Помощник президента Максим Орешкин сообщил о пройденном пике девальвации рубля. Фото фонда «Росконгресс»
Россия прошла пик девальвации рубля, к концу года импорт немного снизится. Такой прогноз сделал помощник президента Максим Орешкин. Экономисты и финансовые власти по-разному расставляют акценты. Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН указал, что «импорт не достиг предкризисных объемов», а сокращение его доли подстегнуло рост внутреннего производства. Иной взгляд у регулятора: растущий спрос удовлетворяется импортом, производство не успевает. На потребительском рынке ситуация действительно неравномерная. Как сообщили «НГ» в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), продовольственный рынок давно опирается на отечественных производителей, а в непродовольственной рознице доля импорта составляет от 30 до 70%.
Пиковые точки ослабления рубля пройдены, в ближайшие месяцы сформируется избыток валюты, заявил в кулуарах Восточного экономического форума помощник президента Максим Орешкин.
Он указал на несколько факторов. Сейчас, по его словам, восстанавливается счет текущих операций, «импорт товаров и услуг пойдет немножко вниз к концу года», а экспорт «сильно увеличится, потому что цены на нефть восстановились существенно». Упомянул Орешкин и повышение ключевой ставки Центробанка (ЦБ). Из всего этого помощник президента сделал вывод, что с высокой вероятностью пик ослабления рубля «уже позади».
Ситуация с импортом в России – как с инвестиционным, так и с потребительским – оценивается экспертами противоречиво. Например, в ИНП РАН сообщают, что сокращение доли импорта на внутреннем рынке поддерживало в 2023 году рост внутреннего производства. «По итогам второго квартала выпуск товаров в экономике превысил уровень 2021 года, в то же время импорт не достиг предкризисных объемов», – сообщается в исследовании института. При этом, по уточнению ИНП РАН, сейчас «спрос на импорт, судя по косвенным данным, предъявляют прежде всего предприятия». «Это касается и инвестиционной, и промежуточной продукции», – обратили внимание экономисты (см. также «НГ» от 10.09.23).
Центробанк, обосновывая решения по ключевой ставке, вновь и вновь упоминал фактор отстающего от спроса производства. Проблема, по версии регулятора, в том, что удовлетворяется этот спрос именно импортом. «Увеличение внутреннего спроса, превышающее возможности расширения выпуска, усиливает устойчивое инфляционное давление и оказывает влияние на динамику курса рубля через повышенный спрос на импорт», – пояснял ЦБ после увеличения ключевой ставки сразу до 12% годовых, пытаясь этот спрос как раз ограничить.
«Месячный рост потребительских цен в июле продолжил ускоряться (с поправкой на сезонность) в целом по стране и заметно превысил 4% в пересчете на год. Такая динамика в основном была связана как с ростом потребительского спроса, так и с переносом в цены ослабления рубля. Наиболее заметно подорожали зависимые от импорта товары», – сообщил на минувшей неделе ЦБ в обзоре «Региональная экономика».
Как сообщил «НГ» председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев, «сейчас мы становимся свидетелями расширения внутреннего спроса как за счет восстановления доходов, так и реализации отложенного спроса в различных сегментах розничной торговли».
Если говорить именно о потребительском рынке, ситуация с импортом действительно складывается неравномерно. «В сегменте продуктов питания российский рынок уже давно опирается на российские торговые наименования. На фоне масштабной трансформации ассортимента, произошедшей в 2023 году, российские бренды усилили свои конкурентные позиции по большому числу категорий», – отметил Караваев.
«В таких масштабных категориях, как хлебобулочная, мясная, молочная продукция, ассортимент практически полностью представлен товарами, произведенными в России, – сказал он. – Одновременно на полках сохраняется и привычная россиянам зарубежная продукция, которая, как правило, не производится или в силу климатических условий не произрастает на территории России».
Как сообщал Росстат, например, по итогам 2021 года (последние доступные данные), доля импорта в товарных ресурсах розничной торговли составляла около 39%, а в ресурсах розничной торговли именно продовольственными товарами она была примерно 24%. При этом, допустим, в категории мяса и птицы импорт тогда составлял лишь около 5%, в категориях муки и круп – около 1%, а в категории свинины это был трудноуловимый мизер – 0,3%. Хотя одновременно с этим в группе сыров, а также сухих молока и сливок импорт достигал 30%, в категории говядины – 25%.
«В сегменте продуктов питания импортозамещение идет более восьми лет, поэтому здесь спрос потребителей в основном сосредоточен в секторе отечественного предложения. Исключение могут составлять алкоголь и узкие направления вроде особенных сыров и специального питания без лактозы и глютена», – комментируют аналитики компании «Альфа-Капитал».
Между тем Центробанк в обзоре региональных экономик указывает в том числе на издержки отечественного производства, связанные именно с импортной составляющей. Можно привести несколько примеров, касающихся животноводства, производства мяса.
Так, в Центральном федеральном округе из-за растущих издержек, в том числе на обслуживание импортного оборудования, крупный производитель анонсировал повышение цен на продукцию из индейки, сообщил ЦБ. В Южном федеральном округе возросли затраты животноводов на импортные кормовые добавки, оборудование и запчасти, продолжил ЦБ. «В условиях засушливого лета в ряде регионов Урала снизилась заготовка свежих кормов, что привело к росту спроса на зерно, а из-за ослабления рубля подорожали импортные кормовые добавки», – отметил ЦБ. Так что и отечественные продукты не избавлены от издержек, связанных с импортом.
И кстати, именно цены на мясо и птицу, судя по опросам, воспринимаются сейчас населением наиболее остро. Так, по данным фонда «Общественное мнение» по состоянию на 3 сентября, уже 46% опрошенных россиян называют текущий рост цен на мясо и птицу заметным. Эта доля растет с 20-х чисел июля, тогда она была 32%.
А говоря про непродовольственную розницу, Караваев сообщил, что здесь доля импорта варьируется от 30 до 70% в зависимости от категории. «Например, по обуви часть продукции, представленной на рынке, по-прежнему импортируется из разных стран под разными брендами. То же самое можно сказать о бытовой технике, химии, одежде. Также среди наиболее зависимых от импортных поставок секторов – косметика и парфюмерия, спортивные товары», – перечислил собеседник издания.
После зафиксированного статистикой в прошлом году снижения спроса по ряду товарных групп непродовольственного сегмента в 2023-м спрос на них вырос и возвращается к привычным уровням, отметили также в АКОРТ.
«Можно говорить об устойчивом росте интереса потребителей и к российским, и к локализованным производителям. В частности, эта тенденция наряду с ростом популярности торговых марок из Китая и Турции характерна для сегмента бытовой техники. Один из драйверов для роста доли российских производителей – собственные торговые марки сетей, – обратил внимание Караваев. – Например, в категории бытовой химии и личной гигиены торговые сети только за 2022 год в два раза по отношению к прошлому году нарастили продажи товаров под собственными торговыми марками, производимых в основном отечественными предприятиями».
«Российские бренды вполне успешно заместили товары ушедших зарубежных компаний в ряде сегментов. В первую очередь это одежда и обувь, товары для дома, мебель, бытовая химия, кондитерские изделия, корма для животных. По качеству и маркетинговому сопровождению многие товары не уступают зарубежным аналогам, но при этом могут быть дешевле», – комментирует исполнительный директор компании Lemon.online Марина Кашина.
Как пояснил «НГ» член генсовета «Деловой России», гендиректор «Ивановской текстильной компании» Юрий Шилов, перед розничным покупателем не стоит вопрос: взять российское или иностранное – ему важно удовлетворить свою потребность. «При этом сегодня мы наблюдаем рост товарного патриотизма: при небольшой разнице в цене все чаще выбирают российские товары, – отметил, однако, Шилов. – К тому же потребитель видит, что российские производители делают все больше стильной, комфортной одежды. В легкой промышленности в пользу российской продукции выступает качество материалов, которое растет».
Тем не менее, по его словам, пока еще рано говорить о полном импортозамещении в текстильной промышленности. «Несмотря на активное сокращение, доля зарубежной продукции остается достаточно большой, – добавил Шилов. – Особенно в части сырья».