0
8626
Газета Экономика Интернет-версия

22.09.2022 22:11:00

Владельцы автохолдинга Major Павел Абросимов и Михаил Бахтиаров сделали ставку на сельское хозяйство

Тэги: Павел Абросимов, Михаил Бахтиаров, Major, автопром, сельское хозяйство, земледелие, органическое земледелие


Павел Абросимов и Михаил Бахтиаров - совладельцы холдинга Major, в который входят крупнейший автодилер Major Auto, транспортная компания Major Cargo Service, курьерская и почтовая служба Major Express и другие компании. Бизнесмены рассказали «Независимой Газете» о том, как собираются усиливать свое присутствие в агросекторе, какие видят перспективы в органическом земледелии в России и правда ли, что органические практики в сельском хозяйстве могут помочь бороться с глобальным изменением климата и опустошением деревень.

В 100 километрах от Москвы по Новой Риги, на берегу Рузского водохранилища, открывается пасторальная картинка - прямоугольники полей, аквариумы теплиц, загоны для коров, аккуратные белые корпуса производств. Здесь расположилось редкое по подмосковным меркам предприятие: Ферма М2 – одно из первых в России органических фермерских хозяйств полного цикла. История ее создания не совсем обычна. В 2016 году владельцы одного из крупнейших российских автодилеров Major Auto Павел Абросимов и Михаил Бахтиаров решили радикально диверсифицировать портфель своего холдинга и выбрали инвестиции в сельское хозяйство. В Волоколамском районе Подмосковья были приобретены 4,5 тысячи гектаров сельхозземель, закуплено несколько сотен голов скота, оборудование для производства кормов. Бизнесмены начали новое дело практически с нуля. В последующие годы хозяйство пополнилось полями, садами, перерабатывающими производствами, даже пивоварней. И вся эта сложная система строго следует принципам органического агропроизводства.

Эксперимент был признан успешным, хозяйство функционирует уже пять лет, процветая и расширяясь, и у его владельцев большие планы. «До нас эти земли не обрабатывались более 20 лет, - рассказывает Михаил Бахтиаров. – Это так называемые залежные земли - только они пригодны для ведения органического сельского хозяйства. За десятилетия почва восстановила свою структуру и плодородие, это позволяет нам соблюсти основной принцип органического земледелия - полный отказ от любой искусственной химии: минеральных удобрений, гербицидов и пестицидов».

«Мы с самого начала поставили задачу производить только здоровую пищу, - говорит другой совладелец Фермы М2 и холдинга Major Павел Абросимов. – И сегодня мы видим, что наши расчеты оправдались: спрос на органическую продукцию только растет». Министерство сельского хозяйства РФ оценивает объем рынка органической продукции в России в 180 миллионов долларов. Правда, чтобы донести продукцию до потребителя, бизнесменам пришлось предпринять дополнительные шаги. «Крупным розничным сетям мы пока не очень интересны, - поясняет Павел Абросимов. – не те объемы. Поэтому мы приняли решение развивать сеть фирменных магазинов под собственным новым брендом. Потом запустили доставку органических продуктов. Затем открыли рестораны, в которых подаются блюда только из нашей продукции. А не так давно запустили туристические агротуры на нашу ферму».

Коровник с обширным выгоном, по которому лениво бродят сытые и спокойные буренки – органическое скотоводство предполагает не только отказ от использования гормонов и антибиотиков, но и свободный выпас, уважительное отношение к животным, отсутствие стрессов. «Корма у нас свои и сырье для них мы выращиваем сами, на своей земле, - подчеркивает Михаил Бахтиаров. – Это еще одно требование, необходимое для того, чтобы получить “органический” сертификат». Сертификация введена федеральным законом «Об органической продукции», вступившим в силу в 2020 году. Документ четко определил требования ко всем этапам производства, которые необходимо соблюсти, чтобы иметь право официально маркировать продукцию как органическую. В том числе необходимо выращивать органические корма.

major_pavel_abrosimov_mikhail_bahriarov_2.jpg
Павел Абросимов (Major, M2), Михаил Бахтиаров (Major, M2)
и другие бизнесмены, занимающиеся производством
органической продукции, на вручении Премии
в Совете Федерации

«Понятно, что в основе любой производственной цепочки в сельском хозяйстве лежит земледелие, - поясняет Михаил Бахтиаров. – И именно в этой области сосредоточены самые фундаментальные отличия органического подхода от промышленного. И здесь мы уже говорим не только о роли органики как источника здорового питания, но и о решении более масштабной задачи – о защите окружающей среды и борьбе с глобальным изменением климата».

Промышленная обработка земли предполагает ежегодную глубокую вспашку. Она нарушает структуру почвы, выводит из нее питательные вещества, поэтому для обеспечения урожайности необходимо регулярное внесениеискусственных минеральных удобрений. А разрушение естественных защитных механизмов растений вынуждает массово использовать пестициды и гербициды. «Все эти химикаты перерабатываются не полностью, - объясняет Михаил Бахтиаров. – остатки смываются в реки, попадают в атмосферу, загрязняют окружающую среду». В органическом земледелии вспашка производится намного реже и в более щадящем режиме. Вместо принудительной накачки почвы искусственной химией урожайность обеспечивают за счет грамотного севооборота и использования натуральных органических удобрений.

«Конечно, урожайность и продуктивность органических полей без профессиональной агрохимии значительно ниже, но при этом стоимость конечной продукции значительно выше. И люди готовы переплачивать за качество и природную чистоту. Используя аналогии из автобизнеса, органическое производство – это премиальный сегмент в сельском хозяйстве, это как Range Rover в агросекторе», - объясняет Павел Абросимов

«Еще один фактор, который может уже завтра вывести органическое сельское хозяйство на качественно новый уровень, — это борьба с глобальным потеплением, - продолжает Михаил Бахтиаров. – Сейчас вся наша цивилизация озабочена сокращением выбросов парниковых газов в атмосферу. Животноводство по этому параметру совсем не в первых рядах, зато земледелие – чуть ли не единственная область человеческой деятельности, где углекислый газ не только выбрасывается в атмосферу, но и может эффективно поглощаться».

major_pavel_abrosimov_mikhail_bahriarov_1.jpg
Михаил Бахтиаров и Павел Абросимов
(Ферма М2, холдинг Major) стали победителями Премии
за развитие российской органической продукции

Речь идет про регенеративное земледелие – это система технологий обработки почвы, предполагающая минимальное воздействие на нее – вплоть до полного отказа от вспашки. При этом плодородие достигается за счет использования остатков убранных растений, компостирования, мульчирования, высевания специальных культур. Таким образом удается связывать в почве значительное количество атмосферного углерода. На этих же методах строится и органическое земледелие.

«Знаете, что в Европе уже строят заводы по улавливанию углекислоты из атмосферы? В Исландии недавно запустили фабрику, которая буквально откачивает CO2 из воздуха, растворяет в воде и загоняет глубоко под землю, - добавляет Павел Абросимов. – Они рассчитывают в год утилизировать четыре тысячи тонн. А почвосберегающие методы позволяют связать до пяти тонн углерода на одном гектаре. Даже в масштабах нашей фермы результат окажется в несколько раз больше».

О перспективах регенеративного земледелия в России говорят уже не первый год. Специалисты Высшей школы экономики недавно подсчитали, что наша страна может зарабатывать до 50 миллиардов долларов ежегодно на продаже «поглотительных» углеродных квот. Обеспечить их можно за счет лесоводства и почвосберегающих методов ведения сельского хозяйства. «Участие в этом процессе позволит органическим фермам занять принципиально новое место в российском АПК, - считает Павел Абросимов. – В том числе рассчитывать на усиление господдержки, на выработку системных решений в масштабах всей страны».

Помимо решения экологических проблем, создатели «Фермы М2» видят еще одну потенциальную роль органического сельхозпроизводства – социальную. «За последнее десятилетие в России опустело более восьми тысяч деревень, - напоминает Михаил Бахтиаров. – Люди бросают землю, перебираясь в города. По данным переписи 2017 года, сегодня необработанными остаются почти сто миллионов гектаров сельхозугодий. Это те самые залежные земли, которые как раз пригодны для органического фермерства. При правильном подходе процесс можно было бы развернуть вспять, вернуть людей в село, создать рабочие места, дать перспективу. Тем более, что успешная модель у нас уже есть — вот она, вокруг нас».

«Когда-то индустриализация сельского хозяйства стала единственным выходом для человечества, позволила, пусть с оговорками, но победить голод, - подводит итог Павел Абросимов. - Однако при этом люди залезли в большие долги к природе. Мы считаем, что настало время их возвращать».


Читайте также


В сельском хозяйстве продолжает падать рентабельность

В сельском хозяйстве продолжает падать рентабельность

Рекордные урожаи и перепроизводство оборачиваются для отрасли новыми проблемами

0
7056
Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков. Министр финансов Китая призвал властные структуры на всех уровнях затянуть пояса потуже

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.03.24

0
12101
Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 04.03.24

0
13586
Константин Ремчуков. Маоисты в Китае требуют открытой критики «ревизионистского пути» Дэн Сяопина и публичного оправдания культурной революции

Константин Ремчуков. Маоисты в Китае требуют открытой критики «ревизионистского пути» Дэн Сяопина и публичного оправдания культурной революции

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 26.02.24

0
13906

Другие новости