1
5098
Газета Экономика Интернет-версия

26.07.2020 20:31:00

Россия оказалась на развилке – между отставанием и новым подъемом

Критики правительства и Центробанка предлагают перейти на европейские нормы бюджетного дефицита

Тэги: экономика, бюджет, занятость, кризис, пандемия, коронавирус, правительство, центробанк


экономика, бюджет, занятость, кризис, пандемия, коронавирус, правительство, центробанк Председатель правительства РФ Михаил Мишустин во время представления отчета о деятельности правительства за 2019 год на пленарном заседании Госдумы РФ. Фото: пресс-служба Госдумы РФ.

Российские чиновники из правительства и ЦБ мечтают вернуться к докризисной стабильности за счет нового затягивания поясов и сокращения госрасходов ради возврата к бездефицитному бюджету. Но это будет возврат к стагнации и отставанию, предупреждают экономисты и предприниматели. Они предлагают радикально увеличить госрасходы и вытащить страну из многолетней стагнации. Рецепт для начала нового подъема изложил экономист, академик Абел Аганбегян. Критика действий правительства и ЦБ, а также аргументы в пользу новой социально-экономической политики опубликованы в «Среднерусском вестнике общественных наук».

У РФ возник уникальный шанс перейти из глубокого кризиса 2020 года сразу к росту экономики и социальной сферы вместо возврата к стагнации, считает академик Аганбегян. После глубокого провала в стране возникает естественный восстановительный рост. И при разумном использовании этого эффекта отскока у страны появляются возможности для перехода к развитию народного хозяйства. В условиях многолетней самоподдерживающейся стагнации последнего десятилетия подобных возможностей роста не было.

Все зависит от того, сколько средств мы изыщем для подъема нашей экономики и социальной сферы и насколько эффективно и правильно их используем, говорит экономист. В расчете на душу населения расходы на антикризисные программы других стран в 5–10 раз превышают антикризисную программу РФ.

Россия, по оценке МВФ, относится к числу аутсайдеров среди стран G20 по удельным объемам финансовой антикризисной поддержки, отмечается в новом бюллетене Высшей школы экономики об экономических последствиях коронавируса в России и мире. Если эта антикризисная программа не будет серьезно скорректирована в ходе ее выполнения, то Россия после кризиса опять окажется в стагнации, а негативные тренды, тянущие экономику вниз, только усилятся, предупреждает академик.

«Поэтому предлагаю провести всеобщую мобилизацию необходимых огромных финансовых ресурсов на преодоление кризиса, с тем чтобы «перепрыгнуть» стагнацию и добиться ускоряющегося социально-экономического роста: 3% в год в 2022–2023 годы, 5% – в 2026–2028 годы и 6% – после 2029 года. Для этого необходимы весьма значительные средства: 8 трлн на кризисные месяцы 2020 года, 12 трлн на 2021 год, который может быть назван переломным, 14 трлн на 2022 год, 16 трлн дополнительных средств на 2024 год», – предлагает экономист.

Однако этот рецепт нового подъема противоречит линии нынешних властей на секвестр бюджета и откачивание доходов из экономики в рамках так называемого бюджетного правила. «Важно и в дальнейшем сохранить ответственную бюджетную политику, включая и бюджетное правило, и инфляционное таргетирование, чтобы четко балансировать и наращивать устойчивость всей системы государственных финансов», – объявил президент Владимир Путин на совещании по бюджетным проектировкам на 2021–2023 годы.


4-5.jpg
Объемы финансовой поддержки национальных экономик и масштабы распространения COVID-19 в странах G20. Источник: ВШЭ


«Главная наша задача экономической политики – восстановить уровень занятости… Задача полного восстановления рынка труда в 2021 году должна быть выполнена», – сообщил президент. По его словам, «важно и в дальнейшем сохранить ответственную бюджетную политику, включая и бюджетное правило, и инфляционное таргетирование, чтобы четко балансировать и наращивать устойчивость всей системы государственных финансов». Не случайно в правительстве Михаила Мишустина обсуждается секвестр на 10% по всем незащищенным статьям бюджета.

Однако академик Аганбегян уверен, что сама идея сбалансированного бездефицитного бюджета – ошибочная политика, которая тормозит экономический рост. Бездефицитный бюджет – это все равно что развивать предприятия без кредита или запрещать населению покупать в кредит, объясняет экономист. «Посмотрите на успешно развивающиеся страны – они почти все имеют дефицитные бюджеты. В Евросоюзе считается нормальным в некризисные годы иметь дефицитный бюджет не выше 3% ВВП. Мы тоже можем взять за основу эту норму», – рассуждает Аганбегян.

Консолидированный бюджет, по мнению экономиста, может иметь дефицит в размере 5–6 трлн руб. в 2020-м, 4–5 трлн руб. в 2021-м, 3–4 трлн руб. в 2022-м и на последующие годы, до возобновления ускоренного социально-экономического ежегодного роста в 5–6%.

Примерно две трети финансовых ресурсов могли бы быть возвратными ресурсами, предоставляемыми в виде беспроцентных или низкопроцентных инвестиционных кредитов. Но пока Центробанк не стал банком социально-экономического развития, какими являются центробанки других крупных стран, в том числе Китая, считает академик. Продолжается ростовщическое кредитование населения, которое нужно называть не кредитованием, а ограблением, считает экономист. ЦБ, по его словам, ничего не сделал для резкого увеличения инвестиционного кредита в основной капитал, а также для кредитования профобразования. Также ничего ЦБ не делает для увеличения доли длинных денег в народном хозяйстве за счет внебанковских фондов, переданных ему в управление.

Из 96 трлн руб. банковских активов инвестиционные кредиты в основной капитал составляют менее 2 трлн руб., а ведь это главный драйвер нашей экономики, сокрушается экономист. Небанковские фонды длинных денег (пенсионные, страховые, паевые фонды) в РФ самые низкие среди стран мира не только развитых, но и развивающихся. Они составляют в России около 10% ВВП, тогда как в развитых странах иногда в разы превышают ВВП. 

В случае применения своих рецептов академик обещает рост доходов населения и увеличение объемов потребления. В 2022-м реальные доходы населения и платежеспособный спрос могли бы превзойти уровень 2012–2013 годов, который был самым высоким для новой России. Инвестиции и вложения в человеческий капитал должны на 5–10% превзойти их максимальный уровень 2012–2013 годов. В этом случае со второй половины 2022-го можно ожидать переход к социально-экономическому росту, который закрепится в размере примерно 3% в 2023-м.

Промпроизводство и объемы строительства могут вернуться на докризисный уровень уже в следующем году. «Самое трудное дело – восстановить и развить малый и средний бизнес, который особенно сильно пострадает в этот кризис. Занятость в этом секторе снизится с 19 млн человек до примерно 12 млн, считает Аганбегян. 

Примечательно, что с критикой антикризисных мер ЦБ и правительства выступают не только академики, но и предприниматели. Руководство Госдумы может собрать членов Национального финансового совета и принять решение, которое будет обязательным к исполнению ЦБ. Можно законодательно изменить мандат ЦБ так, чтобы обеспечение экономического роста стало его основной задачей, считают предприниматели, в частности Олег Дерипаска. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


dlz 05:40 27.07.2020

Сокращать госсектор но только можно, но и полезно. Самое главное, что бы при этом обратно снизились налоги. Их повышение ничего не дало, скорее наоборот. Федеральное Правительство просто не переварило такую кучу денег.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Две реальности экономики России сужают возможности для роста

Две реальности экономики России сужают возможности для роста

Ольга Соловьева

Одни отрасли развиваются на поддержке государства, другие – падают из-за политики Центробанка

0
1721
Константин Ремчуков. 20 лет назад Генассамблея ООН совершила ошибку, которую нужно срочно исправлять

Константин Ремчуков. 20 лет назад Генассамблея ООН совершила ошибку, которую нужно срочно исправлять

Константин Ремчуков

Принцип ответственности защищать (Responsibility to Protect – R2P) разрушает международно-правовую определенность и актуальное мироустройство

0
2056
Бюджетные миллиарды утекают в изношенные трубы

Бюджетные миллиарды утекают в изношенные трубы

Анастасия Башкатова

Коммунальную инфраструктуру латают точечно и с многомесячными опозданиями

0
2568
Кишинев собирается просить воду у соседки

Кишинев собирается просить воду у соседки

Светлана Гамова

Украинские ГЭС осушают Днестр, оставляя молдаванам пустые колодцы

0
3492

Другие новости