Несмотря на стагнацию доходов, все больше россиян решаются на крупные денежные затраты. Лишь 15% граждан смогли в 2018 году вообще воздержаться от крупных покупок. Это вдвое меньше, чем годом ранее, сообщает холдинг «Ромир». Самый большой рост покупателей отмечен по статьям «медицина», «отдых» и «траты на одежду». Эксперты считают, что увеличение доли покупателей связано с ростом кредитования. Однако тот факт, что к крупным тратам россияне теперь причисляют и расходы на покупку кофт и ботинок, говорит об опасном расслоении общества, признают аналитики.
Крупные расходы в 2013–2018 годах. (%) Источник «Ромир» |
Россияне в 2018 году не смогли выполнить свои индивидуальные планы по экономии и отказу от сколько-нибудь крупных покупок и затрат. Об этом говорят результаты опроса «Ромир», в котором поучаствовали 1500 человек. Заметно подросла доля тех, кто увеличил траты на одежду и обувь. Если в 2017 году о росте расходов на одежду сообщал каждый третий опрошенный, то в прошлом году уже каждый второй. «Драйверами роста в этой категории стали молодые респонденты 18–24 лет, среди них 68% тратили на одежду в 2018 году», – объясняют в «Ромире». В докризисном 2013 году об увеличении расходов на эту категорию товаров говорили меньше 20% россиян.
Кроме того, в два раза за последний год выросла доля россиян, потратившихся на медицинские услуги, – с 15 до 31%. В основном такой вариант ответа указывали женщины и респонденты старше 60 лет, следует из результатов опроса. На третьем месте по крупным тратам оказались расходы граждан на отдых. В ушедшем году каждый пятый россиянин потратил на него существенные средства. Это в два раза выше показателей 2017 года.
На общее увеличение расходов россиян указывает и такой показатель, как отсутствие крупных покупок. К примеру, если по итогам 2017 года 31% опрошенных говорили об отсутствии у них каких-либо крупных трат, то по итогам 2018-го на это указывали лишь 15%.
Впрочем, были и исключения. Так, траты россиян на бытовую технику и электронику сокращаются третий год подряд. В итоге о покупках бытовой техники в прошлом году сообщили не более 7% опрошенных. Исключение – траты на смартфоны. Если в 2017 году на покупку нового телефона решились менее 10% граждан, то в 2018-м – уже 15%.
Ремонтом квартиры в прошлом году занимались 13% опрошенных, что на 4 процентных пункта больше, чем в предыдущий период. Аналогичный рост на 4 п.п. – с 7 до 11% – зафиксирован и в вопросе покупки мебели, продолжают в «Ромире».
Примечательно, что доля покупателей новых автомобилей снижается. Если в докризисном 2013 году о таких расходах сообщали 8% опрошенных, то сейчас – лишь 3%. Число же тех, кто вместо покупки тратил средства на ремонт «железных коней», увеличилось – с 6% в 2017 году до 10% в 2018-м. В рамках статистической погрешности выросло и количество россиян, потратившихся на образование (с 8 до 9%) и развлечения (с 6 до 7%), сообщают социологи.
В целом россияне серьезно перевыполнили свои первоначальные планы по расходам. «Вместо четвертой части россиян, планировавших траты на одежду и обувь, реально их совершила половина опрошенных – 51%. На медицинские расходы потратилась почти треть россиян вместо планировавших их 14%. Превышение расходов заметно и в других категориях – отдых (9 против 21%), ремонт (7 против 13%), развлечения (4 против 7%), смартфоны (5 против 15%), мебель (5 против 11%), ремонт автомобиля (4 против 10%)», – перечисляют в компании. В целом держать свой кошелек на замке планировали свыше 40% респондентов, но смогли это сделать лишь 15%, говорят в «Ромире».
Говоря о планах на ближайшие полгода, россияне уверяют в желании снизить потребительские аппетиты. «Каждый четвертый заявил, что не собирается тратить деньги на крупные покупки. Также россияне планируют значительно снизить расходы на одежду, медицину, отдых, покупку смартфонов», – указывают в «Ромире».
В целом результаты опроса «Ромира» подтверждаются и данными Центробанка об инфляционных настроениях россиян, говорят эксперты «НГ». «Например, в январе–декабре 2018 года доля респондентов, заявлявшая о подходящем времени для крупных покупок, составляла 21–26%. Для сравнения: в 2016 году таковых было 15–20% в зависимости от месяца, а в 2017-м было 17–25%», – обращает внимание аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин.
Частично этому поспособствовало снижение ставок по кредитам на фоне стагнации реальных доходов населения. «Несмотря на небольшой рост ключевой ставки ЦБ, ставки по кредитам в 2018 году были ниже предыдущих кризисных лет. Так, в ноябре 2018-го средневзвешенные процентные ставки по кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам в рублях на срок до 1 года, составляли 17,82%, а в среднем за 2016 год составляли 23% годовых. Помимо этого пять лет кризиса привели к тому, что на товары длительного пользования и некоторые услуги накопился значительный отложенный спрос, который и удовлетворяется за счет кредита», – полагает Нигматуллин. Говорят результаты опроса и о некоторой адаптации населения к текущей ситуации и психологической усталости от постоянной экономии, считают эксперты.
Кроме того, зафиксированный социологами рост трат может также говорить и об усилении негативных тенденций. «В ходе опросов выясняется, что расходы на одежду крупными считает более половины опрошенных. Среди крупных расходов появляется и статья «развлечения». Это значит, что растет доля относительно бедных респондентов, которые считают самые обычные покупки крупными», – замечает Нигматуллин. Результаты опроса скорее говорят о значительном имущественном расслоении, считает эксперт. «Тот факт, что в «крупные покупки» попадает даже одежда, говорит о высоком уровне бедности в стране и о том, что падение реальных доходов оставило существенную дыру в бюджетах домохозяйств, если они считают расходы на одежду крупными», – соглашается гендиректор компании «Мани Фанни» Александр Шустов.
комментарии(0)