Внутренние цены на топливо игнорируют падение доходов населения, выбрав ориентиром цены мировые. Фото Reuters
Дизельное топливо подорожало за год в стране на 15%, а бензин – на 10%, что в 2,5–3 раза больше среднего уровня инфляции. Причин аномального роста цен несколько: олигополия и отсутствие справедливой конкуренции, рост акцизов на топливо, скачки мировых цен на нефть, начало так называемого налогового маневра, который предполагает увеличение внутренних цен нефти и нефтепродуктов до мирового уровня. На фоне общественного недовольства подорожанием бензина правительство решило управлять ценами вручную и обязать нефтекомпании заморозить внутренние цены на топливо.
Розничные цены были относительно стабильны вплоть до завершения всех процедур по переизбранию в марте Владимира Путина президентом. То ли уже тогда действовала особая договоренность с нефтяниками, то ли они применили «самоцензуру», чтобы не дразнить электорат. Но уже в апреле производители подняли цены на бензин на 13% по сравнению с мартом, в рознице с середины апреля бензин в среднем по РФ стал дороже 40 руб. за литр, а в начале июня – уже дороже 43 руб.
Правительство осознало, что рыночные инструменты регулирования перестали работать, и перешло на ручное управление отраслью через совещания у курирующего отрасль вице-премьера Дмитрия Козака. При этом правительство согласилось не только не повышать с 1 июля, как было запланировано, акцизы, но и снизить их с 1 июня. В обмен нефтекомпании зафиксировали цены на уровне 30 мая.
Но принятых мер хватило всего на два месяца. На фоне планов правительства вернуться к повышению акцизов с 1 января 2019-го производители стали говорить о невозможности сдерживать цены, и в сентябре топливо опять стало дорожать. На это премьер-министр Дмитрий Медведев дал Минэнерго и компаниям два дня, чтобы договориться, и пригрозил в противном случае ввести заградительную пошлину на экспорт.
В последний день октября Дмитрий Козак снова собрал совещание. Через неделю новое соглашение о замораживании цен подписали все вертикально интегрированные нефтяные компании. Но этим соглашением оказались недовольны независимые АЗС, которые сетуют на низкую маржу. Тем не менее договорились, что до конца 2018 года компании будут держать цены на уровне конца мая, до 1 февраля 2019-го разрешен рост розницы не выше 1,7% (с учетом увеличения ставки НДС), потом темпы роста цен не должны превышать прогнозный уровень инфляции на 2019 год (Минэкономразвития ожидает роста цен на 4,3%).
Завершение налогового маневра перенесли на 2024 год, а с 1 января 2019 года нефтеперерабатывающим заводам, поставляющим бензин на внутренний рынок, пообещали возвращать часть уплаченного акциза.
комментарии(0)