0
6699
Газета Экономика Интернет-версия

08.09.2021 19:48:00

Классы уходят на карантин

Одного проветривания оказалось недостаточно для борьбы с пандемией

Тэги: минпросвещения, минобрнауки, коронавирус, пандемия, covid19, здравоохранение, здоровье, самоизоляция, карантин, образование, школа

On-Line версия
Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

минпросвещения, минобрнауки, коронавирус, пандемия, covid-19, здравоохранение, здоровье, самоизоляция, карантин, образование, школа В некоторых американских школах пытаются бороться с распространением вируса, устанавливая в том числе специальные перегородки. Фото Reuters

В Минпросвещения и Минобрнауки сообщили «НГ» о тщательной подготовке школ и вузов к учебному году в условиях пандемии с учетом требований Роспотребнадзора. А из регионов поступают сообщения о переводе на карантин из-за COVID-19 десятков классов и групп в разных образовательных организациях. Вопрос об эффективности мер по минимизации распространения вируса в закрытых помещениях стоит остро. Специалисты говорят о необходимости внедрять комплексный подход к системам вентиляции и очистки воздуха, а не ограничиваться предписаниями чаще проветривать и закупать рециркуляторы. Но комплексный подход потребует от бюджетов всех уровней совсем других расходов.

Первая же неделя сентября ознаменовалась в регионах переводом на вынужденный карантин в общей сложности десятков классов и групп в различных образовательных организациях, от детских садов и школ до техникумов и вузов.

Например, ученики шести классов различных школ Кемеровской области ушли на дистанционное обучение из-за выявленных случаев заражения коронавирусом, сообщили в среду Интерфаксу в пресс-службе регионального Минобразования. Пять классов одной из пермских гимназий были отправлены на карантин из-за заражений COVID-19, подтвердили изданию РБК-Пермь в департаменте образования городской администрации. В Екатеринбурге 12 классов в школах и 10 групп в детских садах перевели на дистанционное обучение из-за коронавирусной инфекции, передает ТАСС со ссылкой на департамент образования администрации.

В ряде случаев карантин объясняют ситуацией не только с COVID-19, но и с ОРВИ. В частности, как сообщается на сайте Роспотребнадзора по Нижегородской области, по состоянию на 8 сентября «в 4,4% образовательных учреждений региона (школы и детские сады) полностью или частично приостановлен учебный и воспитательный процесс (по ОРВИ и по COVID-2019)».

О закрытии из-за коронавирусной инфекции более чем 20 групп в детских садах сообщали в Краснодарском крае. Там же приостанавливали очные занятия в четырех классах школ и в нескольких группах одного из техникумов. В Рязанской области сообщалось о случаях заражений в некоторых вузах. Список регионов, из которых поступают сообщения о карантинах, пополняется.

При этом образовательные организации готовились к новому учебному году с учетом требований Роспотребнадзора. Как сообщили «НГ» в пресс-службе Минпросвещения, перед началом учебного года во всех образовательных организациях проведены мероприятия по уборке и дезинфекции помещений. «В школах ведется особый режим проветривания, применяются меры по обеззараживанию воздуха. Бесконтактными термометрами и входными фильтрами, антисептиками и дозаторами для обработки рук на входе, в классах, столовых, туалетах обеспечены 39 153 общеобразовательные организации», – перечислили в министерстве.

Ведомством проводится ежедневный мониторинг текущей ситуации по борьбе с распространением респираторных заболеваний. «На особый контроль поставлены все меры и предписания органов здравоохранения, которые уже показали свою эффективность в прошлый учебный год и продолжают действовать сейчас», – добавили в Минпросвещения.

В пресс-службе Минобрнауки сообщили «НГ», что подготовка вузов включала как традиционные меры (обеспечение бесперебойного функционирования инженерных систем, систем антитеррористической и противопожарной защищенности), так и меры противодействия угрозе распространения коронавирусной инфекции.

«Вузы, подведомственные Минобрнауки России, подготовлены к новому учебному году в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями Роспотребнадзора, – подчеркнули в министерстве. – В условиях распространения коронавирусной инфекции в вузах учтены все рекомендации Роспотребназдора. Подводя итоги проведенной работы, нужно сказать, что образовательные организации, подведомственные Минобрнауки, в полном объеме готовы к началу учебного года».

В пресс-службе Роспотребнадзора пояснили «НГ», какие действуют требования для образовательных организаций. Перед началом учебного года им было необходимо провести генеральную уборку. Теперь они должны организовать ежедневные «утренние фильтры» при входе в здание с обязательной термометрией, при этом нельзя допускать скопления обучающихся при входе.

Кроме того, требуется усилить дезинфекционный режим (проведение уборок с использованием дезинфекционных средств, наличие антисептических средств для обработки рук, использование приборов для обеззараживания воздуха); создать условия для соблюдения правил личной гигиены; обеспечить наличие и использование средств индивидуальной защиты персоналом пищеблоков.

Требуется закрепить за каждым классом отдельный кабинет (за исключением кабинетов со специальным оборудованием), проводить занятия в актовом и спортивном залах, библиотеке только для одного класса. Нужно организовать учебный процесс по специально разработанному расписанию уроков, графику посещения столовой с целью минимизации контактов обучающихся. Наконец, нужно соблюдать запрет на проведение массовых мероприятий между классами, школами.

Однако возникает вопрос: достаточно ли этих мер и не требовался ли более комплексный подход, включающий, например, модернизацию помещений, систем вентиляции и очистки воздуха перед новым учебным годом?

Подход к вентилированию помещений требует особого внимания. Например, еще весной 2020 года Федерация европейских ассоциаций отопления, вентиляции и кондиционирования REHVA предупреждала о возрастающих рисках заражений в переполненных и плохо проветриваемых помещениях, об опасности мелких частиц, образующихся при кашле и разговоре и не оседающих в течение нескольких часов.

Накануне учебного года Всемирная организация здравоохранения и ЮНИСЕФ призывали не допустить закрытия школ и обеспечить безопасность обучения в странах Европы и Центральной Азии, предприняв особые меры. Судя по материалам на сайте ЮНИСЕФ, эти меры включают: обеспечение вакцинации против COVID-19 для преподавателей и сотрудников школ, а также для детей старше 12 лет с нарушениями здоровья, создающими высокий риск тяжелого течения COVID-19; улучшение вентиляции в классах; ограничение числа детей в классе; физическое дистанцирование и регулярное тестирование детей и персонала.

Как сообщили «НГ» в пресс-службе Минпросвещения, «реализация мероприятий по обеспечению общеобразовательных организаций системой вентиляции и очистки воздуха осуществляется Минпромторгом». На момент сдачи номера в печать Минпромторг комментарий не предоставил.

Профессор Московского архитектурного института, вице-президент некоммерческого партнерства «Инженеры по отоплению, вентиляции, кондиционированию воздуха, теплоснабжению и строительной теплофизике» Марианна Бродач пояснила «НГ», что в первую очередь правильную профилактику от любых заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, внутри общественных зданий обеспечивает система вентиляции.

«На сегодняшний день, к сожалению, регламентирующая литература практически не предусматривает требований к созданию механической системы вентиляции в правильном ее виде, – сообщила Бродач. – Как правило, речь идет только о естественной вентиляции и возможности проветривания путем открытия окон. Конечно, отсутствие правильно организованной системы механической вентиляции приводит к спонтанным перетокам воздушных потоков или в принципе к их отсутствию в помещениях, классах, аудиториях, что самым негативным образом отражается на санитарной обстановке помещений и в целом на успеваемости и состоянии здоровья учеников и студентов».

По словам эксперта, в западных странах давно проведена прямая закономерность между успеваемостью учеников и студентов и контролем CO2 в помещениях, то есть наличием системы механической вентиляции.

«Насколько нам известно, все мероприятия по защите учеников и студентов (в России. – «НГ») сводятся к установке во всех помещениях рециркуляционных обеззараживателей воздуха, – говорит Бродач. – В рамках зданий, где система вентиляции изначально не предусматривалась, подобное решение действительно максимально эффективно за отсутствием иного. Фактически же это лишь один из инструментов, который должен работать в структуре общей системы».

«Основное финансовое бремя за создание и модернизацию систем вентиляции, очистки и обеззараживания воздуха в школах и вузах несут бюджеты всех уровней, – пояснили «НГ» в пресс-службе Счетной палаты. – В отношении вузов это в основном федеральный бюджет, в отношении школ – муниципальный бюджет. Следует отметить, что учреждения имеют право осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность и соответственно указанные расходы могут осуществляться и за счет внебюджетных средств».

Но, как следует из комментария Бродач, важно понять, на какие все же решения направляются ресурсы организаций и бюджетов – на временные полумеры или на долгосрочные преобразования. И как можно предположить, долгосрочные преобразования требуют большего финансирования.

«В ближайшее время мы планируем начать работу над рекомендациями в направлении образовательных учреждений, проводится большая работа в направлении зеленого строительства и создания здоровых зданий, – сообщила также Марианна Бродач. – Сейчас мы видим четкую тенденцию, когда частные учебные заведения предъявляют очень высокие требования именно к правильным системам вентиляции и в целом к созданию здоровой среды, так называемым здоровым зданиям. Как показывает практика, если существуют серьезные инвестиции в частном секторе, то впоследствии они обязательно отражаются и на бюджетном уровне: хороший пример – с энергоэффективными решениями, которые медленно, но верно внедряются на всех государственных строительных проектах».

Традиционно Россия и США для целей обеззараживания используют приборы, оснащенные бактерицидными УФ-лампами, а страны Европы всегда были сфокусированы на HEPA-фильтрах, сообщила «НГ» эксперт компании Ledvance Любовь Матвеева. «Но сейчас европейские страны все активнее изучают тематику ультрафиолета. Так, например, в Баварии, только что начала действовать целевая программа, направленная на поддержку оснащения учебных классов УФ-рециркуляторами для обеззараживания воздуха. Государство компенсирует 50% стоимости такой установки», – сообщила эксперт.

В финансировании закупок приборов в России сегодня существует два подхода: оснащение за счет средств учебного заведения или же родительского комитета, говорит Матвеева. И по ее словам, при закупке через родительский комитет, а не через тендер с четким техзаданием контролировать качество прибора гораздо сложнее.

Не все регионы могут обеспечить финансирование, в отдельных случаях деньги на необходимое оборудование собирают родители учеников, отметил руководитель департамента компании «Универ Капитал» Андрей Верников. Преимущество закупленных приборов, по его словам, в том, что их в дальнейшем можно использовать при сезонных инфекциях, в этом смысле деньги потрачены не зря. Но это не должно быть единственным решением. «Думаю, сегодня на фоне пандемии стало понятно, что воздух как в школах, так и вузах нужно чистить с помощью стационарных установок», – добавил представитель инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский.

Главный же плюс российского подхода, по мнению ряда экспертов, состоит в создании единой по всей стране системы. «В отличие от России в США нет единой системы управления школами по вопросам борьбы с пандемией или очистки воздуха. Все зависит от штата. Власти каждого штата сами определяют свою стратегию и тактику работы. В России это вопрос решается централизованно, и от этого мы имеем больший выигрыш», – уверен Андриевский. В России образовательные учреждения оснащаются согласно одной методике Роспотребнадзора, в Европе же подход стран Евросоюза кардинально различается, отметил вице-президент Российского союза инженеров Шамсудин Зиниев.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


"Яростные муллы" заинтересованы в выездном медицинском туризме

"Яростные муллы" заинтересованы в выездном медицинском туризме

Андрей Серенко

Россия может оказаться удобным местом для лечения руководителей террористической организации

0
1701
Как учебный предмет назовешь, так к нему и относиться будут

Как учебный предмет назовешь, так к нему и относиться будут

Владимир Семенихин

Эволюция "Технологий" в "Труд" и далее – в "Основы производства"

0
4492
Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Военные вузы России устроили выставку для абитуриентов на Поклонной горе

Елена Крапчатова

Представители учебных заведений до 16 мая будут общаться с потенциальными курсантами среди образцов исторической боевой техники

0
3159
Москва продемонстрировала Владимиру Путину потенциал и динамику

Москва продемонстрировала Владимиру Путину потенциал и динамику

Галина Грачева

Мэр столицы Сергей Собянин рассказал президенту, за счет чего экономика города растет даже в сложной геополитической обстановке

0
3521

Другие новости