0
4050
Газета Экономика Интернет-версия

11.12.2018 09:00:00

В чью пользу считает деньги НОВАТЭК

Почему компания заказывает газовозы не в России, а в Южной Корее?

Алексей Мухин

Об авторе: Алексей Алексеевич Мухин – политолог, генеральный директор Центра политической информации

Тэги: новатэк, энергетика, газ, газовоз, спг, ямал спг


новатэк, энергетика, газ, газовоз, спг, ямал спг Фото GettyImages

В правительственных ведомствах обсуждается законопроект, который должен обязать компании перевозить по Северному морскому пути (СМП) углеводороды с российских месторождений на судах российского же производства. Казалось бы, абсолютно логичное решение, полностью соответствующее международной законодательной практике и единственно возможный путь для государства, заинтересованного в возрождении отечественного судостроения, создании конкурентоспособной отрасли. Государства, которое не может позволить себе отказаться от концепции экономики развития, как это делают страны с колониальным сознанием. Но законодательная инициатива столкнулась с мощным лобби, которое пытается воспользоваться правом Комиссии по импортозамещению в редких случаях предоставлять возможность привлечения судов иностранного производства и получить для некоторых компаний отсрочку в 20 лет. Это позволит им и дальше субсидировать верфи в других государствах вместо того чтобы поддержать развитие отечественного судостроения.

В первую очередь, конечно, речь идёт о НОВАТЭКе, который реализует первый в России масштабный СПГ-проект и нуждается в мощных газовозах для транспортировки сжиженного природного газа по Северному морскому пути. Компания очень хорошо считает деньги и, что характерно, до настоящего времени фактически вкладывалась в экономику Южной Кореи, предоставив ей возможность зарабатывать на строительстве современных судов. Понятно - бизнес есть бизнес. Только вот к импортозамещению в экстремальных санкционных условиях, на чём настаивает президент РФ, это не имеет никакого отношения.

Главное, как говорится, «не то, что Америка может сделать для тебя, а то, что ты можешь сделать для Америки» - в нашем случае: для российского бюджета.

Та же американская практика, к примеру, предусматривает, что суда, перевозящие углеводороды с месторождений на Аляске, должны быть американского производства. И это – закон, который не оспаривается. Заметим, что производство современного танкера типа «Афрамакс» в Америке в три раза дороже, чем в России, не говоря уже о Корее или Китае. И это никого не смущает. В Японии 90% флота строятся на национальных верфях, хотя стоимость строительства на 25-30% дороже, чем в соседней Корее. Корейское правительство открыто субсидирует свои верфи, в том числе и убыточные, выслушивает нотации ВТО о создании неконкурентной среды, но не обращает на них внимания. Ведь поддержка судостроения - краеугольный камень национальной промышленной политики. Да и может ли быть иначе, если вы хотите строить развитую экономику? Не случайно 88% населения РФ, согласно опросам ВЦИОМ, считает необходимым размещать заказы на строительство современных судов исключительно на национальных верфях.

Президент России уже не раз призывал создать для этого нормативную базу и обращался к ключевым энергетическим компаниям с требованием загрузить мощности судоверфи «Звезда», которая создается по его поручению на Дальнем Востоке и позволяет строить крупнотоннажные суда, ледоколы и сложную морскую технику, рассчитанную на работу в арктических условиях.

НОВАТЭК вроде бы начал переговоры о размещении заказов на «Звезде», но, по словам источников в отрасли, ставит российским производителям совершенно «драконовские» условия: строительство газовозов, фактически, должно быть выполнено за два года, при том, что обычный цикл судостроительства предусматривает от четырёх до пяти или даже семи лет и это стандартный цикл. Так, заказ НОВАТЭКа на корейской верфи выполнялся 6 лет, а КНР строила свой первый газовоз вообще 11 лет, с 1997 по 2008 годы – от начала разработки проектной документации до спуска судна на воду, несмотря на крупные госсубсидии. Подчеркнем, что с 2012 года НОВАТЭК потратил на корейских верфях порядка 6 млрд долл., в том числе построив 15 газовозов ледового класса Arc7.

Компания должна зарабатывать и это бесспорно: акционеры не поймут, если она будет убыточной, но не стоит забывать, что НОВАТЭК активно использует госсредства для своего развития и речь идёт об очень крупных суммах. Дескать, санкционные времена требуют чрезвычайных мер. И государство должно войти в положение частной компании.

В итоге государственный бюджет не получает никаких дивидендов и объясняется это тем, что НОВАТЭК - компания частная и так как у нас – рыночные отношения, они, так сказать, диктуют. Получается какой-то замкнутый круг, причём, выгодный почему-то лишь акционерам НОВАТЭКа.

Да, конечно, проект «Ямал СПГ», который реализует эта компания, является крайне важным для имиджа России. Это – первый масштабный СПГ-проект, позволяющий ей продемонстрировать свои амбиции в мировой энергетике. Он, очевидно, окажет влияние на динамику роста европейской экономики, позволит китайским и корейским верфям получить бесценный опыт в проектировании модулей для завода и газовозов, обеспечивающих перевозки по Северному пути. Но тут возникает сакраментальный вопрос: какую выгоду от реализации проекта получит российский бюджет?

Всего в рамках проекта «Ямал СПГ» запланированы три технологические линии мощностью 5,5 млн тонн каждая и одна дополнительная почти на 1 миллион. Менее чем через год с того момента, как проект был запущен, НОВАТЭК отрапортовал об отгрузке 100-й партии. СПГ реализуется, в основном, на премиальном рынке АТР, однако в бюджет России не поступает ни копейки.

Дело в том, что пошлина на экспорт СПГ НОВАТЭКа была обнулена еще в 2012 году. Кроме того, НОВАТЭКу под проект на Ямале правительство РФ установило нулевые ставки не только на экспорт газа, но и на конденсат, а также обнулило НДПИ на добываемые углеводороды. Таким образом, компания работает в «тепличных условиях».

Стоимость проекта составляет 27 млрд долл. В рамках привлечения проектного финансирования НОВАТЭК, в том числе, получил средства Фонда национального благосостояния (150 млрд руб.), которые необходимо будет погасить только в 2030 году. Кроме того, государство безвозмездно выделило порядка 70 млрд руб. на инфраструктуру проекта, прежде всего, строительство порта Сабетта. При этом глава НОВАТЭКа Леонид Михельсон убежден, что правительство РФ и в дальнейшем должно оказывать поддержку проектам компании по сжижению природного газа. И это как бы «не обсуждается».

Надо сказать, что правительство идёт навстречу этим пожеланиям и в период 2019–2024 годов дополнительно планирует направить из Фонда развития почти 104 млрд руб. на создание инфраструктуры для проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2». Так что проект будет реализован на аналогичных с «Ямал СПГ» условиях.

Интересно, что оборудование для завода и саму технологию сжижения газа НОВАТЭК закупал за рубежом. Ну, это можно понять – в России действительно существуют проблемы с технологическим обеспечением процессов, и мы это не скрываем. Модули для завода строились в Китае, там же – на китайской верфи проектировались и суда ледового класса для их доставки. Строительство завода также осуществлялось зарубежной инжиниринговой компанией.

Подведем итог: проект «Ямал-СПГ» реализуется в сверхльготных условиях: ни добыча углеводородов, ни их перевозка не облагаются налогами. Ледокольное сопровождение газовозов по Севморпути – тоже бесплатно. На реализацию проекта выделено почти четверть триллиона госсредств. И только одно требование к компании со стороны государства: обеспечить заказами российских судостроителей.

Как уже отмечалось, для поддержки отечественного судостроения разрабатываются законодательные меры, вводящие запрет на перевозку углеводородов по СМП на судах иностранного производства. Однако все чаще слышатся разговоры о том, что правительство может сделать для отдельных проектов исключение. И не приходится гадать, о каких именно проектах идет речь.

По данным ряда источников в правительственных ведомствах, уже готовится распоряжение правительства РФ о возможности использования 28 судов под иностранным флагом для перевозки сжиженного природного газа в рамках проектов НОВАТЭКа «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2». Таким образом, устанавливаются исключения из норм Кодекса торгового мореплавания, вступающих в силу 30 декабря 2018 года. Для НОВАТЭКа в очередной раз создаются дополнительные, весьма комфортные условия.

Проекты компании финансируются из Фонда национального благосостояния. Вопрос только: зачем существует этот фонд, если благосостояние утекает в другие государства? Корейские верфи, которые реализуют сейчас заказы НОВАТЭКа, находились, напомним, в предбанкротном состоянии и заказ российской компании фактически спас их. Совершенно непонятно, почему НОВАТЭК предпочитает спасать зарубежные верфи, когда российская экономика переживает сложный период санкционного воздействия, а в большинстве уважающих себя государств компании закупают продукцию, произведенную на национальных верфях, даже если цена на нее на порядок выше рынка.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эр-Рияд лавирует между Трампом и Тегераном

Эр-Рияд лавирует между Трампом и Тегераном

Игорь Субботин

Саудовская Аравия хотела бы добиться прекращения активных наступательных действий со стороны Израиля

0
1735
Россия как самодостаточная цивилизация

Россия как самодостаточная цивилизация

Михаил Ковальчук

Необходимо напомнить миру, что он состоит не из интернет-пузырей

0
2003
Контуры нового энергетического миропорядка остались пока размытыми

Контуры нового энергетического миропорядка остались пока размытыми

Борис Кляйн

10-й Петербургский международный газовый форум как зеркало нынешнего состояния рынка

0
1472
Украинская энергетика хотела бы стать распределенной

Украинская энергетика хотела бы стать распределенной

Олег Никифоров

Переход на альтернативную генерацию в ближайшие годы вряд ли возможен

0
1768

Другие новости