Вице-премьер Марат Хуснуллин призывает ускориться с расселением аварийного жилья. Фото Reuters
Во вторник Госдума рассмотрит в первом чтении законопроект о совершенствовании института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного и ветхого жилья. Проект меняет подход к жилищной политике и предлагает вместо точечной застройки заняться благоустройством и обновлением целых районов, на территории которых не менее 50% включено в программы сноса и реконструкции. Субъекты РФ наделяются широкими полномочиями по формированию таких программ. Делается оговорка об обязательном согласии двух третей собственников жилья на участие в программе. В правительстве назвали этот проект «одним из самых полезных и важных для жилищного строительства».
Законопроект был внесен в Госдуму сенаторами Николаем Журавлевым, Олегом Мельниченко, Андреем Шевченко и депутатом Евгением Москвичевым. Он предусматривает единый механизм комплексного развития территорий. Устанавливается следующий критерий – земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу или реконструкции, должны составлять не менее 50% обустраиваемой территории.
Субъекты РФ получают широкие полномочия. Они могут утверждать адресные программы сноса и реконструкции многоквартирных домов, на основании которых принимается решение о комплексном развитии соответствующей территории. Например, субъекты смогут определять содержание таких программ, источники финансирования и технические характеристики многоквартирных домов, подлежащих обновлению, утверждать порядок выявления и учета мнения граждан. В адресной программе устанавливается очередность сноса или реконструкции с учетом технического состояния домов.
Делается оговорка, что в проект адресной программы по сносу и реконструкции могут быть включены только такие дома, в которых две трети собственников и нанимателей поддержали это решение, в том числе на общих собраниях. А для выхода из программы достаточно более одной трети от общего числа голосов всех собственников помещений в доме.
«Законопроектом также предусматривается возможность переселения жителей многоквартирных домов, включенных в программу, с использованием механизма обязательного заключения договоров о переходе прав на жилые помещения по решению суда, – отмечается в пояснительной записке. – Для нежилых объектов, в том числе объектов промышленного назначения, законопроектом предусматривается прекращение и переход прав на такие объекты по процедуре изъятия для государственных и муниципальных нужд».
Решение о комплексном развитии территории по предложениям органов власти субъектов РФ вправе принять правительство. При этом законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ полномочиями по принятию решений могут наделяться и органы местного самоуправления.
Чем дальше от центральных городских районов строятся новые жилые комплексы, тем больших затрат это требует. Фото РИА Новости |
Как сообщил в понедельник вице-премьер Марат Хуснуллин, принятие такого законопроекта позволит решить задачу по строительству 1 млрд кв. м жилья в России к 2030 году. Также это поможет ускориться с расселением аварийного жилья. «К 2024 году мы должны расселить 10,5 млн кв. м аварийного жилья и переселить 640 тыс. человек. За это время у нас аварийного жилья станет в два раза больше, пока мы рассуждаем, что делать дальше, – обратил внимание вице-премьер. – Нам медлить нельзя, надо немедленно принимать решение».
В конце минувшей недели в Минстрое сообщили, что до 2024 года около 15 млн кв м жилья будут признаны аварийными, к 2030-му площадь аварийного жилья увеличится до 30 млн кв м. «Если говорить о жилье с высокой степенью износа – это порядка 101 млн кв м, по данным Росстата за 2019 год», – сказал замглавы Минстроя Максим Егоров.
По словам Хуснуллина, многие ветхие дома, особенно пятиэтажки, в регионах невозможно привести в порядок с помощью капремонта. «Даже вложив деньги в полную реконструкцию, мы продлим срок службы на 10–15 лет. Так зачем этим заниматься? Когда лучше принять решение, включить в программу ветхое и аварийное жилье и использовать то, что находится рядом, чтобы получить комплексный благоустроенный район», – пояснил он.
«В законопроекте все права граждан учтены, защита интересов граждан учтена, – сообщил также Хуснуллин. – Да, наверное, в большой программе кто-то будет не совсем согласен, но это вопрос власти и компромисса, возможности находить компромисс с населением». Кроме того, как ранее пояснял вице-премьер, документ предполагает денежную компенсацию по рыночной цене собственникам нежилой недвижимости, которая попадает в границы комплексного развития территорий. Также, по словам Хуснуллина, именно для того, чтобы не было злоупотреблений, и прописано, что в программу может попасть не более 50% территории, примыкающих к аварийному и ветхому жилому фонду.
Без инструмента комплексного развития территорий в городах продолжится точечная застройка вместо снесенных домов, пояснил он. Чем дальше от центральной части городов строятся новые жилые районы, тем больших затрат на строительство это требует. Все это часто не нравится жителям, да и точечная застройка не помогает создать качественную, комфортную городскую среду. Так что, резюмирует Хуснуллин, такой законопроект – один из самых полезных и важных для жилищного строительства.
С одной стороны, как отметила управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая, далеко не всегда можно встретить в российских городах целые кварталы аварийных и ветхих зданий, «часто это отдельно стоящие постройки». С другой стороны, по ее словам, принятие такого законопроекта ускорит решение проблемы ветхого и аварийного жилья, создаст правовую базу для распространения программы обновления на всю Россию. Но, по уточнению эксперта, остается открытым вопрос источников финансирования: «Нужно значительно увеличить кредитование строительного сектора».
комментарии(0)