Фото Павла Сарычева\НГ-Online
Уже четыре дня президент Владимир Путин обсуждает с военачальниками и представителями оборонно-промышленного комплекса авиационно-космическую тему. С подобных совещаний идет, как правило, положительная информация. Хотя и в развитии военного космоса, и в самолетостроении есть значительные проблемы, о которых руководство страны не распространяется. Таких проблем не становится меньше, и, как показывает практика, быстро решить их не удается. И причины не только объективного, но и субъективного характера.
Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин на днях на Международном молодежном юридическом форуме рассказал про выявленные миллиардные хищения в госкорпорации «Роскосмос». Он подчеркнул, что работа следователей идет уже «лет пять, и конца и края не видно». А вице-премьер Юрий Борисов месяц назад на вечере, посвященном Дню космонавтики, открыто говорил не о развитии и созидании, а о банальной необходимости решения задач «по восстановлению космической группировки в интересах оборонной безопасности страны».
В подобном ключе в Госдуме недавно выступал и экс-министр обороны Анатолий Сердюков, который на прошлой неделе возглавил совет директоров Объединенной авиастроительной корпорации. Курируя после ухода из Минобороны авиационные проекты в «Ростехе», Сердюков раскритиковал авиапром за «сумасшедшие издержки». Он заявил о потере конкурентоспособности авиастроения и «безумных деньгах», потраченных на замещение технологий 50-летней давности. Сейчас, по оценке Сердюкова, многие промышленные производства в авиапроме годами «не загружены даже на 50%, а некоторые и ниже».
«Сумасшедшие издержки ложатся на небольшой объем продукции, который мы выпускаем. Стоимость у нас сразу (более. – «НГ») завышенной получается, чем аналоги зарубежные. Я про качество даже не говорю, потому что отработать качественно на маленьких объемах практически невозможно, – объяснил топ-менеджер. – Могу сказать, что Airbus запустил новый проект А-350, выпускает 16 машин в месяц. Мы и 10% этого не делаем». Судя по содержанию материалов нынешних совещаний у президента, подобная ситуация наблюдается и в военно-авиационной промышленности.
Как большое достижение Владимир Путин на совещании, прошедшем 15 мая, отметил, что «промышленность практически на 20% снизила стоимость летательных аппаратов и вооружения». В результате принято решение закупить к 2028 году не 16, а 76 самых современных многоцелевых истребителей Су-57. То есть для реализации этих планов ежегодно планируется производить не менее 9–10 самолетов в год. «Нужно сказать, что в таком объеме, но дело даже не в объеме, а дело в том, что на новой платформе мы не делали ничего подобного в последние 40 лет», – подчеркнул Путин. Это, конечно, для военной промышленности РФ будет хорошим, но относительным достижением. К примеру, американская кампания Lockheed Martin в год производит не менее 40 самолетов различных модификаций пятого поколения F-35. ВВС США уже почти 15 лет эксплуатируют самолеты пятого поколения. За это время выпущено почти 400 истребителей-бомбардировщиков F-35 и более 180 малозаметных многоцелевых истребителей F-22 Raptor. А в России первый перспективный российский многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 только в этом году планируется принять на вооружение Воздушно-космических сил.
Президент, как и многие российские эксперты, считает, что Су-57 по своим тактико-техническим показателям лучше, чем F-35. По данным Минобороны РФ, Су-57 имеет по сравнению с F-22 больший практический потолок, максимальную скорость и дальность полета, но несколько уступает (на 8%) в дальности обнаружения цели. При этом не только Су-57, но и самолет четвертого поколения плюс Су-35 обходят по этим показателям американский F-35. Впрочем, есть и другие мнения. Военный аналитик Майкл Кофман в интервью изданию Business Insider заявил, что по малозаметности Су-57 превосходит истребители четвертого поколения, но уступает F-22 и F-35, назвав Су-57 стелс-самолетом для бедных. Действительно, Су-57 дешевле американских аналогов. По данным Минобороны РФ, он стоит на 68% меньше, чем F-22 Raptor. Но сравнительных характеристик по малозаметности Минобороны не делает.
СМИ назвали цену контракта по закупке 76 самолетов пятого поколения – около 170 млрд руб. Контракт может быть подписан уже в августе на авиасалоне МАКС-2019. Если верить этой информации, один Су-57 обойдется военному ведомству в 2,2 млрд руб. (34 млн долл.), что в три раза меньше стоимости F-35. При этом Россия готова экспортировать Су-57 в любые страны. Как сообщил директор по международному сотрудничеству и региональной политике госкорпорации «Ростех» Виктор Кладов, «Россия может официально представить экспортную версию истребителя пятого поколения Су-57 в ноябре на авиашоу в Дубае». В правительстве полагают, что экспортные контракты помогут российской авиапромышленности получить дополнительные финансовые ресурсы и наладить массовое производство самых современных боевых самолетов.
комментарии(0)