Несмотря на декабрьские договоренности ОПЕК+ о некотором сокращении нефтедобычи, цена «черного золота» не только не растет, но и заметно опускается: предыдущая неделя была названа биржевиками самой провальной за год. Вчера цена на нефть Brent рухнула более чем на 5% за день, и опустилась ниже $51 за баррель. В последний раз Brent торговалась на таком уровне в августе 2017 года. Еще три-четыре дня подобных падений, и трудно даже гадать о том, что случится с экономикой.
Россия продолжает терпеть убытки. Так, выяснилось, что на волне пессимизма от падения нефтяных котировок международные инвесторы в 2018 году вывели из отечественных фондов рекордные объемы средств, исчисляющиеся миллиардами долларов, внешними инвестициями в ослабевшую от санкций российскую экономику дела и без того обстоят неважно, а тут еще включился новый негативный фактор в виде «оползня» нефтяного рынка.
По мнению известного телеведущего Владимира Соловьева, мировые цены на нефть выполняют заказ Трампа, который превратил свой Твиттер в инструмент давления на стоимость «черного золота». Вот и по оценке первого заместителя директора Института актуальной экономики Ивана Антропова, на цену нефти сильно давит американский президент Дональд Трамп. «Если нефть будет дорогая, то Трамп грозит принять меры против ОПЕК: объявить картель вне закона. Если будет усиливаться давление США, то картель просто распадется, и контроль за ценами на нефть будет утерян. Все идёт к тому, что нефть упадет до $50 за баррель», – прогнозирует отечественный экономист.
Спору нет: если сидеть сложа руки и ограничиться одними рассуждениями о том, как плохо для развивающихся стран жить при дешевой нефти, то «черное золото» и дальше будет падать в цене по мановению твиттера Дональда Трампа. В той отчаянной ситуации, в которой оказалось большинство стран-экспортеров нефти, недостаточные усилия сродни полному бездействию. Если пустить дело на самотек, то есть ограничиться достигнутыми решениями ОПЕК+ о снижении добычи на полтора миллиона баррелей в сутки, то это вряд ли приведет к выправлению ситуации с падением цен.
Правда, на днях президент ОПЕК и министр энергетики Объединенных Арабских Эмиратов Сухейль аль-Мазруи высказался о том, что если ранее достигнутое соглашение о снижении нефтедобычи не даст результата, то предполагается созвать новый саммит международного картеля с тем, чтобы договориться о дополнительном уменьшении добычи.
Однако известно, с какими трудностями столкнулся ОПЕК+ при подготовке своего недавнего заседания, и какие жесткие споры и разногласия сопровождали его работу в Вене. Для того, чтобы оперативно собрать новый саммит и добиться от всех участников согласованных действий, предстоит не только серьезная организационная работа, но понадобится в первую очередь проявление политической воли лидеров стран-нефтяных экспортеров.
Не секрет, что сырьевые экспортеры заинтересованы в стабильных ценах на нефть: это касается и лидеров экспорта, в число которых входит Саудовская Аравия и Россия. Но связанные давлением со стороны США саудиты не позволяют себе решительных шагов на рынке энергоносителей. Более того, по данным заместителя директора аналитического департамента группы компаний «Альпари» Анны Кокоревой, пока что Саудовская Аравия не пошла даже на обещанный в рамках сессии ОПЕК+ объем сокращений добычи в 500 тысяч баррелей. По словам эксперта, саудиты подменяют реальные действия вербальной интервенцией, рассчитывая таким образом и сохранить отношения с Трампом, и в то же время повлиять на повышение нефтяных цен. Но то, что получается у президента США с помощью его Твиттера, не всегда срабатывает у его контрагентов, особенно если они действуют разрозненно.
Если Твиттер Трампа концентрирует в себе административный и политический ресурс главной экономики мира, то противостоять ему могут только союзные и согласованные заявления и действия основных нефтедобытчиков. Россия в таком союзе могла бы взять на себя роль координатора – особенно с учетом уже накопленного опыта противостояния западным странам и США в киберпространстве.
Россия способна быть агрегатором таких мировых новостей, которые способны не только повлиять на рынки, но и переломить тренды. Как говорят брокеры, новости более эффективны, чем технические анализы. И если, как следует из логики Трампа, в нефтяной войне хороши все средства, то производство новостей про мировые энергоносители – едва ли не лучшее из них.
России есть чем ответить на колючие для нас нефтяные твитты американского президента. При желании таким ответом могли бы стать ответные новости, например, о негативных событиях на рынке сланцевой нефти США. Ведь, как свидетельствуют сами же американские эксперты, инициированное Трампом снижение цен на «черное золото» привело к тому, что инвестиции в сланцевую добычу стали невыгодными.
По оценке аналитика энергетического рынка Арта Бермана, только 33% компаний, производящих сланцевую продукцию, могут рассчитывать на прибыль. Однако вычисления эксперта основаны на средней годовой цене нефти в 67 долларов за баррель. Если же нефть падает ниже этой отметки, то только считанным инвесторам удастся отбить свои затраты на сланцевую добычу. А при падении почти до 50 долларов, как сейчас, или же еще ниже американскимсланцевикам грозит повальное разорение.
Это совсем не то, что обещал своим промышленникам Дональд Трамп, который неоднократно объяснял эксперименты по давлению на нефтяной рынок заботой о процветании национальной индустрии. Британское же издание Telegraph и вовсе свидетельствует о стремительно растущих долгах западных нефтегазовых компаний, суммарный объем которых еще весной достиг 106 миллиардов долларов (!), а при нынешнем падении цен на нефть продолжает быстро увеличиваться.
По данным издания, у ведущих мировых энергетических концернов наблюдается дефицит средств на оборудование и нефтеразведку, а также рост расходов на добычу, для покрытия которых производители вынуждены распродавать активы. При этом Telegraph приводит слова американского аналитика Стивена Копитса о том, что «подавляющему большинству государственных нефтегазовых компаний США требуются цены на нефть более 100 долларов, чтобы добиться положительного свободного денежного потока при текущих капвложениях, а почти половине отрасли нужны цены более 120 долларов за баррель».
Таким образом, высокие цены на нефть соответствуют интересам не только арабских, латиноамериканских стран или России, но и таких западных гигантов, как ExxonMobil, Petrobras и Shell, а значит, в конечном счете, и долгосрочным интересам экономик США и Европы.
Конечно, наряду с этим активно проявляются и агрессивно давят на рынок краткосрочные интересы отдельных финансовых групп, которые и олицетворяет знаменитый Твиттер Дональда Трампа. Но при таком пуле явных и потенциальных союзников у России и ее партнеров по нефтедобыче имеются очевидные возможности для того, чтобы как минимум уравновесить давление, а то и обеспечить тренд на устойчивый рост нефтяных котировок.
Для начала России стоило бы стать производителем таких «нефтяных новостей», которые бы заставили белых воротничков крупнейших мировых бирж начинать каждое утро с их прочтения. При этом «воротнички» должны вздрагивать и подскакивать со своих кресел при каждом сигнале смартфона о поступлении очередной «нефтяной новости» из России. А для того, чтобы игроки и воротилы бирж не могли расслабиться, убойные newsпо сырьевой тематике должны лететь на Запад градом нескончаемых стрел, как и полагается современным системам огневой поддержки энергетической державы.
Если же кому-то покажется, что новая «фабрика» нефтяных новостей из РФ под началом условного «шеф-повара» Пригожина слишком эффективно вмешивается в процесс формирования сырьевых цен, то всегда можно сослаться на Дональда Трампа, который первым публично заявил о своем подобном же вмешательстве.
Между тем, при наличии уникальных возможностей создать такую «фабрику» по подъему нефтегазовых котировок, сегодня в России никто этим предметно не занимается. Обжегшись на американских обидах за несуществующее вмешательство в заокеанские выборы, российская сторона уж слишком деликатничает в любых других вопросах, требующих активной защиты своих национальных интересов. В итоге Россия начисто проигрывает Трампу с его Твиттером, следствием чего становится неконтролируемое снижение цен на нефть и усугубление проблем отечественной экономики.
Однако дальше отступать некуда, что называется, позади Москва. Чтобы спасти ситуацию и переломить ход нефтяного противостояния, пора создавать профессиональные подразделения из специалистов по дистанционному воздействию на мировые биржи.
комментарии(0)