0
3148
Газета Экономика Интернет-версия

18.11.2020 20:19:00

Стране предстоит серьезная работа по конвертации рублей в цифру

Министерства нащупывают еще одну черную дыру в бюджетах

Тэги: экономика, цифровизация, расходы, фнс, пфр, аудит, сп


экономика, цифровизация, расходы, фнс, пфр, аудит, сп Пенсионный фонд тратит на цифровизацию мизерную долю своих расходов. Но получается все равно много. Фото РИА Новости

За минувшую шестилетку федеральные министерства и ведомства потратили на цифровизацию деятельности около 730 млрд руб., следует из материалов Счетной палаты (СП). Показатель скромный на фоне как совокупных трат ведомств, так и расходов на IT-технологии, совершаемых всего за год в целом российскими предприятиями. Однако это половина той суммы, которую правительство планировало направить на цифровизацию всей экономики за следующие шесть лет. Предел роста для IT-расходов министерств и ведомств не наступил. Аудиторы уже выявляют «аномалии».

СП выяснила, насколько велик IT-бюджет федеральных министерств и ведомств. Как показал анализ за период с 2014 по 2019 год, федеральные органы власти потратили на цифровизацию своей деятельности совокупно почти 730 млрд руб.

Это примерно 0,5% от совокупного объема исполненных федеральными ведомствами бюджетов. По абсолютным расходам лидируют Федеральная налоговая служба и Пенсионный фонд России (ПФР), потратившие за прошедшие шесть лет на IT соответственно 81 и 73 млрд руб. Третье место делят Минкомсвязь (Минцифры) и МВД, израсходовавшие каждое чуть меньше 60 млрд руб. Если оценивать долю IT-расходов в бюджете отдельно взятого ведомства, то тройка лидеров меняется: это Минкомсвязь, Росфинмониторинг и Центризбирком, потратившие на IT-технологии соответственно 46, 30 и почти 28% от ведомственных бюджетов. ПФР в этом случае из списка лидеров перемещается в категорию условных «аутсайдеров», так как у него доля расходов оказывается на уровне лишь 0,16% от ведомственного бюджета.

«Показатель доли IT-расходов находится в диапазоне от 40–50% у «IT-чемпионов» типа Минкомсвязи до исчезающе малых величин в 0,01–0,1% у целого ряда ведомств. Но судить по этому показателю об «IT-бедности» ведомства было бы совсем неправильно – все познается в сравнении. Так, один из стабильных лидеров «рейтинга толстосумов» Пенсионный фонд России имеет показатель всего на уровне 0,16%, что является следствием просто огромного общего бюджета ПФР, использованного в качестве базы для вычисления показателя», – поясняется в экспертной записке СП под названием «IT-бюджеты федеральных органов власти: знание явное и скрытое».

В Счетной палате отметили, что у ведомств «темпы роста от года к году IT-бюджетов в среднем на несколько процентных пунктов опережают темпы роста общих объемов бюджетов». «Это может свидетельствовать как о повышении роли IT в деятельности ведомств, так и просто об удорожании IT-продукции и услуг», – уточняется в материалах.

Однако есть и определенные «аномалии в профиле IT-расходов ведомств», вызвавшие у аудиторов вопросы. В материалах СП приводятся примеры. «Так, прежнее Минобрнауки, существовавшее до 2018 года, в среднем в 2014–2018 годах тратило на IT ежегодно около 120–140 млн руб. А IT-бюджеты образованных на его базе двух новых министерств – Минпросвещения и Минобрнауки, унаследовавших и разделивших между собой IT-инфраструктуру предшественника, составили в 2019 году более 1,1 млрд и более 550 млн соответственно, то есть суммарно примерно в 11–12 раз больше, чем у старого министерства. На что ушли эти суммы?» – задается вопросом Счетная палата.

«Генпрокуратура запланировала в 2019 году IT-расходы на сумму почти в 8,5 млрд руб. (в три раза больше, чем годом ранее) и практически всю эту сумму израсходовала. Чем обусловлен такой резкий рост IT-расходов в главном надзорном ведомстве страны? – продолжили аудиторы. – Более чем в полтора раза вырос в 2019 году IT-бюджет и у Росгвардии – до 4,5 млрд руб. IT-бюджет МВД также увеличился в 2019 году почти в полтора раза... На что расходовало свои почти 10 млрд руб. силовое ведомство?»

Счетная палата уточняет, что все это «может послужить стимулом для специальных исследований». Так, в случае Минэкономразвития, которое увеличило расходы в 2019-м до 1,7 млрд руб. против 460 млн годом ранее, аудиторы быстро нашли объяснение: «В IT-расходы Минэкономразвития в 2019 году вошли бюджеты на создание и эксплуатацию единого правительственного комплекса в «Москва-Сити», куда переехали сразу несколько федеральных ведомств».

Израсходованные всеми ведомствами 730 млрд руб. можно сравнить с затратами, которые правительство планировало направить на цифровизацию всей экономики страны за 2019–2024 годы в рамках теперь уже устаревшего нацпроекта: там речь шла примерно о 1,6 трлн руб. Тем самым цифровизация одних только федеральных ведомств обошлась за шесть лет примерно в половину той суммы, которая требовалась для цифровизации всей экономики в течение следующих шести лет, что говорит либо о завышенности первых расходов, либо о заниженности вторых.

Между тем, в целом российские организации и предприятия тратят на внедрение IT-решений значительно больше. Институт статистических исследований Высшей школы экономики сообщил, что валовые внутренние затраты на развитие цифровой экономики за один только 2019 год составили в России свыше 4 трлн руб. и достигли 3,7% ВВП. На организации приходится почти 60% общего объема валовых внутренних IT-затрат. Оставшиеся 40% – расходы на цифровые товары и услуги населения.

Похоже, предел роста для IT-расходов министерств и ведомств на всех уровнях не наступил. «Нет четких инструментов, как измерять интенсивность цифровизации и конечного результата. Нужен четкий ответ о качестве и полученном результате, а не объеме потраченных средств, – говорит доцент РЭУ им. Плеханова Александр Тимофеев. – Освоить можно огромные суммы, но эффективность будет неоднозначна».

Об эффективности госрасходов на IT можно рассуждать долго, отметил эксперт управления открытых данных Центра экспертно-аналитических и информационных технологий СП Альберт Бертяков. «Там действительно есть про что рассказывать – формальные технико-экономическое и финансово-экономическое обоснования при начале разработки, не до конца понятные показатели эффективности, по которым ведомства отчитываются про использование денег на IT», – пояснил он «НГ». Но внедрено и очень много практичных и эффективных IT-решений. «И не стоит забывать, что есть потенциально окупаемые IT-решения, а есть и не рассчитанные на окупаемость, но реализуемые в силу критической потребности в них, – пояснил Бертяков. – Как, например, оценить экономическую эффективность большой государственной информационной системы по транспортной безопасности, используемой не в последнюю очередь для предотвращения терактов и катастроф на транспорте?» 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Евросоюз оплатит за счет России дроны для Украины

Евросоюз оплатит за счет России дроны для Украины

Геннадий Петров

Киеву выделят кредит на военные нужды из арестованных российских средств

0
912
Вопреки всему

Вопреки всему

Виктор Леонидов

Главный спасательный круг Валентина Распутина

0
380
Что такое «пфимф»?

Что такое «пфимф»?

Сергей Конышев

Личины, личности и лики города на Енисее

0
221
Путь лучший уготован для тебя

Путь лучший уготован для тебя

Александра Комкова

«Некрасовские пятницы» заговорили на языке Бернса и Шекспира

0
195

Другие новости