Закон о возврате продуктов поставщикам может нарушить устоявшийся баланс в сфере торговли и помешает стабильной работе ритейлеров - такой вывод можно сделать по итогам круглого стола, который на днях состоялся в ТАСС. Результаты дискуссии, в которой участвовали эксперты Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), будут отражены в рекомендациях по законопроекту - участники круглого стола выражают надежду, что их позиция будет учтена при рассмотрении спорного законопроекта Госдумой во втором чтении.
Законопроект, который в СМИ обобщенно принято называть «Законом о возвратах» в ноябре 2017 года предложила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. На тот момент он касался только хлебобулочной продукции. Вопрос с хлебом решил сам ритейл, а Ирина Яровая в январе нынешнего года предложила расширить трактовку законопроекта и распространить его действия на товары всех категорий. Ведомства законопроект вроде бы поддержали, но с оговорками. Несмотря на попытки участников отрасли торговли поучаствовать в судьбе законопроекта, Госдума 24 июля приняла его в первом чтении, что вызвало бурное возмущение участников рынка. В августе Ассоциации компаний розничной торговли выступила с заявлением, в котором говорилось, что новый закон вызовет дефицит продуктов питания в выходные дни из-за вынужденного сокращения заказов ритейлерами.
Претензий к законопроекту со всех сторон было так много, что в итоге глава правительства РФ Дмитрий Медведев рекомендовал экспертам проанализировать законопроект перед рассмотрением о втором чтении. На прошлой неделе первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев, заявил, что в законопроект планируется внести поправки, поскольку депутаты столкнулись с серьезными возражениями представителей отрасли, отмечавших, что в новых условия ТС будут вынуждены брать на реализацию ограниченное количество продукции, а это чревато либо возникновением искусственного дефицита, либо может спровоцировать рост цен.
Эксперты на круглом столе в ТАСС 16 октября также отмечали, что принятие закона негативно повлияет на рынок торговли. «Последствия поправок, которые вносятся в интересах лишь одной категории поставщиков, в конечном итоге заденут всех, - заявил, в частности, глава комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию потребительского рынка Александр Борисов. - Обижает, что подобные поправки мешают работе рынка торговли как экономического института, нарушая устоявшийся баланс. На личном опыте могу сказать, что единственный верный путь решения подобного рода вопросов - развитие практик саморегулирования».
Часть экспертов предложили прекратить необдуманно менять правила игры на рынке, особенно с учетом непростой экономической ситуации в стране и в связи с тем, что еще не была проведена экспертиза по фактическому воздействию поправок в Закон о торговле, принятых два года назад. Постоянное изменение законодательства не идет на пользу ни одной отрасли, в том числе и ритейлу. Если же опасения экспертов верны, нанесенный неосторожными действиями депутатов ущерб экономике может оказаться куда большим, чем польза, которую законопроект может принести отдельным производителям.
Проблемы могут возникнуть у небольших региональных сетей, поскольку они наиболее чувствительны к изменениям рыночной конъюнктуры, а запас прочности у них существенно меньше, чем у ритейлеров федерального масштаба. Президент ассоциации малоформатной торговли Владлен Максимов отмечал: «Коллеги, которые двигают этот законопроект, заявляли о том, что основная проблема не в федеральных, а в региональных и муниципальных торговых сетях. Если это так, то подобными поправками мы только усиливаем крупных игроков и ослабляем малый и средний бизнес. Следующей поправкой нам нужно будет защищать ритейл».
Особенно настораживает аналитиков и то, что документ вписывается в число инициатив власти, ограничивающих права субъектов предпринимательства, которые выдвигаются директивно, без учета мнения бизнеса и экспертов. Игнорирование авторами законопроекта позиции отраслевых общественных организаций и экспертов и вовсе делает эту ситуацию далекой от теории и практики рыночных отношений.
Сегодня, 17 октября, состоялись парламентские слушания по законопроекту в Госдуме. Но ожидания представителей отрасли опять не оправдались и слушания по законопроекту были объединены с рассмотрением вопросов цифровой экономики в агропромышленном комплексе. Такой подход к организации мероприятия не оставил времени для диалога сторон и выработки сбалансированного решения.
Аналитики настороженно относятся и к компромиссному варианту, который ранее предложило правительство - ограничение действия закона перечнем товаров со сроком годности до 30 дней. Такое послабление, по их мнению, лишь в некоторой степени демпфирует все негативные последствия, которые повлечет принятие законопроекта. Однако, риски сохраняются.
Кроме того, принятие законопроекта усложнит интеграционные процессы внутри Евразийского экономического союза (ЕАЭС), полагает руководитель проектов Евразийского центра исследований и коммуникаций секретариата Делового совета ЕАЭС Юлия Грязнова. «Взаимоотношения внутри стран, входящих в единое экономическое пространство ЕАЭС, начинали свое развитие именно со свободной торговли, - отметила эксперт. - Введение ограничений для торговли в одной из стран без учета мнения остальных участников союза и в противоречии с устоявшимися у них практиками неизбежно повлечет за собой последствия для интеграционных процессов. Кроме того, под удар могут попасть прежде всего небольшие поставщики из стран ЕАЭС».
комментарии(0)