На протяжении четверти века в России действует параллельная система нефтедобычи, переработки и реализации нефтепродуктов. Реализации, участником которой хоть раз становился каждый автовладелец.
Несколько дней назад «Независимый топливный союз» создал комитет по чрезвычайной ситуации в отрасли. В открытом письме Владимиру Путину «союзники» сообщают, что в случае, если власти проигнорируют сложившуюся ситуацию и не инициируют реформу топливного рынка, они не исключают «возможность всероссийской забастовки независимых АЗС». Неизвестно, каков удельный вес «союзнических» заправок, но в целом независимые АЗС занимают, как считается, порядка 30 % топливного рынка.
Нешуточная угроза
В понедельник президент на встрече с вице-премьером Дмитрием Козаком напомнил, что «у вертикально интегрированных компаний есть претензии к розничному звену». И добавил: «Когда, по мнению руководителей компаний, розница играет на бирже недобросовестно, потом вставляет необоснованное количество посредников, цель которых только цену задирать, а не оказывать реальные услуги на рынке». В ответ Козак пообещал до конца декабря силами ФАС и Минэнерго провести ревизию независимого автозаправочного хозяйства на предмет монополизации и необоснованного завышения цен.
Наконец, тогда же стали известны результаты экспертизы комитета по энергетике РСПП, по которым объем контрафактного, то есть прошедшего мимо налоговых органов, и суррогатного или некачественного, моторного топлива на российском рынке достигает 60%. Впрочем, кулуарная оценка контрафакта от Минэнерго куда оптимистичнее: «всего» 30%. О доле суррогата, а также о величине дежурного недолива и показателях неучтенной наличности чиновники умолчали. Видимо, сами не знают.
Взаимоисключающие сообщения, не правда ли? С одной стороны, независимые АЗС настаивают на изменении правил игры, шантажируя «всероссийской забастовкой». С другой стороны, президент и правительство, по всей вероятности, имея веские на то основания, обвиняют топливных бизнесменов в необоснованном завышении цен и монополизации. А тут еще шокирующие данные о масштабах бензинового мухлежа.
Как итог, независимые АЗС объявили государству «последний и решительный бой». Сражаться им есть за что: на кону не только теневые миллиарды преступных общаков, некогда вложенные в топливный бизнес, но и свобода, а для кого-то – жизнь.
Алгоритм теневой нефтянки
Начну с того, что в некоторых добывающих регионах не учитывается до 20% полученной нефти. Тут и искажение отчетности, и наличные расчеты, и коррупционная заинтересованность республиканских и региональных элит, от чиновников администрации до полицейских, налоговиков, прочих надзорных органов.
Дальше неучтенное, а в ряде случае украденное из нефтепроводов, сырье попадает на частные НПЗ. Большие НПЗ, входящие в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНКов), работают в строгом соответствии с установленными техрегламентами. К слову, и после, уже на стадии реализации, ВИНКи находятся под пристальным контролем теперь уже ФАС, зорко следящей за ценообразованием. Не забалуешь.
Что до частников, то им сам черт не брат: оформил мини-заводик по переработке нефти как установку, скажем, для производства битумных гидроизоляционных материалов и гони себе низкокачественный бензин или дизтопливо. И ладно бы из сырой (неучтенной) нефти. В качестве первоосновы нередко используются судовое маловязкое топливо, печной мазут, топливный «первач» и другие полуфабрикаты.
Следующие в цепочке – независимые нефтебазы, как правило, принадлежащие «подкожным» провластным предпринимателям или владельцам независимых сетей АЗС. Здесь бодяжно улучшаются октановые характеристики, и в результате тонна официально приобретенного у ВИНКов «нормального» бензина (дизтоплива) по факту разрастается в три, пять, а то и десять раз. Как? Очень просто: документы на регламентную тонну за счет «левого» топлива делают нужное количество оборотов. Изюминка в том, что двигатели «палёнку» кряхтя, но переваривают, разве что изнашиваются раньше положенного срока.
Остальное – дело техники, тем более, что в стране отсутствует сквозной контроль от нефтедобычи до реализации. Налоговики в состоянии проконтролировать только отдельные элементы, тот же НДС. Так что продал за наличные, по талонам или топливным картам, скрутил кассовые счетчики, «порешал» с проверяющими структурами, поделился с братвой и живи в свое удовольствие.
«Я приведу пример одного из регионов, где у нас шесть АЗС из в целом 300 работающих, – говорил в интервью «Коммерсант FM» глава «Роснефти» Игорь Сечин. – Там ценообразование идет по следующей формуле: есть две монопольные структуры, которые диктуют цены, а также еще десяток посредников с различными названиями, я не всех помню даже, но с тем же собственником, что и в сетях. То есть это цепочка посреднических структур, которые формируют цену и транслируют ее уже на сети. Поразительная вещь. И сделки на бирже происходят в интересах только этих компаний. Вот, например, в Приморском крае есть огромная компания, которая называется «Октан». У нее формально с десяток заправок, и владелец сети на всех углах кричит о том, что вертикально интегрированные компании душат частный бизнес и так далее, а на самом деле именно он формирует ценообразование в регионе».
«Любопытно, что в Приморском крае указанные частные сети закупают в несколько раз больше, чем могут реализовать. А когда закупаемые объемы настолько превышают потребности – это означает, что мы имеем дело с классическими перекупщиками и спекулянтами, тесно связанными, к тому же, с местными властями», – отмечает, в свою очередь, гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
Всем понятно, что ни налогов, ни акцизов, ни взносов с сумасшедших «левых» объемов не платится. Недостающие суммы за этих ушлых ребят вносим мы, автовладельцы. А они еще активно лоббируют возможность снижения оптовых цен, и продолжения производства и оптовой реализации бензина АИ-80, который ВИНКи давно уже не продают и не производят, чтобы под видом этого топлива продавать свой суррогат. Ведь достаточно получить мелкую партию сертифицированного бензина, чтобы иметь прикрытие для больших партий суррогатного топлива, которое производится на «левых» НПЗ.
Но это не все. Огромные суммы черного нала нынче выделены для массированной пиар-кампании «униженных и оскорбленных» топливных частников в СМИ, то есть за наши деньги нас же и оболванивают. Брать кэш для поддержки бензиновых «Робин Гудов» (либо за молчание о проблеме) не гнушаются даже топовые пропагандисты.
Нечто подобное происходило и при введении системы «Платон». Тогда на контрпропагандистскую кампанию опальные ныне дагестанские миллиардеры выделили чемоданы наличности. Как только дальнобойщики тогда не резвились: дошло до того, что у их «облачного», то есть несуществующего профсоюза, появился целый пресс-секретарь! И что? Розничные цены на продукты вопреки «прогнозам» не выросли, зато порядка на дорогах стало больше, «левые» рейсы исчезли, а в бюджет исправно поступают десятки миллиардов рублей (только за 2017 год – 27 миллиардов).
Кстати говоря, специалисты ВИНКов, той же «Роснефти», не раз ловили «независимых» мошенников за руку, публично обвиняя их в том, что те приобретали небольшие партии бензина и в дальнейшем использовали паспорта качества для многократной продажи уже суррогатного топлива. Однако даже такой, казалось бы, всесильный нефтяной гигант в одиночку справиться с топливной мафией не в силах.
Весьма странная ситуация сложилась и на бирже. «На бирже инвестиционно-финансовая компания «Солид», крупнейший брокер, закупает около 30 % нефтепродуктов и перепродает их. По сути, это не запрещено, но это и есть спекулятивные операции, которые формируют ценовой фон в стране», – рассказал ИА «ФедералПресс» Алексей Мухин. Непрозрачная структура биржи позволяет не раскрывать информацию о сделках, чем и пользуются недобросовестные участники рынка. Под прикрытием биржевой торговли они осуществляют договорные сделки, увеличивают количество спекулятивных операций и значительно удлиняют цепочку посредников, что в результате накручивает цену для конечного потребителя.
«Роснефть» и другие ВИНКи не раз предлагали адекватные меры по выходу из топливного тупика: ввести плавающий акциз на топливо или перенести уплату акциза с НПЗ на «колонку», что позволит избежать торговли суррогатным топливом, а также идентифицировать производителя и повысить эффективность нефтепереработки. Еще одной мерой должна стать обязательная переработка внутри страны не менее 17,5% добываемого сырья (именно столько от общего объема добычи потребляем мы с вами).
Другими неотложными мерами (помимо снижения налогового бремени) специалисты считают скорейшее внедрение цифрового фискального контроля от скважины до бака. Каждая добытая тонна нефти должна учитываться в государственной фискальной системе, затем отслеживаться в нефтепроводах и НПЗ, а после – на нефтебазах и на АЗС. Естественно, данные на входе и на выходе должны совпадать, а если расходятся, значит, где-то проскочил контрафакт или суррогат. И начинать нужно не с НПЗ, а с АЗС, с розницы. На которой минимум в трети случаев заправляют уголовники и «шестерки» региональных чиновников, так что поддержка правоохранителей здесь безальтернативна.
Напоследок всего одна цифра. Пресечение неуплаты налогов и акцизов только с 30% продаваемого в России топлива принесет в бюджет не менее 600 млрд рублей. Больше, чем правительство планирует получить от повышения НДС со следующего года. Можно посчитать всю сумму дополнительных доходов, но мы условились только об одной цифре.
комментарии(0)