0
4082
Газета Экономика Интернет-версия

21.12.2021 20:12:00

Новые знания прибавляют к зарплате специалиста 8%

Каждый пятый работник в России получает дополнительное образование

Тэги: квалификация, дополнительное образование, расходы, зарплата, занятость


квалификация, дополнительное образование, расходы, зарплата, занятость Фото сайта gorobzor.ru

В России растет популярность дополнительного образования. Сегодня каждый пятый россиянин в трудоспособном возрасте хотя бы раз за год проходил допобучение или курсы повышения квалификации. Основная причина – стремление монетизировать свои новые знания, говорят эксперты. При этом ни граждане, ни работодатели пока не готовы к значительным расходам на допобразование. В среднем новые знания прибавляют к заработной плате работников 8%, что теперь даже не поможет компенсировать инфляцию. Допобучение – не 100-процентная гарантия занятости. Примечательно, что хуже всего трудоустраиваются специалисты по дефицитным IT-направлениям.

Сегодня почти 23% граждан трудоспособного возраста хотя бы раз в течение года проходили обучение по программам формального и дополнительного образования, сообщают исследователи из Высшей школы экономики (ВШЭ).

Доля россиян, получающих допобразование, растет, однако не слишком интенсивно. Для сравнения: в 2016 году дополнительное образование получали 20% россиян трудоспособного возраста. Тем не менее определенные изменения происходят. Эксперты в первую очередь обращают внимание на тот факт, что сегодня все чаще обучаются граждане более зрелого возраста. Сегодня средний возраст наиболее часто обучающихся российских граждан 30–39 лет, тогда как еще в 2010 году это были 20–29-летние, поясняет руководитель Лаборатории непрерывного образования ВШЭ Илья Коршунов.

О спросе на дополнительные знания говорят и специалисты кадровых служб. «Несмотря на высшее образование, 88% соискателей планируют повышать уровень своих знаний и навыков с помощью дополнительного образования (онлайн-курсы, тренинги и т.п.). Особенно в этом заинтересованы представители научно-образовательной сферы (94%)», – рассказывает руководитель службы исследований HeadHunter Мария Игнатова.

Пандемия, локдауны и массовый переход на удаленный режим работы также привели к большему спросу на онлайн-обучение. В совместном исследовании ВШЭ и СберУниверситета отмечается, что еще до пандемии существенными темпами развивались платформы онлайн-образования и массовые открытые онлайн-курсы (MOOC). «В период с 2014 по 2019 год количество курсов на популярных платформах онлайн-образования, например Coursera, edX, Udacity, увеличилось с 1 тыс. до 13,5 тыс. В 2018 году общее число учащихся на онлайн-курсах достигло 81 млн человек. Однако онлайн-форматы не получили широкого распространения у взрослого населения. Так, в 2019 году в России полностью в онлайне реализовывалось только 15% программ повышения квалификации и 17,9 % – переподготовки», – говорится в докладе. Но за время пандемии показатели выросли в два раза. Теперь треть программ повышения квалификации и 27,6% программ переподготовки реализуется онлайн, замечают эксперты. И теперь обучение взрослых более чем наполовину ушло в онлайн, уточнили эксперты ВШЭ.

При этом вузы, по оценкам экспертов, пока слабо включены в гонку допобразования. В 2020 году прошли обучение по программам непрерывного образования 2,27 млн граждан, рассказывает доцент кафедры статистики РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская. Для сравнения: в 2019 году таких обучающихся было 2,1 млн, а в 2018-м – 1,9 млн человек.

281-4-1-650.JPG
Топ-20 компетенций, по которым наблюдается высокий уровень трудоустройства
после обучения.  Источник: ВШЭ






























В первую очередь россияне хотят получить новые компетенции в IT. «Одни из наиболее популярных направлений онлайн-обучения связаны с программированием, интернет-маркетингом, SMM, веб-дизайном, развитием навыков управления персоналом и продаж», – рассказывает управляющий директор кадровой компании UNITY Феликс Кугел. В топ программ входят курсы по программированию (Python-разработчик), дизайну (графический дизайн), маркетингу (SMM-специалист) и дизайн интерьера, подтверждает Лебединская. При этом, по словам Кугела, не теряют актуальности также языковые курсы, курсы, направленные на развитие навыков публичных выступлений, и др.

Вместе с тем эксперт считает, что именно интерес к переходу в IT-cферу с ее высокими гонорарами и высокой конкуренцией за кадры привел к появлению многочисленных буткемпов (центров интенсивного обучения и тренингов) и онлайн-курсов. «До 30% кандидатов, претендующих на работу в IT, не имеют высшего технического или математического образования», – замечает он.

Интерес к IT-специальностям стабилен, говорит коммерческий директор образовательной платформы Skillbox Артем Казаков. Он отмечает: в среднем каждый квартал количество новых пользователей увеличивается более чем на 20%. А по итогу третьего квартала спрос на курсы в годовом выражении увеличился в два раза, сказал Казаков.

Основная мотивация обучающихся взрослых – получение дополнительных навыков для последующей монетизации этих знаний. «Любые инвестиции в дополнительное образование специалисты хотят монетизировать. Это удается не всем», – признает руководитель центра обучения Kelly Services Наталья Анохина.

По словам Ильи Коршунова, в первую очередь трудоустраиваются те, кто прошел обучение или переквалификацию в таких областях, как преподавание иностранных языков, фармацевтика, страховые услуги. В то же время люди, прошедшие дополнительное образование в таких сферах, как кибербезопасность, архитектура, агрономия и организация экскурсионных услуг, находят работу далеко не всегда, отмечает исследователь.

В среднем же специалисты, прошедшие какие-либо курсы, за год увеличивают свой доход на 8%, сообщил Коршунов. Кратно увеличить свою зарплату в результате обучения способны более высококвалифицированные специалисты.

Однако граждане, похоже, не готовы выкладывать большие суммы за курсы повышения квалификации. По данным портала HeadHunter, каждый четвертый, опрошенный компанией, потратил на обучение в период самоизоляции до 5 тыс. руб., каждый третий – до 15 тыс. руб., 36% – свыше 15 тыс. руб. Готовность тратить на допобразование сильно зависит от доходов работника, говорит Коршунов. Люди с небольшим достатком не готовы тратить на это свыше 5–10 тыс. руб., тогда как руководители готовы отдавать за приобретение новых профессиональных навыков и 100 тыс. руб.

В совместном исследовании GeekBrains и портала Работа.ру сообщалось, что 40% штатных сотрудников компаний готовы тратить на свое допобучение от 50 до 100 тыс. руб. в год. «В то время как 25% респондентов готовы тратить на свое обучение от 30–50 тыс. руб., 14% – от 10–30 тыс.», – следовало из результатов опроса, в котором приняли участие 18 тыс. сотрудников компаний и более 1 тыс. работодателей из всех регионов РФ. 



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Затраты на защитников по назначению государство считает издержками граждан

Екатерина Трифонова

Конституционный суд опять напомнил, что после обвинительного приговора бесплатные адвокаты исчезают

0
2294
Почему Италия испытывает дефицит молодежи

Почему Италия испытывает дефицит молодежи

Александр Тараканов

Эмиграция даже из развитых регионов севера страны обретает характер "большого бегства"

0
2767
Неформальная занятость охватывает до 30% работающих россиян

Неформальная занятость охватывает до 30% работающих россиян

Михаил Сергеев

Чиновники научились повышать производительность труда за три дня в четыре раза

0
4111
"Рамштайн" в Брюсселе стал поворотным пунктом в стратегии Запада по Украине

"Рамштайн" в Брюсселе стал поворотным пунктом в стратегии Запада по Украине

Юрий Паниев

Вашингтон возложил бремя ответственности на Европу

0
8242

Другие новости