0
4546
Газета Экономика Интернет-версия

01.10.2019 19:07:00

Российским обрабатывающим отраслям грозит новая рецессия

Опережающие индикаторы показали 10-летний минимум

Тэги: экономика, обрабатывающая промышленность, инвестиции

Полная Online-версия

экономика, обрабатывающая промышленность, инвестиции Фото Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images

Завершившийся третий квартал 2019 года вряд ли принесет много экономического позитива. Скорее наоборот. Индекс деловой активности (PMI) в обрабатывающих отраслях РФ в сентябре оказался минимальным за 10 лет. Так, в сентябре он составил 46,3 пункта против 49,1 пункта в августе. Эксперты подобное падение называют абсолютно шокирующим. И хотя ряд показателей указывает на возможное улучшение сентябрьской конъюнктуры, эксперты не исключают новой рецессии в обрабатывающих отраслях.

Сентябрь стал пятым месяцем непрерывного снижения деловой активности в промышленных секторах российской экономики, говорят в компании IHS Markit. «Последнее среднее значение индекса PMI обрабатывающих отраслей РФ за квартал на уровне 48,2 пункта было наихудшим со второго квартала 2015 года», – отмечают они. Напомним, значение индекса выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности, а ниже этого уровня – на ее снижение.

Российские производители в сентябре указали на самое быстрое падение производительности с апреля 2009 года. «Снижение объемов производства было во многом связано с уменьшением объемов новых заказов (также максимальное с апреля 2009 года) и потерей клиентов», – считают исследователи.

При этом новые заказы сократились из-за ослабления спроса и трудностей с привлечением новых клиентов. На резком падении общего количества новых заказов также отразилось сокращение экспортных заказов, которое было максимальным за три года и отчасти объяснялось усилением конкуренции за клиентов, отмечают аналитики.

В результате деловые ожидания компаний обрабатывающего сектора в сентябре опустились до минимальных значений конца 2017 года. «Обеспокоенность была вызвана слабым спросом и потерей клиентов», – подчеркивают в Markit, замечая, что производители продемонстрировали слабую уверенность относительно роста объемов производства и в течение следующих 12 месяцев.

На фоне снижения производственных потребностей и оптимизации расходов в обрабатывающих секторах ускорились темпы сокращения рабочих мест. В сентябре они стали максимальными с мая текущего года. И падение занятости продолжается второй месяц подряд.

Сокращается не только объем новых заказов. По данным исследования, незавершенные заказы продолжали снижаться существенными темпами. При этом сократилась закупочная активность, что привело к резкому снижению остатков сырья и материалов. А сокращение числа новых заказов вызвало уменьшение запасов готовой продукции. При этом такой обвал произошел на фоне исторически слабого инфляционного давления в сентябре.

В итоге набирающее обороты ухудшение деловой ситуации в российских обрабатывающих отраслях в сентябре на фоне максимального сокращения объемов производства и новых заказов отразилось на деловых ожиданиях относительно роста объемов производства в ближайшем году, поскольку степень оптимизма упала до минимального уровня с декабря 2017 года.

Конъюнктурные опросы руководителей промышленных предприятий, проводимые Институтом Гайдара, также демонстрируют не слишком радужные данные. «Стабильная фактическая и прогнозируемая предприятиями динамика спроса позволяет промышленности уверенно контролировать запасы готовой продукции и сырья, демонстрируя околонулевой темп роста производства и уверенность в нереализуемости оптимистичных планов выпуска», – комментирует сентябрьские данные завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло. В то же время он обращает внимание на нежелание предприятий создавать новые рабочие места, а оптимизм инвестиционных планов продолжает снижаться после взлета в 2017 году.

«Кадровые прогнозы (намерения) промышленности утратили высокий оптимизм начала года. Баланс этого показателя второй месяц подряд остается нулевым, то есть предприятия (в целом по стране) уже не планируют роста численности работников. А абсолютное большинство предприятий (83%) в третьем квартале прямо сообщало о намерении сохранить имеющуюся численность занятых», – сообщают в Институте Гайдара. «Такого высокого и массового желания не менять количество работников среди российских промышленных предприятий не регистрировалось ни в одном из кварталов с начала мониторинга этого показателя в 1993 году», – подчеркивает Цухло. По его словам, близкий результат (82%) был получен во втором квартале текущего года, а предыдущий «рекорд» российской промышленности по желанию заморозить создание новых рабочих мест был зарегистрирован в 2018 году и составлял тогда 78%.

214-4-2_t.jpg
Среднеквартальные значения индекса деловой активности (PMI)
в обрабатывающих отраслях (красным выделены значения индекса
ниже 50 пунктов, которые говорят о снижении активности).
Источник: Телеграм-канал MMI

Не слишком обнадеживающе выглядят и инвестиционные планы промышленных компаний. «В 2019 году оптимизм инвестиционных планов первых девяти месяцев оказался ниже аналогичного результата 2018 года. А намерений не изменять объемы инвестиций стало больше: 51% в первые три квартала 2019 года после 47% в аналогичный период 2018 года», – замечает Сергей Цухло. Таким образом, можно сказать, что торможение выхода из инвестиционной стагнации 2012–2016 годов продолжается, считает он.

В то же время отдельные показатели, которые также считаются прямыми индикаторами ситуации в промышленности, указывают на улучшение картины в российском производстве. К примеру, директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов обращает внимание на данные по погрузке на железной дороге в сентябре. Так, в первом осеннем месяце рост составил 1% год к году против 0,2% в августе. По итогам девяти месяцев погрузка сократилась на 0,9%. Как сообщают в РЖД, рост погрузки был обеспечен увеличением за девять месяцев погрузки железной и марганцевой руд (+3,2%), химических и минеральных удобрений (+3,1%) и цемента (+5,5%). При этом погрузка другого сырья сократилась, а погрузка зерна и вовсе упала на 26%.

Грузооборот за сентябрь также оказался «в плюсе» и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,3%. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за тот же период увеличился на 0,8%, следует из данных РЖД. По мнению Тремасова, восстановление динамики грузоперевозок позволяет надеяться, что провал в обрабатывающей промышленности (по PMI) все-таки не перерастет в глубокую рецессию.

Экономист указывает еще на один косвенный фактор – улучшение в сентябре потребительских настроений. Тремасов, в частности, ссылается на опрос фонда «Общественное мнение» (ФОМ), который тот проводит по заказу Центробанка. «Индекс потребительских настроений в сентябре вырос с 90 до 93 пунктов, поднявшись до максимального значения с мая», – пишет он в своем Telegram-канале MMI. Произошло это, как он считает, как за счет улучшения оценки текущей ситуации (соответствующий индекс вырос с 83 до 86), так и за счет улучшения ожиданий (рост индекса с 95 до 98). В результате, говорит экономист, оценка текущей ситуации – на максимуме с мая прошлого года.

Не стоит отметать пессимистичные оценки обрабатывающего сектора по индексу PMI, полагают эксперты «НГ». «Учитывая, что внутри PMI отчетливо видно падение параметров новых заказов, сокращение числа рабочих мест и снижение закупок производных и комплектующих, вполне можно говорить о том, что сектор реагирует на спад спроса. И если все это учитывать, вопрос с рецессией окажется очевидным – да, это вполне себе предвестник больших экономических проблем», – считает старший аналитик центра «Альпари» Анна Бодрова.

Обрабатывающая промышленность в России фактически находится в депрессивном состоянии с 2013 года, говорит начальник отдела инвестиций компании «БКС Брокер» Нарек Авакян, «Последнем данные по PMI явно указывают на еще одну рецессию в промышленности уже в ближайшее время», – отмечает он, подчеркивая, что предпосылок для предотвращения этого сценария пока не наблюдается. «Скорее наоборот – внутренний спрос продолжает сжиматься, внешний спрос крайне нестабилен из-за торговых войн. Есть также и множество структурных ограничений», – перечисляет он.

Главный же фактор, по его мнению, – высокие страновые риски, из-за которых никто не хочет долгосрочно инвестировать. «А из-за крайне неопределенной экономической перспективы предприятия не хотят расширять производство», – резюмирует эксперт.

Не думаю, что в обрабатывающей промышленности происходит катастрофа, говорит гендиректор компании «Вальтер Констракшн» Евгений Вальтер. «Просто изменился политико-экономический ландшафт, в котором заниматься обработкой невыгодно, и интересы предпринимателей переместятся скорее всего из обработки в сектор торговли или финансовых спекуляций. Тот факт, что на 1% выросла погрузка на сети РЖД, как раз говорит о том, что растет оборот в торговле», – рассуждает он.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Михаил Сергеев

Обрабатывающая промышленность стала единственным драйвером роста ВВП

0
2830
Торможение экономики при обострении внешних  конфликтов – не самый лучший сценарий для России

Торможение экономики при обострении внешних конфликтов – не самый лучший сценарий для России

Михаил Сергеев

Инфляция вызвана во многом административным повышением тарифов

0
5116
Таджикистан и Иран упразднили визы

Таджикистан и Иран упразднили визы

Виктория Панфилова

Душанбе предложил Тегерану очень привлекательные инвестиционные условия

0
4387
От санкций уже пострадало 70% российского бизнеса

От санкций уже пострадало 70% российского бизнеса

Михаил Сергеев

Реальный сектор экономики не воспринимает тезисы ЦБ о перегреве

0
6353

Другие новости