Проблем с обеспечением топливом потребителей, как и дефицита топлива, в России нет. Но вокруг темы обеспечения внутреннего рынка нефтепродуктов, как заявила компания «Роснефть», «постоянно нагнетается ажиотаж, подогреваемый недобросовестными игроками». Между тем, отмечают в компании, «Роснефть», являющаяся лидером отечественного рынка, «обеспечивает до 40% внутреннего потребления автомобильных топлив. И находится в авангарде биржевой торговли. По итогам октября бензинов реализовано 19% от производства при нормативе 10%, а дизельного топлива – 8% от производства при нормативе 5%».
«Ряд крупнейших нефтяных компаний в отличие от «Роснефти» не принимает участия в обеспечении внутреннего рынка качественными нефтепродуктами, – говорит член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии России и развитию ТЭКа, директор «ИнфоТЭК терминал» Рустам Танкаев. – Так, объемы поставок АО «Сургутнефтегаз» на внутренний рынок составляют 3 млн т при добыче 58 млн т (доля поставок от добычи 6%), АО «Татнефть» – 10%. ПАО «РуссНефть» вообще не участвует в обеспечении внутреннего рынка».
По данным «Роснефти», с 15 ноября компания «существенно нарастила объемы поставок автомобильных бензинов и дизеля на внутренний рынок, неукоснительно соблюдая достигнутые договоренности по поддержанию цен в рознице на уровне 30 мая с.г. и даже перевыполняя нормативы поставок». Так, по итогам ноября объем поставок «Роснефти» на внутренний рынок составил 110% от норматива, установленного в Соглашении, к которому пришли вице-премьер России Дмитрий Козак и руководители ведущих нефтяных компаний.
«Роснефть», отмечают в компании, «является последовательным сторонником развития биржевой торговли нефтепродуктами. С 2014 года компания неоднократно выдвигала предложения по совершенствованию биржевой торговли в интересах промышленных, сельскохозяйственных и розничных потребителей. В частности, по исключению недобросовестных участников, недопущению договорных сделок, привлечению к биржевым торгам всех производителей топлива на паритетной основе, усилению прозрачности сделок и надзора за деятельностью всех участников рынка, включая независимые сети АЗС».
В рамках упомянутого Соглашения вертикально интегрированные нефтяные компании взяли на себя дополнительные обязательства и издержки. Другое дело, что эти издержки превратились в дополнительные доходы перекупщиков. Непрозрачная структура ряда биржевых сделок позволяет не раскрывать информацию о сделках, чем и пользуются недобросовестные участники рынка. Доля компаний-перекупщиков на бирже составляет около 80%. При этом отдельные компании (например, «Солид-товарные рынки» и аффилированные с ней структуры, созданные бывшим сотрудником биржи) получают максимальные объемы биржевых продуктов на интересующих их базисах.
«Такие компании, как «Солид-товарные рынки», которая, согласно информации из открытых источников, создана бывшим сотрудником биржи Ильей Морозом и является крупнейшим трейдером на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), вместе с другими аффилированными с ней фирмами, по данным СМИ, манипулирует биржевыми торгами и, реализуя товар через цепочки фиктивных посреднических структур, максимизирует свою маржу, накручивая цену для конечного потребителя, – полагает доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. – Примеры манипулирования есть и в регионах. Там, в частности, ряд «независимых» сетей закупает больше топлива, чем способны реализовать через собственные АЗС. Здесь налицо практика спекулятивных продаж. При этом владельцы этих сетей пытаются шантажировать государство и региональные власти, угрожая дестабилизацией обстановки. Подобная практика характерна для таких регионов, как Приморье, где, по данным СМИ, на внутреннем рынке активно действует сеть АЗС «Октант» Владимира Чирскова (также владеет нефтебазой ООО «Комплект-Сервис»), и ООО «Уссурнефтепродукт» Юрия Чубко. В Забайкалье, в свою очередь, наиболее агрессивным игроком считается нефтебаза «Машзаводинвест» Павла Сорокина и связанная с ним сеть АЗС «Индекс». «Общественниками», выступающими от имени рынка, представляются владельцы посреднических структур и сетей АЗС, являющиеся бенефициарами рыночных манипуляций или мошеннических схем. Например, владелец крупнейшего трейдера «Солид» Илья Мороз присвоил себе звание главы некоего «Совета по товарным рынкам».
Аналогичная ситуация складывается и в отдельных регионах, где ряд «независимых» сетей формирует незаконно завышенные цены, а также в целях повышения доходности использует свои АЗС для реализации контрафакта.
«Роснефть» между тем продолжает поставлять топливо на биржу. В настоящее время компания работает с СПбМТСБ, формируя совместную позицию по совершенствованию биржевой торговли, в том числе дисквалификации участников торгов, связанных с фигурантами уголовных дел, и рассчитывает на то, что предложения «Роснефти» будут поддержаны регуляторными органами.
«Решительные и в какой-то степени демонстративные действия «Роснефти» подтолкнули Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу предпринять шаги для вывода с рынка недобросовестных трейдеров, вопрос по которым годами находился в подвешенном состоянии, – считает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. – Российский топливный союз уже четыре года выступает за то, чтобы исключить участие недобросовестных трейдеров в торгах на бирже, но для того, чтобы биржа наконец приняла решения по ним, потребовалось такое решительное и в некоторой степени демонстративное поведение «Роснефти».
комментарии(0)