Атомный ледокол «Арктика» провел сухогруз в порт Сабетта. Фото с сайта www.rosatomflot.ru
Атомный ледокол «Арктика» – новейший и самый крупный в мире – выполнил свою первую проводку в акватории Северного морского пути: в течение двух дней он сопровождал в порт Сабетта сухогруз «Сияние Севера». Рейс прошел успешно – в «Атомфлоте» остались довольны работой судна в Обской губе. После пополнения запасов судно вернется на арктическую трассу. Появление таких атомоходов усилит и без того бесспорное лидерство России в Арктике.
Головной универсальный атомный ледокол проекта 22220 «Арктика» – самый большой и мощный ледокол в мире. Судно длиной 173,3 м и шириной 34 м имеет водоизмещение 33,5 т и может развивать скорость хода 22 узла. Ледокол оснащен двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реактора нового поколения «РИТМ-200» мощностью 175 МВт, специально разработанной для этого судна, – это полностью российская разработка, не имеющая зарубежных аналогов. Атомоход может проводить караваны судов в арктических условиях, пробивая лед толщиной до 3 м. При этом двухосадочная конструкция позволяет ему совершать плавания как в Северном Ледовитом океане, так и в устьях полярных рек.
Построен ледокол в Санкт-Петербурге на «Балтийском заводе» по заказу госкорпорации «Росатом». В свое первое плавание он вышел 22 сентября, направляясь в порт приписки Мурманск. А по пути специально вышел к географической точке Северного полюса, чтобы специалисты смогли собрать максимальный объем информации о работе судна в ледовых условиях. Полученные результаты подтвердили проектные характеристики судна: на 50% мощности ледокол преодолел все ледовые поля, встретившиеся в приполюсном районе.
21 октября в Мурманске на нем был поднят государственный флаг России. «Ледокольный атомный флот – серьезное конкурентное преимущество России, – заявил тогда премьер-министр Михаил Мишустин. – И конечно, его расширение – это мощные инвестиции в будущее. Прежде всего это импульс к развитию экономики как России, так и региона». «Это подтверждение абсолютного и бесспорного лидерства Российской Федерации в Арктическом регионе», – подчеркнул генеральный директор Росатома Алексей Лихачев.
На днях ледокол впервые был испытан в рабочем рейсе. 14 ноября судно вышло из порта Мурманск, на рейде Кольского залива на нем были проведены наладочные работы, не связанные с ядерной энергетической установкой, а затем оно направилось в акваторию Северного морского пути. 23 ноября на входе в Обскую губу ледокол взял под проводку судно «Сияние Севера». Средняя скорость движения каравана составила 10–12 узлов. 24 ноября в порту Сабетта проводка была завершена.
«Первый заход головного универсального атомного ледокола «Арктика» в Обскую губу продемонстрировал эффективность работы судна на морском канале, – отмечает первый заместитель генерального директора – директор по судоходству ФГУП «Атомфлот» Леонид Ирлица. – Отличные маневренные характеристики, осадка атомохода позволяют ему гарантированно обеспечивать безопасные ледокольные проводки на одном из самых интенсивных судоходных участков Севморпути. Обращаю внимание, что в первом рабочем рейсе проводится обкатка ледокола нового поколения. Экипаж только в работе может выявить и устранить механические недочеты. Это обычный процесс, который происходит при вводе в эксплуатацию любого судна. Экипаж узнает возможности судна, привыкает к нему».
Планируется, что в середине декабря «Арктика» вернется в порт Мурманск и после пополнения запасов вновь отправится в акваторию Северного морского пути. Между тем в скором времени в высоких широтах ожидаются и новые атомные ледоколы проекта 22220. Следующие два судна – «Сибирь» и «Урал» – «Балтийский завод» сдаст в 2021 и 2022 году. Контракт на строительство четвертого и пятого ледоколов этого проекта, «Якутии» и «Чукотки», подписан в августе прошлого года, срок их сдачи – 2024 и 2026 годы.
комментарии(0)