного фонда (МВФ). МВФ не учитывает влияние новых нацпроектов. Но он указывает на обилие системных проблем, без решения которых экономике РФ в любом случае не вырваться вперед. Например, это чрезмерное госучастие, особенно – в банковском секторе. Нацпроекты таят в себе риски, предупреждает Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН).

МВФ «обновил» в четверг прогноз для российской экономики на ближайшие восемь лет. При этом, как можно судить по обнародованному докладу, «обновление» свелось к тому, что фонд просто подтвердил свои прошлые оценки. 

Так, по итогам 2018-го рост ВВП РФ составит 1,7%, затем, в 2019-м, годовой рост замедлится до 1,5% и останется таким до 2025-го включительно. Уточним: Минэкономразвития (МЭР) тоже ожидает, что в 2019 году экономический рост в РФ замедлится, причем сразу до 1,3% с 1,8% в 2018-м. Затем, по прогнозу ведомства, рост ВВП резко ускорится до 2% в 2020-м и превысит 3% в год в течение 2021–2024 годов (см. «НГ» от 05.09.18).

Хотя в докладе МВФ все же было сделано любопытное уточнение, что специалисты фонда из-за нехватки деталей пока не могут оценить влияние на потенциальный рост ВВП РФ пакета мер, принимаемых сейчас в стране. Имеются в виду меры по увеличению госрасходов на инфраструктуру, здравоохранение и образование (судя по всему, это частично те нацпроекты, которые должны реализовываться в рамках нового майского указа президента), а также пенсионная реформа и повышение ставки налога на добавленную стоимость. «Таким образом, предполагается, что потенциальный ВВП не изменится по сравнению с базовым сценарием», – сообщает МВФ.

Но буквально на следующей странице опубликованного доклада специалисты МВФ приводят таблицу с параметрами альтернативного сценария, учитывающего влияние описанного пакета мер, и указывают, что в случае их реализации рост ВВП РФ в 2019-м ускорится до 2%, таким же он будет в 2020-м. После чего рост замедлится до 1,7% по итогам 2021-го, а затем до 1,2% в 2022-м. И уже с 2022-го по 2025-й включительно российская экономика будет расти только на 1,2% в год. Из чего можно сделать вывод, что реализация нацпроектов либо не улучшит положение России, либо даже ухудшит.

В МВФ предупреждают, что Россия не сможет догнать по уровню жизни не только развитые страны, но и ближайших соседей в Восточной Европе. К такому выводу специалистов фонда приводит следующая комбинация факторов. Во-первых, инфраструктурная неразвитость. Во-вторых, чрезмерное участие государства в экономике. В-третьих, провалы госуправления, которые привели к концентрации ресурсов и задушили экономическую активность.

К слову, о концентрации ресурсов. Специалисты МВФ не согласны с оценками, по которым доля государства в российской экономике достигает 70%. По их расчетам, она составляет около 30–35%, но и этот уровень в МВФ считают тоже высоким по международным стандартам. Причем, как они замечают, «доля государства в последние годы увеличилась в банковской и нефтегазовой отраслях». По данным МВФ, в финансовом секторе РФ (судя по всему, имеется в виду прежде всего банковский сектор) на долю государства приходится 59% активов. А в сфере добычи полезных ископаемых доля государства достигает 44%.

Буквально неделю назад директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард рассыпалась в любезностях перед главой Центробанка РФ Эльвирой Набиуллиной, приехавшей в Вашингтон читать лекцию о своем опыте денежно-кредитной политики. Лагард хвалила Набиуллину за гибкий обменный курс рубля, режим таргетирования инфляции, а также за то, что Набиуллина «неутомимо проводила консолидацию обширной банковской системы России, закрыла более 300 банков и усовершенствовала основы регулирования финансового сектора и надзора за ним». Но ведь, как ранее уже отмечали эксперты, такая чистка банковского сектора как раз и стала причиной возросшей в нем доли государства.

«Опубликованный документ (доклад МВФ. – «НГ») не представляет интереса в качестве прогноза. Это взгляд на российскую экономику годовой давности, совершенно не учитывающий все то, что случилось с нами за последний год. Многие цифры в прогнозных таблицах просто неадекватны», – так прокомментировал в своем Telegram-канале MMI доклад МВФ директор аналитического департамента «Локо-инвест» Кирилл Тремасов.

Но некоторые опрошенные «НГ» эксперты думают иначе. Как сказал «НГ» экономист Coface Гжегош Селевич, «в настоящий момент мы ожидаем, что на конец этого года рост ВВП в РФ составит 1,8%, в 2019-м – 1,5%». Это частично совпадает с прогнозами МЭР и МВФ.

«Выводы МВФ своей актуальности, на мой взгляд, нисколько не растеряли», – говорит управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Прежде всего он ссылается на выводы о высокой доле государства в экономике. «Рост рыночной экономики невозможен без конкуренции, а конкуренция невозможна в условиях крайне высокой концентрации госсектора во всех отраслях экономики», – уточняет эксперт. По его мнению, «российская экономика сегодня застряла где-то между рыночной и плановой, унаследовав от каждой из моделей их изъяны, и это определенно мешает и будет мешать ее дальнейшему росту».

Не все российские эксперты ждут от новых национальных проектов существенного рывка экономики. Как поясняется в новом выпуске квартального прогноза ИНП РАН, судя по всему, пока «правительство делает ставку на государственные финансы, полагая, что существенный объем бюджетных инвестиций может, с одной стороны, стать драйвером ускорения темпов роста, а с другой – обеспечить привлечение к реализации национальных проектов средств частного бизнеса, сопоставимых по масштабу с ресурсами государства». «На наш взгляд, такая политика имеет ряд очевидных рисков», – обращают внимание экономисты.

«Первый из них связан с тем, что при всей масштабности задач, решаемых в рамках нацпроектов, они лишь частично направлены на модернизацию базовых секторов российской экономики в кратко- и среднесрочной перспективе, – поясняют в ИНП РАН. – Конечно, долгосрочные цели развития имеют высокий приоритет, однако нужно ясно понимать, за счет чего будет разгоняться экономика при условии жестких ограничений на потребительский спрос и чистый экспорт». Экономисты не исключают, что «возможно избыточное ускорение спроса на импортируемую продукцию инвестиционного и промежуточного потребления в условиях недостаточного роста эффективности внутреннего производства».

Второй риск «состоит в относительно слабой интеграции задач в рамках различных национальных проектов, что может привести к распылению финансовых ресурсов и неэффективности их использования», продолжают исследователи. А третий риск «состоит в недостаточных стимулах для частного бизнеса для участия в решении задач национального развития». «Здесь определенные подвижки могут быть связаны с диалогом государства и ряда крупнейших сырьевых компаний в рамках дискуссии об использовании сверхдоходов от экспорта», – полагают в ИНП РАН.

В ИНП РАН тоже указывают на высокие риски замедления экономического роста в 2019 году. Но страшнее даже не это, а то, что «в еще большей степени будет потеряна мотивация для роста инвестиций в частном секторе российской экономики, без которого обеспечить выход на приемлемые темпы роста экономики практически невозможно», уточняют экономисты.

Среди опрошенных «НГ» экспертов есть, однако, оптимисты. «Действительно, нацпроекты – не совсем системное развитие, однако при грамотном управлении и росте уровня доверия бизнеса к государству эти проекты могут дать мощнейший толчок к росту экономики в целом, – считает член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова. – Здесь нужно особенное внимание уделить совершенствованию государственных институтов, которые непосредственно участвуют в этом процессе».       


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кризис международного права и провал порядка, основанного на правилах

Кризис международного права и провал порядка, основанного на правилах

Плохо работают все институты и механизмы как Ялтинско-Потсдамского, так и Бреттон-Вудского мироустройства

0
3041
Минфин визуализирует доходы экспортеров

Минфин визуализирует доходы экспортеров

Анастасия Башкатова

Доллар, не чувствуя преград, устремился к 115 рублям

0
2490
Немецкие эксперты диагностируют кризис

Немецкие эксперты диагностируют кризис

Олег Никифоров

Экономика Германии загнана в тупик, из которого самостоятельно выбраться не сможет

0
1969
Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
3259

Другие новости