Али Алиев уверен:
Крым станет драйвером развития РФ. Фото из архива Али Алиева |
В федеральных СМИ к Крымскому полуострову привлечено большое медийное внимание. Чаще всего это материалы о том, как реализуются большие инфраструктурные проекты или новости об особенностях туристического сезона. При этом информации о реальных внутренних процессах и о социально-экономической ситуации в важном регионе РФ явно недостаточно. Международный инвестор и меценат, известный севастопольский бизнесмен Али АЛИЕВ рассказал журналисту Павлу ЯКОВУ о специфике и проблемах ведения бизнеса в Севастополе, о «точках роста» этого города, о том как он изменится в ближайшие годы.
– Али Магомедович, что вас связывает с Севастополем?
– Для меня как руководителя международной инвестиционной компании, которая реализует бизнес-проекты во многих странах мира, Севастополь – это стратегический инвестиционный проект. Здесь мы успешно развиваем бизнес по логистике зерна в холдинге «Южный Севастополь» и до последнего времени ремонтировали корабли на площадке судоремонтного завода «Южный Севастополь».
– В чем для вас как инвестора особенность ведения бизнеса в Севастополе?
– Бизнесмен обязан мыслить категорией «прибыль». В связи с этим выскажу одну мысль, она, вероятно, удивит, потому как противоречит расхожему мнению, будто санкции «душат экономику Крыма и Севастополя». Мой инвестанализ: после присоединения этой территории к России вложения в экономику Севастополя сверхдоходны. И если не мешать развитию бизнеса, то уже в среднесрочной перспективе он станет самым мощным драйвером экономического роста не только Крыма, но и нашей страны в целом. Предваряю ваш вопрос. Безусловно, западные санкции генерируют дополнительные бизнес-риски, но где риск, там и возможность.
Для того чтобы понять особенности ведения бизнеса в Севастополе, надо четко понимать статус и судьбу этого города. Это не просто военный город-порт, как Владивосток, Норфолк, Гонолулу или Мурманск, и не просто город федерального значения, как Москва и Санкт-Петербург. История складывается так, что Севастополь постепенно превратился в центр, где формируется будущая геостратегия России. Поэтому Севастополь – это не город, Севастополь – это идея, Севастополь – это вызов. Здесь линии напряжения между Россией и Западом, между Россией и Украиной, между Россией и Ближним Востоком. Отсюда, как и во времена Екатерины II, можно влиять на экономику и политику всего Средиземноморья. Безусловно, это хорошо понимает президент Владимир Путин. Более того, геостратегическая миссия Севастополя в приоритетном порядке закреплена в официальной Стратегии развития города до 2030 года! Поэтому Москва вкладывает и еще многие десятилетия будет вкладывать сюда серьезные деньги. И уже на этой большой «бюджетной грибнице» будут расти сотни выгодных частных инвестиционных проектов. Как бизнес-инвестор я ставлю именно на этот сценарий.
– Интересная мысль. Скажите, вы как бизнесмен чувствуете сейчас, в сентябре 2018 года, инвестиционный бум в Севастополе?
– На этот вопрос простой ответ невозможен. С одной стороны, если сложить все дары федерального Центра, то Севастополь действительно получает субсидий больше, чем любой другой город страны. Это безусловная точка экономического роста. Но с другой – эти федеральные целевые программы либо совсем не реализуются, либо реализуются крайне неэффективно.
– То есть вы не рассматриваете будущее Севастополя исключительно как военно-морской базы Черноморского флота по типу «город-крепость»?
– На мой взгляд, такой вариант сомнителен. Ведь современный военно-морской флот – это не просто корабли и пушки, а самые передовые наукоемкие технологии. А кроме того, еще и достойные, комфортные условия проживания для личного состава. В XXI веке офицеры и их семьи не должны жить во времянках и полуказарменных условиях. Но самое главное даже не в этом. Концепция Севастополя как южного форпоста России подразумевает открытие города для всего Средиземноморского региона. Не город-крепость, а город – «визитная карточка». Город – идея и проект. Согласитесь, мир должен завидовать не нашим пушкам, а нашим заводам и производствам, высокоэффективной экономике, туризму, уютной городской среде. Именно ради этих целей необходимо рационально диверсифицировать севастопольскую экономику. Эти цели достижимы только при эффективном частно-государственном партнерстве и масштабных инвестициях из России, Ближнего Востока, Азии и, конечно, стран Запада.
– Честно говоря, ваши слова о чудесных перспективах севастопольского бизнеса не очень коррелируют с известными инфраструктурными проблемами полуострова. Привозить сюда и отсюда грузы до сих пор не так просто…
– Безусловно, о полном снятии глобальных инфраструктурных ограничений речи пока не идет. Но Крым и Севастополь понемногу оправились от украинской инфраструктурной зависимости. Хотя тревожная ситуация в Армянске показывает, что не все так ровно. Тем не менее Крымский мост построили и запустили в эксплуатацию в срок. Совсем скоро вновь заработает железная дорога. Постепенно снимается вопрос энергетической безопасности. Планируется модернизация аэропорта Бельбек. Через год-два ситуация радикально улучшится.
– Представьте, что у вас есть возможность обратиться к любой, даже самой высокой власти. Что бы сказали?
– Сказал бы очень банальную, но от того не менее здравую мысль. И власть, и бизнес делают одно дело – развивают нашу страну, работают на ее будущее. Поэтому мы просто обязаны больше доверять друг другу и использовать наши сильные стороны. При этом у бизнеса в отличие от государства есть очень важное преимущество: мы умеем считать деньги и очень рачительно их использовать. В то время как государство, имея практически бесконечный бюджетный ресурс, часто забывает, что экономика должна быть экономной. Помните, есть такой затертый, еще советский лозунг? Я уверен, если власть просто не будет мешать бизнесу, то мы даже в нынешних условиях увеличим бюджет города в три раза всего за несколько лет.
– Возможно, это так называемые перегибы на местах…
– Полагаете, «лес рубят – щепки летят»? На мой взгляд, это не случайность, а системная проблема. И на собственном опыте, и на опыте севастопольских коллег скажу так: минусов при взаимодействии с властью пока гораздо больше, чем плюсов.
– Какие проблемы есть у севастопольского бизнеса?
– Я вижу два негативных тренда. Первый – рост административных барьеров и, как следствие, повышение рисков хозяйственной деятельности. Причем все это на фоне низкой компетенции чиновников и общей неэффективности регионального госуправления. Кислая картина с реализацией тех же федеральных целевых программ подтверждает мои слова. Второй – странное нежелание нашей бюрократии интегрировать предприятия Севастополя в нормативно-правовое поле России. В связи с этим удивляет то, что мы готовы работать по российским законам и правилам, но нам не дают. Поэтому большинство бизнесов Севастополя до сих пор находятся в серой зоне и, самое главное, не знают, как оттуда выбраться.
– Вы свою позицию доносили до руководства Севастополя?
– Многократно. Как говорится, и в одиночном пилотировании, и в командном. Надежды мы не теряем. На сегодняшний день вокруг меня сформировалась команда единомышленников, и мы будем доказывать нашу позицию всеми легитимными способами. Да, мы в добрых отношениях с Алексеем Чалым. Кстати, в следующем году – выборы депутатов Законодательного собрания Севастополя. Надо чтобы в этом важном органе оказалось побольше разумных людей, способных принимать решения на пользу городу и его жителей. Лично я настоящих патриотов Севастополя буду поддерживать.
комментарии(0)