На совещании глава правительства Михаил Мишустин сообщил о новых требованиях для потенциальных инвесторов на территориях национальных парков. Кадр из видео с сайта www.government.ru
Российские министры уверены в стабилизации бюджетной конструкции на ближайшие три года. И поэтому готовы продолжать государственное финансирование проектов регионального развития, не опасаясь больших бюджетных дефицитов. Независимые экономисты отмечают резкое сокращение госфинансирования в последние месяцы, которое неизбежно приведет к замедлению экономической активности. В российском правительстве надеются на рост частных инвестиций. Хотя ученые-экономисты считают такие надежды не вполне оправданными.
Накануне официальной презентации правительственного бюджета и макроэкономического прогноза на ближайшие три года российские чиновники рассказали о ключевых факторах будущего роста ВВП. Увеличение частных инвестиций и переход от количественного к качественному росту сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) составят основу будущего подъема ВВП России. Об этом сообщил глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников на полях Восточного экономического форума.
«Рост частных инвестиций и переход от количественного к качественному росту сектора МСП – это основа будущего роста ВВП. Они же являются ключевыми составляющими экономики предложения, на развитии которой сфокусировали по поручению президента свою работу все ведомства», – цитирует чиновника ТАСС. «Как отметил премьер-министр Михаил Мишустин в пятницу на совещании по бюджету, во втором квартале 2023 года прирост инвестиций уже составил +12,6% (по сравнению с тем же периодом прошлого года) по полному кругу организаций. Важно, что позитивная динамика была обеспечена прежде всего собственными средствами компаний. То есть существенную часть прибыли бизнес вложил в свое развитие. Это говорит о том, что предприниматели позитивно смотрят в будущее», – отметил Решетников. По его словам, двузначный рост инвестиций – это важный показатель эффективности системной работы по перезапуску инвестиционного цикла. Он дает основание рассчитывать на высокие темпы роста в этом году и в будущем.
Не столь радужно видят перспективы ближайших трех лет экономисты Института народно-хозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. По крайней мере никаких двухзначных чисел (в процентах) прироста инвестиций ученые не ожидают.
«Инвестиции в основной капитал в период 2023–2026 годах увеличатся на 8%, что ниже, чем рост ВВП за этот же период. Таким образом, в рамках инерционного сценария не удается обеспечить существенное ускорение уровня инвестиционной активности, что объясняется как ограничениями финансового и бюджетного характера, так и ограничениями на поставки импортного оборудования», – отмечают составители нового трехлетнего прогноза во главе с директором ИНП Александром Шировым. По их расчетам, за период 2023–2026 года совокупный прирост ВВП составит 8,5%, а среднегодовые темпы прироста 2,1%, что могло бы считаться относительно неплохим результатом в условиях стационарного развития российской экономики, но недостаточно для того, чтобы обеспечить необходимый уровень структурных сдвигов в условиях внешнеэкономических ограничений. Темпы прироста государственного потребления в 2024–2026 годах сократятся почти в два раза и составят около 7,4%, прогнозируют в РАН. Для сравнения: потребление домашних хозяйств за 2023–2026 годы вырастет на 9,6%.
Резкое сокращение бюджетного финансирования экономисты отмечают уже сегодня. С учетом инфляции накопленное снижение бюджетных расходов за последние три месяца достигает 9%, что соответствует темпам бюджетной консолидации 2015–2017 годов, когда экономика была в рецессии, отмечает пишет финансовый аналитик Павел Рябов (канал Spydell_finance). По его словам, Россия вступает на путь одновременного агрессивного ужесточения как монетарной, так и фискальной политики. «За последние 20 лет ставка выше 12% на межбанке – это аномалия. Если ЦБ продержит ставку свыше 12% до марта 2024 года – это будет рекордным циклом ужесточения денежно-кредитной политики», – прогнозирует эксперт. Одновременно «свирепствует» и Минфин РФ. «С учетом инфляции накопленное снижение бюджетных расходов за последние три месяца достигает 9%, что соответствует темпам бюджетной консолидации 2015–2017 годов, когда экономика была в рецессии. Чтобы удержаться в пределах дефицита в 3 трлн руб., имея накопленный дефицит в 2,4 трлн с января по август 2023 года, Минфину придется с сентября по декабрь снизить расходы минимум на 15% по номиналу (до 22% в реальном выражении), одновременно форсируя доходы бюджета. Сжатие дефицита до 3–4 трлн руб. может стоить экономике до 3–4% нереализованного роста, учитывая высокую зависимость от госрасходов и госинвестиций», – оценивает Павел Рябов.
Отказ от широкого бюджетного стимулирования косвенно подтверждает и Максим Решетников. «Важно, что если в конце прошлого и в начале этого года драйвером были бюджетные инвестиции и бюджет действительно сильно поддержал экономику инфраструктурными проектами, то второй квартал – это в первую очередь рост частных инвестиций по разным отраслям экономики. Это говорит о том, что экономика адаптируется и продолжает расти даже в условиях жестких ограничений», – заявил в понедельник глава Минэкономразвития.
«У всех были ожидания больших дефицитов бюджета в 2024–2025 годах. Сейчас сборка бюджета входит в финальную стадию. По большому счету, никаких серьезных дефицитов мы не видим. В экономике ситуация развивается неплохо. Внутренний спрос в том числе трансформировался в рост ненефтегазовых доходов, об этом недавно говорил председатель правительства», – напомнил Решетников. Но наша газета уже писала, что рост так называемых ненефтегазовых доходов бюджета – это результат девальвации рубля (см. «НГ» от 10.09.23).
«Совсем без дефицита не обойдемся, можно представить разные сценарии. Но это вопрос скорее наполнения ФНБ, нефтегазовых доходов. Но в целом конструкция бюджета выглядит вполне устойчивой», – подчеркнул Решетников. При этом министр отметил, что бюджетный импульс в той структуре, какая сейчас существует, имеет не одномоментное влияние на экономику. Более того, по его словам, бюджетные расходы – это не всегда одномоментный приход денег в экономику, потому что многие контракты находятся на казначейском исполнении, лежат на казначейских счетах и только под выполненные работы перечисляются предприятиям. «Мы исходим из того, что и в этом году темп роста экономики будет действительно хороший. И в следующем году тоже, поэтому этот импульс продлится. Но вопрос 2025–2026 года – это как раз вопрос инвестиций, структуры инвестиций, перезапуска инвестиционного цикла. Те цифры, о которых я сказал, говорят о том, что мы находимся на нормальном уровне», – заявил глава Минэкономразвития.
Рассчитывают на приток частных и государственных инвестиций и российские регионы. Объем привлеченных инвестиций к 2030 году должен составить около 10,5 трлн руб. Об этом президенту России Владимиру Путину во Владивостоке доложил вице-премьер – полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев. Из них 8 трлн руб., отметил вице-премьер, уже обеспечены соглашениями и обязательствами инвесторов. К этому же времени в регионе должны появиться около 1,7 тыс. новых предприятий.
Так, власти Еврейской автономной области (ЕАО) рассчитывают на рывок в экономическом развитии региона через пять лет. Об этом глава автономии Ростислав Гольдштейн сообщил в ходе совещания по развитию дальневосточных городов, которое проводит президент России Владимир Путин.
Реализация инвестпроектов в Биробиджане позволит добиться роста валового городского продукта, занятости и производительности труда на 40% к 2030 году.
К 2030 году в Биробиджане прогнозируется выход на положительное сальдо естественного прироста населения. Гольдштейн также обратился к главе государства с просьбой о поддержке создания в регионе туристического кластера «Еврейский квартал», подчеркивающего уникальное национальное наследие Еврейской автономной области.
Ставку на развитие туристического сектора и национальных парков делают и федеральные власти. Премьер-министр Михаил Мишустин сообщил об особых условиях для инвестиций в национальные парки, которые предусматривают «запрет на строительство жилых домов и целый ряд других условий для инвесторов». «Правительством подготовлено постановление, которым мы вводим форму соглашения для бизнеса, который собирается инвестировать в рекреационную инфраструктуру в наших национальных парках. В таких документах должны быть обязательства и меры ответственности предпринимателей по бережному сохранению природы и соблюдению соответствующего режима», – сказал Мишустин в понедельник на совещании со своими заместителями. Всего в России учреждены свыше 60 национальных парков. В них действует особый режим охраны – он нужен для того, чтобы сберечь в естественной среде животных и растительность.