Ювелирные изделия в качестве инвестиций оказались не столь хороши. Фото РИА Новости
В России ускорился рост цен на ювелирные украшения: в 2023-м средняя стоимость проданного изделия из золота выросла в годовом выражении примерно на 10%, а из серебра – на 15%. При этом потребительский спрос сместился в сторону более доступного серебра: на него приходится 75% покупок. Такие данные привели «НГ» в Ассоциации ювелиров. По уточнению экспертов, приобретение украшений именно с инвестиционной целью обычно не оправдано. Зато, как сообщили представители ломбардного бизнеса, сейчас востребована такая услуга, как скупка и переработка лома драгметаллов для поставки чистого золота в банки в форме инвестиционных слитков.
Рынок ювелирной розницы в РФ преодолел негативную динамику прошлого года и за январь – август 2023-го уже вырос на 1,6% к тому же периоду 2022-го.
Это следует из обзора, подготовленного Ассоциацией ювелиров (на долю ее участников приходится 40% производства ювелирных изделий из золота и 50% розничных продаж).
В ассоциации рассказали «НГ» о предпочтениях россиян: кто и что сейчас покупает. В частности, по ее данным, в среднем за год в России совершают покупки ювелирных изделий от 25 до 30 млн человек. Наиболее активная возрастная аудитория – от 32 до 38 лет. Почти 70% покупателей – женщины, однако у мужчин на 25% выше средняя стоимость покупки.
«С точки зрения доходов вовлечены широкие слои населения, но потребление изделий, конечно, несколько отличается в зависимости от уровня дохода, – пояснил гендиректор Ассоциации ювелиров Вадим Серов. – В среднем стоимость золотого ювелирного изделия составляет около 25% от среднемесячного подушевого дохода, серебряного – менее 5%».
В частности, по его данным, средняя цена проданного изделия из золота в 2023 году выросла по отношению к 2022-му примерно на 10% и составила около 13 тыс. руб., а из серебра – на 15%, примерно до 2 тыс. руб. «В 2022 году рост стоимости был более умеренным и составлял около 5%», – уточнил Серов.
Также он отметил, что в России традиционно высокий спрос на ювелирные изделия, «при этом украшения могут сочетать в себе потребительскую и инвестиционную ценности». Но в этом вопросе есть свои тонкости. «С целью инвестиций чаще покупают тяжеловесные золотые цепи и браслеты, понимая, что окупиться эти вложения могут лишь в долгосрочной перспективе. На такие вложения нужно определенное количество свободных средств, – обратил внимание Серов. – Поэтому ювелирные изделия в основном покупают как аксессуар».
О тонкостях подробнее рассказал «НГ» вице-президент инвестиционной компании «Золотая плата» Алексей Вязовский. «В ювелирных изделиях и в монетах со слитками – разные серебро и золото. В монетах и слитках проба металла начинается с 900-й (чаще всего 999). В ювелирных изделиях чаще всего используется золото 585-й пробы. Золото смешивают с медью и другими недрагоценными металлами, – пояснил эксперт. – Такая же история с серебром. Соответственно, если вы приобретаете драгметалл в целях инвестиций, то вам важны чистота, а также ликвидность – возможность быстро продать металл без потери стоимости. У ювелирных изделий с этим проблема».
Кроме того, в Ассоциации ювелиров сообщили, что потребительский спрос на ювелирные украшения заметно сместился в сторону серебра. И хоть в объемах продаж в денежном выражении по-прежнему лидирует более дорогое золото (в зависимости от формата магазина на него приходится 60–70% продаж), соотношение покупок именно в штуках составляет сейчас 25% на 75% в пользу серебра.
«Спрос на серебро объясняется не столько доходами населения, сколько всеобщим трендом на быструю смену моды, образа, и именно эти изделия в качестве аксессуаров позволяют следовать тренду без значительных вложений», – пояснил Серов.
Но если говорить о драгоценных металлах, что же тогда лучше всего покупать именно с инвестиционными целями? Мнения экспертов разошлись. Например, Вязовский считает лучшим вариантом покупку золотых и серебряных инвестиционных монет. «Они ликвидны, у них меньше наценка к биржевой стоимости драгоценного металла, они не облагаются налогом на добавленную стоимость (НДС)», – пояснил он.
Часть экспертов, однако, советуют сделать выбор в пользу инвестиционных слитков. Старший инвестиционный консультант компании «Финам» Тимур Нигматуллин напомнил, что теперь при покупке россиянами золотых слитков НДС в их стоимость не включается. Аналитик компании Freedom Finance Global Владимир Чернов к этому добавил, что ранее был отменен еще и подоходный налог в 13% при продаже гражданами золотых слитков банкам – правда, отменен он временно.
Еще одно «но»: по словам Чернова, при покупке золотых слитков «необходимо сразу же позаботиться об их хранении, что может в итоге также потребовать дополнительных вложений, если слитки будут храниться, например, в банке».
Эта картина не была бы полной без упоминания еще одного звена – ломбардов. Гендиректор группы «Мосгорломбард» Алексей Лазутин рассказал «НГ» о двух направлениях деятельности. Первое – это скупка и переработка драгоценных металлов, которые потом в виде инвестиционных золотых слитков поставляются в банки. «Эта услуга очень востребована: объем переработки золота в России оценивается примерно в 60 тонн в год, и большую его часть обеспечивает деятельность крупных ломбардов, которые сотрудничают с аффинажными заводами для последующей переработки ювелирных украшений, в том числе в золотые слитки», – пояснил Лазутин.
Второе направление – это ресейл (перепродажа) ликвидных товаров, основная доля из которых приходится именно на золотые украшения. По оценкам Лазутина, сейчас «существенно изменилось потребительское поведение в сторону рационального потребления, приобретения вещей с историей» – особенно по цене значительно ниже, чем в розничной торговле.