Плата за обучение стала дополнительным барьером на пути к высшему образованию. Фото PhotoXPress.ru
Добиться высокого положения в обществе, по мнению россиян, больше всего помогает образование. Но доступ к этому социальному лифту во многом зависит от материального обеспечения и уровня образования семьи – выяснили в Высшей школе экономики (ВШЭ). У более образованных семей «есть мотивация и возможности нивелировать эффект низкой успеваемости»: нанять репетиторов либо самостоятельно помогать детям в учебе.
«Формула успеха у наших граждан – это хорошее образование, личные качества и, главное из них – целеустремленность», – говорит гендиректор фонда ВЦИОМ Константин Абрамов. На четвертое место по значимости российские граждане ставят наличие материальных ресурсов. На первое место ставят образование в качестве необходимого условия карьеры около 39% россиян.
Треть респондентов (33%) полагают, что добиться успеха в жизни можно благодаря личным качествам и способностям. Еще 27% опрошенных утверждают, что преуспеванию в жизни способствует целеустремленность. Материальное благосостояние назвали 17% участников опроса. По мнению 12% россиян, достичь успеха помогут деловые качества, а 11% сказали, что высокое положение позволяет занять семья.
Однако исследования показывают, что «семья», «материальное благосостояние» и «образование» – это очень тесно связанные условия карьеры. Ведь выходцам из бедных и малообразованных семей получить достойное образование значительно труднее.
Так, на образование выпускников девятого класса влияют не только успеваемость и мотивация. Семьи с разным уровнем образования по-разному воспринимают плохие отметки детей, что приводит к выбору неодинаковых жизненных стратегий. Об этом сообщают исследователи ВШЭ. Они проследили образовательные треки учащихся от школы до вуза, взяв за основу пять волн лонгитюдного (длительного, систематического) исследования «Траектории в образовании и профессии», проводившиеся с 2010 по 2017 год. Средняя выборка по волнам – около 4 тыс. детей, сообщается на научно-образовательном портале IQ. hse.ru.
По данным исследователей, у более образованных родителей «есть мотивация и возможности нивелировать эффект низкой успеваемости»: например, нанять репетиторов, самостоятельно помочь детям в учебе и др. «Для них провал с оценками – сигнал к активным действиям, поскольку они в принципе чаще ориентируют детей на продолжение учебы в старшей школе, а далее – в вузе», – поясняется на портале. Малообразованные семьи, по данным исследователей, напротив, считают плохие оценки детей «сигналом к прекращению пути по академической траектории».
Кроме того, было отмечено, что семьи с высоким и средним уровнем образования чаще стараются находить для детей альтернативные способы продолжить учебу: например, используется «обходной маневр», гибридный вариант, когда дети после школы сначала поступают в колледж (техникум), а из него уже в вуз.
Также исследователи указывают на разные притязания в выборе именно вузов. Высокообразованные родители нацелены отправить детей в высокоселективные вузы – более сильные, престижные, предполагающие высокий проходной балл. А в семьях с низким уровнем образования есть «тенденция избегания высокоселективных вузов». «Часть рисков для учащихся при этом может быть мнимой, однако их шансы занижаются. Тем самым образование родителей может блокировать социальный лифт для детей», – поясняется на портале. Усиливается образовательное неравенство, идущее от характеристик семей.
Массовое распространение высшего образования в России скорее миф, чем правда. В статистическом сборнике ВШЭ «Индикаторы образования» сообщается, что, по данным микропереписи населения за 2015 год, в России имели законченное высшее образование 258 чел. из 1000 в возрасте старше 15 лет, то есть почти 26%. Неполное высшее образование имели около 3% граждан.
При этом примерно 40% – это люди, закончившие только профучилище по программам подготовки либо специалистов среднего звена, либо квалифицированных рабочих, служащих. Еще почти 18% граждан окончили только 11 классов школы.
Хотя если сравнивать с данными прошлых переписей, то прогресс налицо. В 2002 году полное высшее образование в стране имели лишь около 16% жителей старше 15 лет.
Есть и другие оценки. По данным Организации экономического сотрудничества и развития, 56% взрослого населения РФ (в возрасте от 25 до 64 лет) имели высшее образование. Правда, в западной методологии под высшим образованием может пониматься обучение не только в вузах, но и в колледжах, профучилищах.
Как пояснил «НГ» старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов, на формирование и реализацию образовательных стратегий семьи и детей влияет множество взаимосвязанных факторов: способности и мотивации ребенка (а также мотивации всей семьи), уровень образования родителей, материальные возможности семьи, тип поселения, уровень развития образовательной инфраструктуры и т.д.
«Семьи с ограниченными финансовыми ресурсами, естественно, сужают образовательные притязания детей. У них нет денег на полноценную дополнительную подготовку к итоговым аттестациям и возможностей оплачивать обучение в вузах», – говорит Логинов.
В то же время даже если в семье недостаточно денег, но сами родители имеют высшее образование, то они почти всегда будут мотивировать ребенка поступать в вуз, просто он с самого начала впитает мысль, что ему надо рассчитывать только на свои способности.
«Финансы влияют вторично. А первично понимание, что плохая оценка – не диагноз, а симптом, который можно исправить», – поясняет доцент Российского экономического университета Инга Корягина.
По словам Логинова, для мотивированных детей из мотивированных семей с низкими финансовыми возможностями существует набор реальных стратегий: развивать способности и самостоятельно подготавливать «умных детей», которые смогут поступить в лучшие вузы; если у ребенка средние способности, то поступать в не самые престижные вузы на не самые престижные направления; поступать в техникумы с последующим получением высшего образования.
комментарии(0)