0
3412
Газета Экономика Интернет-версия

13.11.2019 14:29:00

Импорт обедненного урана ничем не угрожает России

В Росатоме развеяли тревоги экологов


В России уже действует установка по обесфториванию обедненного урана, а через несколько лет заработает еще одна. Фото с сайта www.ecp.ru

В Общественном совете Росатома прошло обсуждение планов госкорпорации по обращению с обедненным гексафторидом урана (ОГФУ). Накануне тревогу забили в Гринписе, обеспокоенном ввозом в Россию международной компанией Urenco этого материала, отнесенного экологами к радиоактивным отходам. Однако, как разъяснили в Росатоме, речь идет о ценном и безопасном сырье для атомной промышленности. Все желающие смогли задать руководству госкорпорации уточняющие вопросы, а в Гринписе поблагодарили ее за открытость.

Росатом готов вести широкий диалог с экологической общественностью по теме ОГФУ, подчеркнул гендиректор Росатома Алексей Лихачев. «В этой дискуссии нужно принимать во внимание три аспекта, – заметил он. – Технологический, поскольку Росатом является по целому ряду параметров мировым лидером и многие страны просто копируют наши технологические решения. В том числе и по теме обогащения уранового продукта. Экономический аспект. И важнейший для нас аспект – экология. Считаю, что мы можем гордиться целым рядом технологических решений, обусловленных абсолютной экологической ответственностью Росатома и прозрачностью».

Вторичные источники уранового сырья являются ценным стратегическим ресурсом для мировой ядерной энергетики на ближайшие 50 лет, сообщил директор по управлению жизненным циклом ядерно-топливного цикла и АЭС Росатома Вячеслав Корогодин. «Росатом активно развивает и эффективно внедряет технологии, позволяющие обеспечить реализацию ответственной экологической политики, ориентированной на максимальное использование потенциала добытых природных ресурсов без увеличения объема разработки месторождений», – подчеркнул он.

Президент АО «ТВЭЛ» Наталья Никипелова представила на Общественном совете программу Росатома по безопасному обращению с ОГФУ, рассказав о технологиях его переработки и условиях безопасного хранения. Особое внимание было уделено проекту по обесфториванию ОГФУ, вводу специальных установок по переводу ОГФУ в безопасную инертную (химически малоактивную), нелетучую и нерастворимую оксидную форму – обедненную закись-окись урана. По расчетам специалистов, в 2024 году, после ввода второй установки обесфторивания (первая установка уже работает), прекратится рост запасов ОГФУ, а с 2027 года начнется их снижение.

Напомним, обеспокоенность экологических активистов вызвало возобновление в 2019 году компанией Urenco транспортировки ОГФУ в Россию с уранообогатительной фабрики в Германии. Активисты относят ОГФУ к радиоактивным отходам, ввоз которых в Россию и захоронение здесь запрещены. Однако ОГФУ – вовсе не отходы, а сырье для производства обогащенного урана: ОГФУ не захоранивается в России, а перерабатывается, полученный продукт направляется на экспорт, а остатки подлежат дальнейшему использованию в атомной и других отраслях промышленности.

«ОГФУ в несколько раз менее радиоактивен, чем природный уран, поэтому он и называется «обедненный», – заявили в АО «Техснабэкспорт». – В мире не зафиксировано ни одного серьезного аварийного случая при обращении с ОГФУ, представляющего риск для окружающей среды и населения. Транспортировка этого сырья осуществляется в соответствии со всеми международными и российскими требованиями по безопасности. Данное бизнес-направление не является новым и реализуется по стандартизированной схеме в соответствии со всеми международными требованиями».

«Когда возят природный уран в Европу или из России в Казахстан, никто не протестует, считается, что это нормальная практика. А когда ввозят менее радиоактивный элемент этого природного урана, почему-то возникают протесты и его называют радиоактивными отходами, – обратил внимание Валентин Гибалов, эксперт по ядерным технологиям и автор блога tnenergy. – С точки зрения Гринписа я логику вижу так: природный уран не может быть радиоактивным, так как он природный, а радиоактивное создают только люди. Но еще раз подчеркну, ОГФУ – это природный уран, у которого изъяли часть радиоактивных элементов на первом этапе переработки, то есть это более безопасная вещь, чем природный уран».

«Условия перевозки утверждены во всем мире: емкости для перевозки (называются они ТУКи – транспортно-упаковочный контейнер объемом 4,5 куб. м) должны выдерживать падение с высоты, горение продолжительностью до часа, аварии и крушения. Они абсолютно безопасны и для морской, и для наземной перевозки», – рассказал Виктор Середенко, начальник отдела чистых соединений урана ОАО «ВНИИХТ», доктор технических наук, профессор, консультант-эксперт МАГАТЭ.

В комментарии Deutsche Welle представитель Urenco Deutschland Крис Бройер подчеркнул, что контейнеры, использующиеся для транспортировки ядерных отходов, сделаны из толстостенной стали и имеют толщину стенок 16 мм. «Они подвергаются постоянным проверкам на прочность и могут устоять даже в самых суровых условиях, таких как открытое пламя, давление в 28 бар или колебание температур от минус 40 до плюс 70 градусов», – сообщил он. По его словам, управляющий директор компании Urenco Deutschland лично побывал в Новоуральске и Ангарске, чтобы проконтролировать состояние контейнеров с отходами. По данным Бройера, ограничений на экспорт обедненного соединения урана с фтором, осуществляющийся с европейских установок Urenco по обогащению урана в РФ для гражданских целей, на сегодня нет. «В нынешних условиях рынка повторное обогащение обедненного урана экономически выгодно», – отмечает он. По его словам, используя свободные ресурсы на мировом рынке, как это делается при сотрудничестве с российской компанией Tenex, можно сократить добычу природного урана на 20%.

Однако если ОГФУ не являются отходами, будут использоваться в качестве сырья для переработки и это использование безопасно – не совсем понятно, с чем тогда связан всплеск алармистских сообщений по этому поводу. Возможно, причина в том, что в Германии ведется внутренняя борьба против атомной энергетики в целом и завода в Гронау, откуда ОГФУ поставляются в Россию, в частности. Таким образом, возможно, это отголосок внутринемецкой борьбы. Привлечение внимания прессы к данной теме – скорее всего, ход в игре немецких экологов против компании Urenco, а не против эффективного и экологически приемлемого бизнеса по обогащению в России обедненного урана.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1035
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
2884
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1622
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1988

Другие новости