Европейским бизнесменам теперь очень сложно добиться разрешения на въезд в РФ. Фото с сайта www.russland.ahk.de
Верховный суд РФ освободил из-под домашнего ареста Майкла Калви. Возможно, власти надеются реабилитировать инвестиционный имидж страны. Однако 2020 год все равно станет одним из худших за последние 10 лет по притоку прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Теперь – из-за пандемии и закрытых границ. Европейский бизнес ратует за выдачу предпринимателям виз на въезд в Россию вопреки коронавирусному фактору. Как сообщил «НГ» посол Италии в РФ Паскуале Терраччано, посольство поднимало вопрос о визах на самом высоком уровне. Представители финского, немецкого и итальянского бизнеса сообщают о проблемах, связанных с ограничениями на поездки.
Верховный суд России освободил из-под домашнего ареста Майкла Калви, Филиппа Дельпаля и других фигурантов «дела Baring Vostok». Им назначена мера пресечения в виде запрета определенных действий.
Ранее это дело стало ключевым политическим фактором тревожности для бизнеса в РФ, среди экономических факторов было обнищание населения (см. «НГ» от 11.07.19). Как поясняли социологи, с точки зрения предпринимателей, дела против бизнесменов последних лет выглядели непредсказуемыми, нелогичными, они существенно подрывали доверие между бизнесом и властью, ухудшали инвестиционный климат. Предприниматели считывали только один сигнал: любое столкновение с системой – неважно, виноват ты или нет – вряд ли пройдет без потерь.
Глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев назвал освобождение Калви «важным сигналом для всего инвестиционного сообщества». Возможно, мы наблюдаем попытку реабилитировать инвестиционный имидж страны. Но судя по всему, реабилитация предстоит долгая, особенно если учесть, что теперь главное препятствие на пути инвестиций создает пандемия.
Этот год может стать одним из худших за последние 10 лет по притоку прямых иностранных инвестиций. По данным Центробанка за январь–сентябрь, приток ПИИ в небанковский частный сектор РФ сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сразу в пять раз – до 4,7 млрд долл.
И как считают опрошенные «НГ» эксперты, по итогам всего 2020 года разрыв по сравнению с 2019-м сохранится. «Сценарий резкого всплеска интереса иностранных инвесторов к российским частным активам выглядит малореалистичным. Прямые иностранные инвестиции по итогам года, вероятно, останутся вблизи текущих значений», – ожидает аналитик компании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк.
«На первый квартал пришелся основной удар от коронакризиса по внешнеэкономической и инвестиционной деятельности. Судя по восстановлению деловой и потребительской активности в стране, а также по отскоку финансовых рынков, картина по итогам года существенно улучшится, однако явно не сможет перекрыть все потери», – отметил эксперт компании «БКС Мир инвестиций» Михаил Зельцер.
«Нет предпосылок к тому, чтобы инвестиции вернулись в Россию. Во всем мире компаниям пришлось корректировать инвестиционные планы из-за пандемии. И пока решение по пандемии не будет найдено, считаю, что тренд не изменится и по итогам 2020 года прямые иностранные инвестиции будут на минимальных уровнях за последние несколько лет», – говорит доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Аяз Алиев.
«Думаю, общее значение за год будет сопоставимо с ПИИ в небанковский сектор России в 2015 году: тогда они составили 6,3 млрд долл. Может быть, показатель окажется и ниже этого уровня», – добавила руководитель отдела компании «Финам» Ольга Беленькая. Еще хуже было в 2018 году – 5,9 млрд долл. Как следует из пояснений эксперта, в 2020 году Россия рискует получить один из худших притоков ПИИ за 10 лет.
Представители иностранного бизнеса указали на новый негативный фактор – это не только пандемия, не только экономический коронакризис, с которым столкнулись все страны, но и непосредственное закрытие границ, ограничения на въезд.
Теперь визовый вопрос становится чуть ли не ключевым для инвестиционного климата.
«Состояние закрытой границы особенно сильно затруднило текущий бизнес и экспорт финских компаний, – сообщила «НГ» гендиректор Финско-Российской торговой палаты Яана Реколайнен. – В такой ситуации стало намного сложнее управлять дочерним предприятием и российской командой, не говоря уже о личных встречах с клиентами. Это в полной мере касается также монтажа и наладки оборудования в России. Закрытая граница вполне могла также стать причиной того, что какие-то единичные инвестиции были отложены».
Хотя, как уточнила Реколайнен, сокращение иностранных, в том числе финских, инвестиций все же связано с более долгосрочными факторами – «такими, как неопределенность на рынке, отсутствие правовой уверенности и другими обстоятельствами, влияющими на рыночный спрос».
Существующие въездные ограничения – это серьезный вызов для немецкого бизнеса в России, сообщили «НГ» представители немецкого бизнеса. По их словам, многие немецкие топ-менеджеры, имеющие трудовые договоры с компаниями в России, не могут въехать в страну из-за того, что рабочие визы в настоящее время не выдаются. При этом для установки и ремонта оборудования срочно требуются немецкие специалисты, многим менеджерам все труднее руководить бизнесом исключительно онлайн.
Как показал опрос Российско-Германской внешнеторговой палаты (ВТП), эти ограничения приводят к многомиллиардным убыткам. Поэтому с момента закрытия границ Российско-Германская ВТП активно добивается возможности въезда для немецких топ-менеджеров на самом высоком уровне. Сообщается, что с июня ВТП организовала 14 спецрейсов компании Lufthansa, которыми в Россию успешно прибыли около 1100 человек, в том числе руководители и топ-менеджеры различных компаний.
«Многие компании пострадали и страдают от серьезных последствий из-за ограничений на поездки и въезд в Российскую Федерацию. Некоторые предприниматели с марта 2020 года не могут вернуться в Москву для продолжения своего бизнеса из-за закрытия границ и невозможности вернуться в Россию даже на короткий период, – сообщили «НГ» в Итало-Российской торговой палате. – Эта проблема существует даже для высококвалифицированных специалистов, имеющих разрешение на работу». По словам представителя палаты, российское правительство уже знает об этой проблеме.
«Безусловно, нынешний режим, накладывающий строгие ограничения на свободу въезда в Россию для обладателей виз, дающих разрешение на высококвалифицированный труд (а почти все итальянские предприниматели в России обладают именно этим типом виз), создает большие операционные сложности для наших компаний, – сказал «НГ» посол Италии в России Паскуале Терраччано. – Ассоциации, представляющие европейский бизнес в России, не раз обращали внимание российских властей на эти сложности, и мы надеемся, что рано или поздно будут выработаны согласованные решения, которые позволят выйти из этой ситуации. Могу заверить вас, что посольство Италии поднимало вопрос оформления виз для высококвалифицированных специалистов на самом высоком уровне и продолжает заниматься каждым отдельным случаем, в котором все еще сохраняются проблематичные аспекты».
Посол также отметил, что колебание курса рубля всегда было проблемой для иностранных инвесторов в России. Снижение стоимости рубля по отношению к евро может отрицательно сказаться на экспорте в Россию. «Однако оно окажет лишь незначительное влияние на прямые иностранные инвестиции из Италии – они пострадают исключительно из-за экономического кризиса (как глобального, так и имеющего место непосредственно в Италии и в России), а также из-за по сей день сохраняющейся неопределенности в отношении будущей динамики, – добавил Терраччано. – Влияния внутренних налоговых или денежных факторов я не усматриваю».
В то же время он особо подчеркнул, что итальянские компании работают в России еще с советских времен, и вера в возможности, которые предлагает российский рынок, не исчезла: «Об этом свидетельствует тот факт, что даже в самые сложные времена ни одна итальянская компания не ушла из России».
комментарии(0)