0
6901
Газета Экономика Интернет-версия

17.09.2023 20:33:00

Стабилизация топливного рынка оказывается непосильной задачей

Власти смирились с быстрым подорожанием бензина и теперь воюют с его дефицитом

Тэги: бензин, топливо, топливный рынок, цены на топливо, рост цен, цены на бензин


бензин, топливо, топливный рынок, цены на топливо, рост цен, цены на бензин Вице-премьер РФ Александр Новак предлагает оценить последствия введения запретительных экспортных пошлин для стабилизации внутреннего топливного рынка. Фото фонда «Росконгресс»

Больше 30 лет российские власти пытаются стабилизировать российский топливный рынок – но пока безуспешно. Периоды относительной ценовой стабильности в России сменяются новыми скачками цен и дефицитом бензина. Правда, за эту временную ценовую стабильность власти расплачиваются с бизнесом гигантскими отступными – более 2 трлн руб. за прошлый год. Попытка сократить эти отступные из-за нехватки денег в казне спровоцировала летом 2023 года быстрое подорожание бензина, которое соответствует двух- или даже четырехкратному годовому росту цен. Российские регионы сегодня жалуются на нехватку топлива: «В алтайском городе серьезный дефицит бензина», «В нефтяном Татарстане дефицит топлива» и т.п. В начале сентября появились сообщения, что правительство готово к уступкам, может вернуться к гигантским отступным. Но на последнем совещании с нефтяниками правительственные чиновники заговорили о запретительных экспортных пошлинах, которые будут обнуляться при выполнении обязательных поставок на внутренний рынок.

Первые признаки топливного кризиса появились еще в мае 2023 года, когда Минфин заявил о планах сократить выплаты нефтяникам отступных из бюджета (так называемые демпферные выплаты). С тех пор правительство проводит регулярные совещания с бизнесом в поисках выхода из топливного кризиса. Однако разрешения кризиса пока не видно. Более того, к быстрому подорожанию топлива сегодня добавилась нехватка бензина в самых разных российских регионах. А глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев называет кричащей проблему с обеспечением аграриев горючим в самый ответственный период сельскохозяйственного года. «Мы сейчас остановим и уборочную и не отсеемся по озимым. Это будет катастрофа», – заявил Патрушев на заседании комитетов по контролю и аграрным вопросам Госдумы 6 сентября. В ответ на жалобы аграриев Минэнерго внесло в правительство и администрацию президента указ о запрете серого экспорта. Поставки бензина и дизтоплива за границу разрешат только нефтеперегонным заводам (НПЗ). Первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин утверждал тогда, что принято принципиальное решение о запрете серого экспорта.

Правда, сегодня чиновники обсуждают другой способ стабилизации топливного рынка. Минфин и Минэнерго предложили ввести заградительную пошлину на экспорт из России нефтепродуктов, но готовы возместить ее тем компаниям, которые обеспечат необходимые поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу, сообщили Интерфаксу несколько источников. Правительство РФ рассматривает два варианта стабилизации цен на топливо: полный запрет экспорта нефтепродуктов на определенный срок для насыщения рынка, а также повышение экспортной пошлины до 250 долл. за тонну на нефтепродукты. Об этом ТАСС сообщил источник в правительстве по итогам совещания вице-премьера РФ Александра Новака по стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке в прошлую пятницу. Если компания-экспортер выполнит квоты Минэнерго по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу, то уплаченная пошлина им вернется в виде обратного акциза на нефть.

Один из источников отметил, что такую высокую пошлину предлагается ввести в качестве меры, препятствующей серому экспорту.

Экспортная пошлина на светлые нефтепродукты в октябре составит 7,1 долл. за тонну, на темные – 23,9 долл. за тонну. С 1 января 2024 года в результате «налогового маневра» экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты должны обнулиться.

С 1 января 2023 года начисляется дополнительный платеж к экспортной пошлине в размере 20 тыс. руб. за тонну при экспорте бензина и дизельного топлива, если экспортер не является производителем товара. Однако, как признавали в Минэнерго, данная мера оказалась недейственна для целей обеспечения потребностей внутреннего рынка. Минэнерго предложило ввести список спецэкспортеров нефтепродуктов, это предложение поддержал вице-премьер Александр Новак. Соответствующий указ находится в правовом управлении администрации президента.

Предложение о запретительных пошлинах вызвало серьезное сопротивление нефтяников, сообщил Интерфакс. Так, заметил один из собеседников, компании полагают, что такая мера не приведет к снижению оптовых цен, а, наоборот, еще больше разгонит их. Кроме того, неясно, как определять, у кого серый экспорт, а у кого нет, а также каким образом возвращать средства через обратный акциз. Очередное совещание пока не назначено, возможно, оно состоится в начале следующей недели.

На пленарной сессии ВЭФ президент Владимир Путин напомнил, что в РФ были попытки использовать самые разные способы регулирования внутреннего топливного рынка. «Было много механизмов. В 2009 году, когда я возглавлял правительство РФ, было принято решение – толстое, фолиант целый – о взаимодействии компаний ТЭК и правительства. И все там было детально расписано. Оно действует сейчас, но не применяется. Сейчас применяются другие механизмы, так называемый демпфер. Я уже сказал, в чем его смысл – баланс между внешними и внутренними ценами. Его ополовинили, и он не стал так эффективно работать, как работал до этого. Инструменты известны, договоренности есть. Надеюсь, это отразится на реальном положении дел», – сообщил Путин.

В российском правительстве описывают причины топливного кризиса по-своему. Перебои с топливом на Юге России возникли из-за попыток создать искусственный дефицит путем закрытия заправок. Об этом сообщил РИА Новости глава Минэнерго Николай Шульгинов. «Ситуация на Юге России в большей степени связана не с логистическими сложностями, а с тем, что кто-то просто пытался сыграть на ситуации: закрывал заправки, создавая искусственный дефицит», – объясняет федеральный министр. Шульгинов подчеркнул, что потребности внутреннего рынка в топливе полностью обеспечены производством (см. «НГ» от 12.09.23).

Правда независимые специалисты уверены, что дефицит топлива в регионах вызван как недостаточным объемом предложения, так и сбоями в логистике. «Но дефицит топлива – это более серьезная проблема, с которой и нужно бороться в первую очередь», – говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. По его словам, рост цен – это наименьшее зло в ряду дефицита, недолива топлива, махинаций с его качеством и экономии на безопасности на автозаправках. Введение запретительных пошлин на вывоз продуктов нефтепереработки, по мнению Митраховича, можно рассматривать только как временную и локальную меру, поскольку компании в ответ на повышение пошлин просто увеличат вывоз сырой нефти. «Было бы ошибкой применять вывозные пошлины как долгосрочную меру для ограничения экспорта и наполнения внутреннего рынка», – считает эксперт. 


Читайте также


Социология как способ фиксации, но не способ познания

Социология как способ фиксации, но не способ познания

Опросы о материальном положении граждан не позволяют углубиться в проблему

0
3065
Украинские военные увеличили нефтяные доходы России

Украинские военные увеличили нефтяные доходы России

Михаил Сергеев

Решение о запрете экспорта бензина перенесли на 20 февраля

0
3698
Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Мировую премьеру Скрипичного концерта Владимира Горлинского уже сейчас можно назвать событием сезона

Марина Гайкович

Сочинение написано по программе Союза композиторов "Ноты и квоты"

0
6281
Брюссель опять снаряжает обойму санкций

Брюссель опять снаряжает обойму санкций

Юрий Паниев

Ограничения нацелены на алюминий, топливо, банки и теневой флот РФ

0
11996

Другие новости