Фото Pixabay.com
Российские профильные ведомства должны будут подготовить аргументы для обсуждения вопроса с Китаем об отмене дискриминационных импортных пошлин для угля РФ. Поручение об этом, как следует из протокола Комиссии при президенте РФ по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности, подписанном 19 декабря, дал глава России Владимир Путин. Таким образом, Комиссия вновь стала стратегически важным институтом, ответственным за принятие решений в отрасли.
Само заседание Комиссии при президенте прошло еще в августе Кемерово. «Президент России Владимир Путин нацелил компании на общую работу по наращиванию экспорта угля, речь идет о проработке серьезного инвестиционного проекта, участниками которого будут и РЖД, и мощнейшие угольные компании, регионы страны, мощности по перевалке, которые приведут к увеличению добычи российского угля в ближайшее время с основной ориентацией в восточном направлении, – резюмировал тогда итоги заседания ответственный секретарь Комиссии по ТЭКу глава «Роснефти» Игорь Сечин. – Международная конъюнктура позволяет в настоящее время воспользоваться ростом потребления бурого угля, особенно в Азиатско-Тихокеанском регионе, и мы обязаны воспользоваться этим окном возможностей».
«Отрадно видеть, что возобновившиеся заседания Комиссии при президенте приводят к результатам, – считает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. – При этом члены заседания отметили успешное выполнение всех предыдущих распоряжений и решений, принятых Комиссией».
При этом, если в прошлом году российские компании экспортировали в регионе более 190 млн тонн угля (больше только Австралия и Индонезии), то в этом году ожидается цифра выше 200 млн тонн. Во многом подобные успехи объясняются тем, что, по словам министра энергетики Александра Новака, общий объем инвестиций в угольную отрасль составит более 1,5 трлн руб. за 6 лет. Расширить присутствие России на мировом угольном рынке, укрепить свои позиции и нарастить долю в поставках позволяет, в том числе и текущая конъюнктура. Члены Комиссии уверены, что Россия способна увеличить экспорт угля на 50% именно за счет поставок в страны Азии. Но для этого, согласно протоколу Комиссии по ТЭК, правительству надлежит актуализировать Программу лицензирования угольных месторождений на период до 2020 года и разработать новую программу на 2021-25 годы.
Что касается отношений с Китаем, как одним из крупнейших потребителей угля, то к концу марта главе государства кабинет министров должен представить доклад для обсуждения с китайской стороной вопроса об отмене дискриминационных импортных пошлин для российского угля. «Сегодня лидерами по потреблению угля в мире являются Китай, США и страны Евросоюза, а это значит, что России необходимо провести успешные переговоры с Китаем, чтобы нарастить экспортные потоки в восточном направлении», – считает старший аналитик WMT Consult Ольга Орлова. В свою очередь, по мнению директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, «потребление угля в азиатских странах стремительно растёт, и Россия имеет возможность расширить своё присутствие на мировом угольном рынке». Но для этого, по мнению эксперта, «необходимо развивать современное, более экологичное производство, расширять и модернизировать транспортную инфраструктуру, создать необходимую нормативную базу, снять избыточные административные барьеры и проводить предсказуемую налоговую политику. Все это предусматривается в концепции развития угольной промышленности, разработанной президентской комиссией по ТЭК». В целом же, резюмирует Делягин, Комиссия по ТЭК вновь становится важным государственным институтом, который играет сейчас системообразующую роль для отрасли.
«Протокол Комиссии по ТЭК – документ не проходной, в нем фиксируются важные, по сути, революционные изменения, – полагает член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии России и развитию ТЭК Руслан Танкаев. – Он закладывает основы для развития угольной промышленности и электроэнергетики. Думаю, комиссия и в дальнейшем будет задавать ориентиры для ключевых отраслевых игроков».
Одна из важнейших задач, которые нужно будет решить в ближайшее время – это применение предсказуемых параметров установления железнодорожных тарифов и проработать предложения по возможности и целесообразности долгосрочного тарифообразования на период после 2025 года. Как известно, в соответствии с Программой развития угольной промышленности РФ до 2030 году правительству поставлена задача по расширению железнодорожной и портовой инфраструктуры с учетом развития портов, в том числе Восточный, Ванино, Владивосток, Посьет, а также обеспечения погрузки российского угля в восточном направлении, в том числе на экспорт в 2020 году – 125 млн тонн, в 2023 году – 170 млн тонн, в 2025-195 млн тонн без учета изолированных районов угледобычи (Колыма, Сахалин, Чукотка).
комментарии(0)