Парламентарий Андрей Макаров требует от самозанятых уплаты налога с профессионального дохода. Фото с сайта www.duma.gov.ru
В четверг Госдума одобрила пакет законопроектов о введении налога на самозанятых. В частности, первое слушание прошел закон о введении так называемого налога на профессиональный доход. Новый фискальный сбор должен стартовать с 2019 года. Депутаты говорят, что новый налог вводят не для пополнения казны, а для «защиты самозанятых граждан, трудящихся в тени». Эксперты предсказывают, что скоро начнется переток индивидуальных предпринимателей в разряд самозанятых, поскольку им предлагается более привлекательный налоговый режим.
Закон о новом налоге на обсуждение в Госдуму был внесен совместно с поправками в Налоговый и Бюджетный кодексы. Авторы законопроекта – зампред Совета Федерации Евгений Бушмин, сенатор Мухарабий Ульбашев, а также ряд депутатов Госдумы во главе с руководителем комитета по бюджету Андреем Макаровым.
Макаров, в частности, напоминает о диспропорции работающих и неработающих граждан РФ. «Из 82 млн человек, которые находятся в трудоспособном возрасте, работают и платят страховые взносы либо имеют отчисления со стороны работодателей 52 млн. Около 30 млн человек, таким образом, находятся за рамками этой системы. По статистическим оценкам, порядка 15 млн из них ведут предпринимательскую деятельность, но ни в какие отношения с государством не вступают и остаются в тени», – замечает он, напоминая, что общий объем теневой экономики оценивается выше 30%.
Государство видит таких налоговых уклонистов, уверяет Макаров. «Все больше заказов и сделок оформляется через Интернет: работа такси, съем жилья и так далее. Все эти люди принимают на себя в существующей системе риски привлечения как минимум к уголовной ответственности по двум статьям – незаконная предпринимательская деятельность и неуплата налогов (налог на доходы физлиц в 13%. – «НГ»)», – отметил Макаров. Новый налог на профдоход будет введен уже с 1 января 2019 года сроком на 10 лет в Москве, Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан. Как ожидается, новым режимом смогут воспользоваться физические лица, которые получают доходы от деятельности, в случае если они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. Для них также предлагается льготный налоговый режим: 4% от дохода, полученного при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) физлицам, и 6% в отношении доходов, полученных от реализации ИП и юридическим лицам. Налоговые поступления от сбора будут поступать как в региональный, так и в федеральный бюджеты. Пороговое значение дохода, при котором можно использовать данный режим, не более 2,4 млн руб. в год (200 тыс. в месяц).
Кроме того, граждане, перешедшие на экспериментальный режим налогообложения, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от профессиональной деятельности. Также они не уплачивают НДС, за исключением ситуации при ввозе товаров на территорию РФ. Плательщикам налога также дано право уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в добровольном порядке с ограничением максимального размера таких взносов. Еще один бонус – право на уменьшение налога на сумму налогового вычета в размере не более 10 тыс. руб. «В законе это называется умными словами «налоговый вычет», но, по сути, это возможность не платить первые 10 тыс. налога», – пояснил в интервью телеканалу «Россия 24» замминистра финансов Илья Трунин. «Бонус даст шанс людям попробовать, каково это – функционировать в этом режиме, не неся никаких дополнительных издержек и в то же время оформляя свои взаимоотношения с государством», – указывал он.
Выходить в правовое поле самозанятым законодатели предлагают через специальное мобильное приложение «Мой налог». При расчетах покупателю с использованием мобильного приложения будет выдаваться фискальный чек, данные которого автоматически передаются в налоговый орган. Причем законодатели подчеркивают: штрафоваться обеленные самозанятые будут именно за отсутствие чека.
В законопроекте также предусмотрен и ряд ограничений. В частности, на новый режим не смогут перейти лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке. Также не подпадают под закон и «лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав», а также граждане, занимающиеся добычей или реализацией полезных ископаемых.
Отмечается, что общие затраты бюджета на реализацию законопроекта оцениваются в размере 2,26 млрд руб. При этом законодатели прямо подчеркивают – у нового закона нет фискальных целей, он направлен исключительно на вывод из тени самозанятых лиц.
Председатель комитета по бюджету и налогам подчеркивает: «Это не закон-санкция, это закон-предложение, и право человека – воспользоваться этим законом или не воспользоваться».
Неплохим результатом, по мнению авторов законопроекта, будет выход из тени в течение полугода с момента старта проекта нескольких десятков тысяч самозанятых. «Мы понимаем, что реально эксперимент покажет, как он работает, я думаю, в течение полугода-года. Но мы в законе прописываем срок 10 лет. Те, кто захочет воспользоваться этим законом, должны точно знать, что в течение этого срока ни ставка, ни эти условия не будут меняться. Мы создаем стабильные постоянные условия на 10 лет», – подчеркивает Макаров.
Остальные же парламентарии опасаются перетока индивидуальных предпринимателей в самозанятые, так как новый закон предлагает им более привлекательный налоговый режим.
По мнению же экспертов «НГ», власти пока не могут предложить действенных механизмов выявления и вывода из тени самозанятых. «Сами самозанятые не желают вставать на учет в уполномоченные органы, органы власти пока не смогли заинтересовать их легализоваться», – говорит директор Центра социально–политического мониторинга Института общественных наук (РАНХиГС) Андрей Покида. Выявить же самозанятого в процессе его деятельности и обложить его налогом очень сложно. «Как правило, самозанятый напрямую контактирует только с потребителем услуг и каждому из сторон данная ситуация выгодна. Чтобы выявить самозанятого, необходимо проводить многочисленные контрольные закупки. А для органов власти это дополнительные расходы и эти усилия могут не принести положительного эффекта», – считает эксперт.
Отследить безналичные платежи также проблематично. «В случае более жесткого контроля за переводом денег самозанятые гражданане попросту перейдут на наличный расчет. Тем более что наличные расчеты остаются и на данный момент наиболее распространенной формой оплаты за услугу», – резюмирует Покида. «Главный недостаток этого механизма – очевидный волюнтаризм в трактовках того, что понимать под теневым доходом и как его определять. Далеко не все суммы, получаемые самозанятыми гражданами, автоматически являются их доходом, и не все доходы равнозначны. Ведь, даже получая дополнительный доход, граждане часто несут расходы, связанные с ним. Вопросов много. Гражданин здесь оказывается лицом к лицу с государственной машиной, которая просто претендует на часть его дохода, не сообразуясь с тем, какие реальные затраты несет человек для получения этого дохода, для каких целей и почему что-то зарабатывает. Очевидно, что такая система в силу своей природы является принудительно-репрессивной. Налоги со временем будут изыматься автоматически, так же как и налагаться штрафы», – считает профессор Российского экономического университета им. Плеханова Любовь Чайковская.
Кроме того, у законопроекта есть существенный изъян, замечает партнер юридической компании «НАФКО-консультанты» Павел Иккерт. «Самозанятые граждане, подавшие соответствующую заявку на регистрацию своего статуса, должны не просто уплачивать налог, но и формировать чеки, правда, без использования контрольно-кассовой техники, но это, надо полагать, временно. Так вот в случае, если чек за товары или услуги приобретателю передан не будет, самозанятый гражданин может быть привлечен к административной ответственности. При этом законопроектом не устанавливается ни четкого порядка формирования таких чеков физлицами, ни порядка их передачи. Что это открывает широкое поле для злоупотреблений со стороны контролирующих органов при осуществлении контроля над доходами самозанятых граждан. А это в свою очередь снижает шансы на успех пилотного проекта», – не исключает он.
Скептически к принимаемым мерам отнеслись некоторые авторы Telegram-каналов. «Интересно, понимают ли «слуги народа», из Государственной Думы седьмого созыва, что если бы просто были реализованы все их инициативы, публично озвученные за последнюю неделю, то жили бы мы не просто в совсем другой стране, а в лагерной атмосфере Замятина? - пишет «Мышь в овощном». - Лишать не платящих налоги самозанятых 100% дохода, в сочетании с вооруженными сотрудниками ФСВНГ у каждых яслей, поликлинник, кружков и сдюшоров. Как за неделю изменилось бы мировосприятие ребенка, мама которого занимается шугарингом и маникюром на дому. А простом поселке, на тысяч 15 человек».
А вот авторы телеграм-канала «Мейстер» считают заявления о том, что государство просто хочет залезть в карман гражданам «очевидной провокацией»: «Спросят только с тех, кто продает корзину пирожков, а показывает налоговой чек лишь на один пирожок и, соответственно, платит налоги лишь за него. Для тех, кто не рассказал налоговой о своем бизнесе ответственность останется прежней, статью за неуплату налогов корректировать не собираются».
комментарии(0)