Опасений, что роботы полностью заменят людей, у большинства бизнесменов нет. Изображение создано с помощью Kandinsky 2.0
Представители малого и микробизнеса в России скорее положительно относятся к идее применения искусственного интеллекта (ИИ) в работе. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного в рамках совместного проекта Сбера, Минэкономразвития РФ и фонда «Общественное мнение» «Предприниматели России: исследовательский мониторинг». Использование ИИ позволяет экономить время и деньги, а также ускоряет решение задач, отметили опрошенные. Респонденты в основном остались довольны опытом работы с ИИ, а опасений, что новые технологии вытеснят людей из бизнеса, среди них практически не встречалось.
72% участников опроса рассказали, что используют в быту ИИ – голосовые помощники, умные гаджеты, автоматическое управление бытовыми приборами. Между тем пока только 45% респондентов задействуют его в бизнесе. Чаще всего (16%) применяют технологию распознавания речи и ее перевода в текст: традиционная расшифровка отнимает много операционного времени сотрудников. 13% набрала автоматизация взаимодействия с клиентами, например, при помощи умных голосовых помощников. Столько же получили сервисы распознавания и анализа изображений и нейросети для генерации текстов, изображений, видео. По 11% опрошенных применяют ИИ в настройке рекомендательных систем, рекламы, рассылок и анализе данных и прогнозировании.
При этом многие участники опроса имеют довольно смутные представления о технологиях искусственного интеллекта. Четверть владельцев малого бизнеса вообще не знают, что это, а 75% знакомы с понятием ИИ, ассоциируя его с довольно широким спектром направлений, вплоть до программирования и компьютерных технологий в целом.
Наибольшую популярность искусственный интеллект ожидаемо имеет у молодых предпринимателей: 56% опрошенных в возрасте 18–39 лет использовали технологии ИИ в своем бизнесе за прошедший год, 83% участников исследования из этой возрастной группы знают несколько видов ИИ. Cреди респондентов в возрасте 56 лет и старше опыт применения искусственного интеллекта в бизнесе имеют 40%.
Технологии ИИ оказались полезны для 78% опрошенных предпринимателей, которые опробовали их на практике. Главными преимуществами они назвали освобождение времени (56%), высокую скорость исполнения задач (50%) и экономию на сотрудниках и аутсорсерах (35%). Менее распространенными ответами были высокое качество решения задач (15%), экономия на оборудовании и программах (13%) и рост выручки (11%). А среди противников ИИ преобладают мнения о неготовности их бизнеса к такой работе (35%) и низких результатах применения технологии (30%).
Наконец, большинство опрошенных предпринимателей (61%) полагают, что искусственный интеллект можно интегрировать в их сферу бизнеса без риска замены человека машиной. Тех же, кто опасается, что технологии полностью вытеснят людей, оказалось всего 3%.
«Результаты исследования показывают, что предприниматели в целом относятся к идее применения искусственного интеллекта позитивно: доля оптимистов намного выше, чем скептиков и алармистов, – прокомментировал директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбера Алексей Шашкин. – Опасений, что роботы полностью заменят людей, у большинства бизнесменов нет. С другой стороны, лишь каждый шестой предприниматель всерьез интересуется новыми технологиями. Знания о возможностях и потенциале искусственного интеллекта зачастую абстрактны и слабо коррелируют со спецификой собственного бизнеса».
По его словам, Сбер рассказывает своим клиентам о последних технологиях, которые могут принести пользу бизнесу, и демонстрирует возможности искусственного интеллекта на примере разработок, применяемых Сбером в собственных процессах.
Среди них, в частности, сервис GigaChat – нейросетевая модель, умеющая отвечать на вопросы, вести диалог, писать код, рисовать картинки. Она может быть полезна, например, в маркетинге при написании продающих текстов, рекламных слоганов и объявлений. Для бизнеса Сбер разработал интерфейс GigaChat API, позволяющий использовать возможности сервиса для создания собственных решений и оптимизации бизнес-процессов. А нейросеть Kandinsky способна создавать высококачественные изображения по их текстовому описанию на естественном языке, что может иметь широкое применение – от дизайна визиток до создания визуального ряда в рекламе.