Расширение БАМа и Транссиба потребует дорогостоящего строительства новой энергетической инфраструктуры. Фото Reuters
Финансирование строительства новой сетевой инфраструктуры для целей модернизации Восточного полигона железных дорог продолжает вызывать споры. У повышения тарифа «Федеральной сетевой компании» (ФСК) как основного источника средств, предлагаемого Минэнерго, есть альтернативы – по данным «НГ», в экономическом блоке правительства нашли у ФСК внутренние резервы для реализации проекта. Потребители энергии призывают использовать заемные средства, а также возложить расходы на основных бенефициаров – угольные компании.
Проект по расширению провозной способности БАМа и Транссиба в рамках модернизации железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона стартовал еще несколько лет назад. На первом этапе, который планировалось завершить в этом году, она должна быть доведена до 124,9 млн т, а на втором этапе, к 2024 году, увеличиться до 180 млн т. Проект нацелен на увеличение грузопотоков в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока. Основным его бенефициаром являются компании угольной отрасли, которые таким способом смогут возместить сокращение экспорта угля на западном направлении поставками в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Перспективное расширение БАМа и Транссиба потребует масштабного и дорогостоящего строительства новой энергетической инфраструктуры – дополнительной генерации и нескольких тысяч километров сетей. Стоимость строительства сетевой инфраструктуры оценивается в 162 млрд руб., при этом у проекта есть дефицит финансирования в размере около 100 млрд руб. Привлечение бюджетных средств заблокировано Минфином из-за отсутствия денег в казне – хотя проект считается приоритетным. В качестве источника финансирования с подачи Минэнерго предполагается дополнительный рост тарифа ФСК на 0,6% в год, который потянет за собой и увеличения тарифа для потребителей распределительных сетей на 0,2% в год.
Это увеличит перекрестное субсидирование в электросетевом комплексе и повысит нагрузку на всех потребителей электроэнергии: дополнительный платеж оптового энергорынка экспертами оценивался в 40 млрд руб. Ранее сообщалось, что в ФСК рассматривались и другие варианты: государственные субсидии, дополнительное долговое финансирование и отказ от дивидендов, однако все они были забракованы.
Окончательное решение, судя по всему, еще не принято. Более того, по данным «НГ», в экономическом блоке правительства есть альтернативные предложения, основанные на других расчетах и позволяющие не увеличивать дополнительно тариф ФСК. Так, например, отмечается, что рост тарифа ФСК в части, направленной на компенсацию выпадающих доходов компании из-за перехода потребителей на расчеты по фактической мощности, является избыточным – часть образуемой таким образом выручки, следовательно, используется не по назначению и может быть перенаправлено на другие цели. Второй источник – заемные средства: финансовое состояние ФСК, согласно данным оценкам, позволяет дополнительно привлекать довольно значительные средства, несмотря на возражения Минэнерго. Наконец, на ближайшие годы компанией задается существенный темп роста инвестиций, но не все инвестпроекты связаны с задачами, поставленными в документах стратегического планирования – смена приоритетов инвестиционной программы тоже могла бы стать еще одним источником средств.
Разногласия в правительстве, похоже, вызывает не только схема финансирования строительства сетевой инфраструктуры для расширения пропускной способности Восточного полигона, но и перспектива увеличения угольных потоков в восточном направлении. Так, если Минэнерго прогнозирует рост добычи и экспорта угля, то Минэкономразвития – сокращение добычи к 2023 году относительно 2019 года на 11,8%. Снижению спроса на российский уголь будет способствовать мировой курс на переход на чистую энергетику, в том числе и на азиатских рынках. Китай планирует в ближайшие годы стать крупнейшим в мире импортером сжиженного природного газа, корейское правительство еще в 2017 году заявило, что запретит строительство новых электростанций, работающих на угле, и будет переводить некоторые старые на газ, а Тайвань намерен довести долю газа в электрогенерации до 50% к 2025 году.
Сомнения в перспективах угольного экспорта заставляют задуматься о том, что угольным компаниям как главным бенефициарам проекта расширения Восточного полигона необходимо взять за него больше ответственности, в том числе финансовой. Иначе, как опасаются оптовые потребители электроэнергии, может повториться ситуация, которая произошла со строительством морского порта Тамань: на фоне падения цен на уголь этот проект стал неинтересен ключевым грузовладельцам, и значительные средства, изъятые из экономики и вложенные в подготовку инфраструктуры, проектирование, выкуп земель, оказались потраченными напрасно.
Наконец, для финансирования проекта можно было бы использовать бессрочные облигации – долговые ценные бумаги, которые не имеют конкретного срока возврата основной суммы долга. Этот инструмент уже с успехом опробовали, например, РЖД: для реализации своих инвестпроектов (в том числе модернизации БАМа и Транссиба) монополия размещает «вечные» облигации и привлекает инвестиции на общую сумму до 370 млрд руб. А «Газпром» разместил корпоративные бессрочные субординированные евробонды, привлекая средства для газификации страны.
Востребованность и экономическая эффективность проекта расширения Восточного полигона не доказаны и не гарантированы, подчеркнул начальник департамента развития розничных рынков и сетей ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Жихарев: «Поэтому вместо наращивания перекрестки в сетевых тарифах для его финансирования за счет всей экономики необходимо возложить большую часть расходов на основных бенефициаров – угольные компании. Кроме этого, учитывая гарантированные тарифные доходы инфраструктурных монополий, целесообразно рассмотреть вариант финансирования через рыночные механизмы, например, размещение монополиями бессрочных облигаций».
комментарии(0)