0
6699
Газета Экономика Интернет-версия

17.09.2023 20:33:00

Стабилизация топливного рынка оказывается непосильной задачей

Власти смирились с быстрым подорожанием бензина и теперь воюют с его дефицитом

Тэги: бензин, топливо, топливный рынок, цены на топливо, рост цен, цены на бензин


бензин, топливо, топливный рынок, цены на топливо, рост цен, цены на бензин Вице-премьер РФ Александр Новак предлагает оценить последствия введения запретительных экспортных пошлин для стабилизации внутреннего топливного рынка. Фото фонда «Росконгресс»

Больше 30 лет российские власти пытаются стабилизировать российский топливный рынок – но пока безуспешно. Периоды относительной ценовой стабильности в России сменяются новыми скачками цен и дефицитом бензина. Правда, за эту временную ценовую стабильность власти расплачиваются с бизнесом гигантскими отступными – более 2 трлн руб. за прошлый год. Попытка сократить эти отступные из-за нехватки денег в казне спровоцировала летом 2023 года быстрое подорожание бензина, которое соответствует двух- или даже четырехкратному годовому росту цен. Российские регионы сегодня жалуются на нехватку топлива: «В алтайском городе серьезный дефицит бензина», «В нефтяном Татарстане дефицит топлива» и т.п. В начале сентября появились сообщения, что правительство готово к уступкам, может вернуться к гигантским отступным. Но на последнем совещании с нефтяниками правительственные чиновники заговорили о запретительных экспортных пошлинах, которые будут обнуляться при выполнении обязательных поставок на внутренний рынок.

Первые признаки топливного кризиса появились еще в мае 2023 года, когда Минфин заявил о планах сократить выплаты нефтяникам отступных из бюджета (так называемые демпферные выплаты). С тех пор правительство проводит регулярные совещания с бизнесом в поисках выхода из топливного кризиса. Однако разрешения кризиса пока не видно. Более того, к быстрому подорожанию топлива сегодня добавилась нехватка бензина в самых разных российских регионах. А глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев называет кричащей проблему с обеспечением аграриев горючим в самый ответственный период сельскохозяйственного года. «Мы сейчас остановим и уборочную и не отсеемся по озимым. Это будет катастрофа», – заявил Патрушев на заседании комитетов по контролю и аграрным вопросам Госдумы 6 сентября. В ответ на жалобы аграриев Минэнерго внесло в правительство и администрацию президента указ о запрете серого экспорта. Поставки бензина и дизтоплива за границу разрешат только нефтеперегонным заводам (НПЗ). Первый замглавы Минэнерго Павел Сорокин утверждал тогда, что принято принципиальное решение о запрете серого экспорта.

Правда, сегодня чиновники обсуждают другой способ стабилизации топливного рынка. Минфин и Минэнерго предложили ввести заградительную пошлину на экспорт из России нефтепродуктов, но готовы возместить ее тем компаниям, которые обеспечат необходимые поставки нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу, сообщили Интерфаксу несколько источников. Правительство РФ рассматривает два варианта стабилизации цен на топливо: полный запрет экспорта нефтепродуктов на определенный срок для насыщения рынка, а также повышение экспортной пошлины до 250 долл. за тонну на нефтепродукты. Об этом ТАСС сообщил источник в правительстве по итогам совещания вице-премьера РФ Александра Новака по стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке в прошлую пятницу. Если компания-экспортер выполнит квоты Минэнерго по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок и на биржу, то уплаченная пошлина им вернется в виде обратного акциза на нефть.

Один из источников отметил, что такую высокую пошлину предлагается ввести в качестве меры, препятствующей серому экспорту.

Экспортная пошлина на светлые нефтепродукты в октябре составит 7,1 долл. за тонну, на темные – 23,9 долл. за тонну. С 1 января 2024 года в результате «налогового маневра» экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты должны обнулиться.

С 1 января 2023 года начисляется дополнительный платеж к экспортной пошлине в размере 20 тыс. руб. за тонну при экспорте бензина и дизельного топлива, если экспортер не является производителем товара. Однако, как признавали в Минэнерго, данная мера оказалась недейственна для целей обеспечения потребностей внутреннего рынка. Минэнерго предложило ввести список спецэкспортеров нефтепродуктов, это предложение поддержал вице-премьер Александр Новак. Соответствующий указ находится в правовом управлении администрации президента.

Предложение о запретительных пошлинах вызвало серьезное сопротивление нефтяников, сообщил Интерфакс. Так, заметил один из собеседников, компании полагают, что такая мера не приведет к снижению оптовых цен, а, наоборот, еще больше разгонит их. Кроме того, неясно, как определять, у кого серый экспорт, а у кого нет, а также каким образом возвращать средства через обратный акциз. Очередное совещание пока не назначено, возможно, оно состоится в начале следующей недели.

На пленарной сессии ВЭФ президент Владимир Путин напомнил, что в РФ были попытки использовать самые разные способы регулирования внутреннего топливного рынка. «Было много механизмов. В 2009 году, когда я возглавлял правительство РФ, было принято решение – толстое, фолиант целый – о взаимодействии компаний ТЭК и правительства. И все там было детально расписано. Оно действует сейчас, но не применяется. Сейчас применяются другие механизмы, так называемый демпфер. Я уже сказал, в чем его смысл – баланс между внешними и внутренними ценами. Его ополовинили, и он не стал так эффективно работать, как работал до этого. Инструменты известны, договоренности есть. Надеюсь, это отразится на реальном положении дел», – сообщил Путин.

В российском правительстве описывают причины топливного кризиса по-своему. Перебои с топливом на Юге России возникли из-за попыток создать искусственный дефицит путем закрытия заправок. Об этом сообщил РИА Новости глава Минэнерго Николай Шульгинов. «Ситуация на Юге России в большей степени связана не с логистическими сложностями, а с тем, что кто-то просто пытался сыграть на ситуации: закрывал заправки, создавая искусственный дефицит», – объясняет федеральный министр. Шульгинов подчеркнул, что потребности внутреннего рынка в топливе полностью обеспечены производством (см. «НГ» от 12.09.23).

Правда независимые специалисты уверены, что дефицит топлива в регионах вызван как недостаточным объемом предложения, так и сбоями в логистике. «Но дефицит топлива – это более серьезная проблема, с которой и нужно бороться в первую очередь», – говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. По его словам, рост цен – это наименьшее зло в ряду дефицита, недолива топлива, махинаций с его качеством и экономии на безопасности на автозаправках. Введение запретительных пошлин на вывоз продуктов нефтепереработки, по мнению Митраховича, можно рассматривать только как временную и локальную меру, поскольку компании в ответ на повышение пошлин просто увеличат вывоз сырой нефти. «Было бы ошибкой применять вывозные пошлины как долгосрочную меру для ограничения экспорта и наполнения внутреннего рынка», – считает эксперт. 


Читайте также


Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Росстат отметил опережающий рост цен на продовольствие...

Михаил Сергеев

Социологи зафиксировали увеличение трудовой нагрузки

0
1326
Концепцию развития рынка газомоторного топлива в РФ планируют принять до конца 2024 года

Концепцию развития рынка газомоторного топлива в РФ планируют принять до конца 2024 года

0
2038
Росатом делает ядерное топливо "толерантным"

Росатом делает ядерное топливо "толерантным"

Владимир Полканов

Разработки госкорпорации выведут безопасность АЭС на еще более высокий уровень

0
3794
Правительству и Центробанку предстоит системно бороться с инфляцией

Правительству и Центробанку предстоит системно бороться с инфляцией

Ольга Соловьева

Высокие ставки пока не повлияли на динамику корпоративного кредитования

0
2905

Другие новости