Две трети студентов поступили на бюджетные места. Фото РИА Новости
Образовательные кредиты не стали для абитуриентов и их родителей главным способом оплатить обучение в вузе. Это показал опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Лишь каждый седьмой допустил, что он или член его семьи мог бы взять образовательный кредит. Среди молодых респондентов каждый второй вместо банка попросит в долг у родственников или друзей. Эксперты поясняют: когда семьи уже закредитованы, образовательные кредиты отходят на второй или даже третий план.
Если не получается поступить «на бюджет», а накоплений нет, российские абитуриенты и их родители предпочитают занимать деньги у родственников и друзей. «Образовательный кредит» как способ решения этой проблемы им практически неизвестен, сообщил ВЦИОМ по итогам опроса, проведенного в октябре среди 1,6 тыс. респондентов.
Только 14% опрошенных «готовы воспользоваться образовательным кредитом, если возникнет личная потребность или потребность у члена семьи». Самый популярный способ решить проблему с оплатой обучения – это взять в долг у родственников или друзей, такой ответ дали 29% опрошенных. Еще 27% респондентов сообщили, что они найдут деньги «другим способом», не уточнив, каким именно. Около 15% граждан могут взять обычный потребительский кредит.
И чем моложе были респонденты, тем чаще они отвечали, что деньги на обучение будут искать не в банке, а у родных и друзей. В группе 18–24-летних на родственников полагается почти каждый второй (48%).
При этом и в окружении респондентов образовательные кредиты тоже не особенно популярны. Личный опыт получения такого кредита имеют 4% опрошенных, у 6% респондентов такой кредит брали родственники, у 11% – друзья, коллеги, знакомые.
ВЦИОМ уточняет: «В августе этого года правительство снизило процентную ставку по образовательному кредиту с 8,5 до 3%. Три четверти россиян впервые услышали об этом в ходе опроса».
Ранее, в мае, президент Владимир Путин поручил проработать вопрос о снижении ставок по образовательным кредитам до 3% годовых, а также о продлении срока погашения таких кредитов и увеличении размера налогового вычета. Причем вычеты должны предоставляться как на сам кредит, так и на проценты по нему. Затем глава Минобрнауки Валерий Фальков сообщил, что образовательные кредиты будут выдавать студентам вузов на любую сумму на 15 лет.
Около 44% респондентов уверены, что в ближайшие два-три года популярность образовательных кредитов у россиян повысится, 38% считают, что она не изменится или даже снизится. Во втором случае среди главных факторов, мешающих массовому распространению этого вида кредитования, россияне назвали низкий уровень жизни, отсутствие средств для выплаты кредита (на это указали 23% опрошенных), нежелание людей связываться с кредитами, отсутствие доверия (так считают 9% респондентов) и в целом незнание об их существовании – 7%.
«Понимание, что ставка по образовательному кредиту сильно снижена, еще не пришло – для этого потребуется некоторое время, – пояснила «НГ» директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко. – Если семья берет ипотеку, и еще нужно взять образовательный кредит – это уже слишком много».
Как уточняет эксперт, пока образовательные кредиты «больше похожи на попытку помощи именно учащимся, чем другим участникам этого процесса». «Для банков они будут привлекательными, когда этот продукт станет массовым», – считает Клячко.
«Кредитование образования предоставляет возможности всем участникам этого процесса. Для заемщиков открываются возможности обучения именно в том вузе, о котором они мечтают, а для кредитора это возможность повысить свой имидж за счет участия в социальных программах, что весьма важно сегодня для усиления позиций в конкурентной среде», – уточнила доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Воронкова.
Как полагает доцент РЭУ Максим Марков, «с учетом того, что образование в нашей стране становится все больше платным, а также растут финансовая грамотность и кредитный опыт россиян, популярность и востребованность образовательных кредитов будут расти». «Особенно если с помощью государства и его субсидий ставки по ним будут более низкими, чем по кредитам на иные цели», – добавил он.
Судя по данным Высшей школы экономики (ВШЭ), пропорция между поступающими на бюджетные и платные места хоть и меняется, но не кардинально. В 2020 году общий прием сохранился на том же уровне, что и год назад, – 497 тыс. чел., сообщила ВШЭ.
Сейчас пропорция чуть сдвинулась в сторону бюджетных мест: в 2020-м она составила 66% на 34% в пользу «бюджетников» против 62% на 38% годом ранее, следует из презентации ВШЭ. Если брать последние десять лет, то наиболее резкое изменение произошло после 2011-го: тогда на бюджетный прием приходились 74%, а на платный около 26%, затем, с 2012 по 2017-й, на бюджетников ежегодно приходилось уже около 64–67%, а на тех, кто поступает на платной основе, – 33–36%.
комментарии(0)