Глава Минфина Антон Силуанов называет бюджет 2024 года социальным. Фото РИА Новости
Накануне голосования по бюджету-2024 появились негативные оценки последствий принятия этого документа. В ближайшие годы в РФ будет исключена индексация социальных выплат и зарплат бюджетников с превышением темпов инфляции, а государственные инвестиции будут сокращаться в реальном выражении, предупреждают в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН. При этом российская бюджетная система попадет в ловушку низких темпов прироста ее доходной части. Есть замечания к проекту бюджета у Счетной палаты и у многих депутатов. Главным приоритетом бюджетной политики назначено снижение дефицита с нынешних двух до одного процента ВВП.
Законопроект о федеральном бюджете декларирует ужесточение как налогово-бюджетной, так и денежной политики. При этом предполагается, что экономическое развитие будет носить сугубо инерционный характер и не будет сколько-нибудь значимых изменений макроэкономической динамики и пропорций, отмечается в отзыве на трехлетний финансовый план правительства от Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН.
Сокращение внешнеторгового сальдо РФ в долларовом эквиваленте будет компенсировано новым ослаблением рубля, индексация заработной платы бюджетников и пенсий в реальном выражении будет нулевой, предупреждают ученые. По их расчетам, не будет и особого инвестиционного роста. Норма накопления будет стагнировать на уровне 19% ВВП. И все эти негативные эффекты, по замыслам правительства, станут платой за повышение устойчивости бюджетной системы РФ. Индикатором этого повышения устойчивости станет сокращение уровня бюджетного дефицита до 1% к ВВП уже в 2024 году. Кроме того, правительство вернется к накоплению и пополнению Фонда национального благосостояния (ФНБ). То есть политика изъятия денег из экономики, по существу, возобновится.
Заметим при этом, что никакой особой необходимости в урезании госрасходов и затягивания поясов в России вообще-то пока нет. Во вторник глава Минфина Антон Силуанов сообщил телеканалу Asharq News Bloomberg, что дефицит бюджета РФ в 2023 году будет чуть больше 1% ВВП. «Финансы Российской Федерации чувствуют себя устойчиво. Показатели дефицита бюджета ниже, чем мы ожидали, и в этом году мы оцениваем дефицит бюджета порядка одного с небольшим процента, что ниже запланированных 2%», – сказал Силуанов. «В последующие три года дефицит бюджета мы планируем на уровне ниже 1%», – добавил министр финансов. Напомним, что по мировым стандартам любой бюджетный дефицит ниже 3% ВВП не должен вызывать беспокойства. Напротив – сигналом тревоги и неблагополучия бюджетной политики в мире принято считать бюджетный профицит, то есть ситуацию, когда финансовая система государства работает против развития и экономического роста страны. Но у российских финансистов свои принципы и своя особая гордость. Ведь именно Антон Силуанов добивался повышения налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20% при устойчиво профицитном бюджете. Благодаря этому повышению налогов из карманов россиян было за год изъято около 600 млрд руб. (100 млрд долл. по тогдашнему курсу), которые оказались замороженными в странах Запада.
За последний год правительство пересмотрело параметры своего трехлетнего финансового плана, предусмотрев существенное ослабление рубля на всем прогнозном периоде для увеличения сбора налогов с топливно-энергетического комплекса (ТЭК). При этом в Минфине утверждают, что не пытаются влиять на курс рубля в случае недополучения доходов.
«У нас нет цели за счет курсовых соотношений пополнить бюджет. Это первая аксиома или теорема. У нас курс абсолютно плавающий. Поэтому если курс российской валюты будет укрепляться – да, мы будем меньше получать денег в бюджет. Сегодня курс где-то 97 руб. за доллар, в бюджете – 90. Будет он 86 или 80 соответственно, да – мы будем недополучать деньги в бюджет. Но это не значит, что мы будем всячески каким-то образом пытаться влиять на величину этого курса», – сказал Силуанов. (На самом деле в законе о бюджете на 2023 год Минфин год назад закладывал курс доллара не в 90 руб., а в 68,3 руб. – «НГ». «В реальном эффективном выражении курс рубля будет оставаться стабильным», – уверяли год назад чиновники Минфина в своей официальной публикации «Бюджет для граждан».)
В макроэкономическом прогнозе правительства и проекте бюджета можно найти несостыковки и противоречия. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
Правительственные планы по замедлению экономического роста и затягиванию бюджетных поясов вызывают вопросы и у депутатов. Так, депутат Оксана Дмитриева поинтересовалась у главы Минэкономразвития Максима Решетникова, почему темпы роста ВВП по-официальному на 2024 год ниже, чем в 2023 году. Почему запланированы и темпы роста обрабатывающей промышленности? «Ответ министра Решетникова заключался в том, что относительно высокие темпы роста в 2023 году обусловлены эффектом восстановления экономики после спада в 2022 году. Министр считает, что средний темп роста экономики – это 2%. Поэтому никакого ускорения не планируется», – комментирует депутат. В исполнительной власти фактически признают, что повышение ключевой ставки ЦБ явилось фактором, снижающим инвестиционную активность. Дмитриева также обращает внимание и на кратный рост расходов бюджета на обслуживание госдолга, который сопоставим разве что с ростом оборонных расходов в ближайшие годы. По ее словам, с 2019 по 2021 год правительство необоснованно наращивало долги, имея при этом профицитный бюджет и накапливая избытки изъятых из экономики средств в ФНБ.
По данным Счетной палаты, ежегодные расходы правительства на обслуживание госдолга увеличатся почти в пять раз с 2019 по 2026 год. Если в 2019 году казна тратила на обслуживание госдолга 0,73 трлн руб., то в следующем году уже втрое больше (2,3 трлн руб.). А к 2026 году власти планируют увеличить расходы на обслуживание госдолга уже до 3,3 трлн руб. И как уже писала «НГ» (см. номер от 24.09.23), вся бюджетная конструкция правительства опирается на ежегодные заимствования в объеме больше 4 трлн руб.
Среди существенных рисков макропрогноза правительства в Счетной палате указывают на неоправданный оптимизм по поводу роста потребления. Основным драйвером экономического в среднесрочной перспективе власти называют «развитие экономики предложения, направленной на удовлетворение внутреннего спроса – как потребительского, так и инвестиционного». Однако существуют риски недостижения необходимых темпов роста потребительского спроса, отмечается в заключении Счетной палаты. Прогнозируемая правительством динамика оборота розничной торговли (3,4–3,6%) – основного показателя, характеризующего потребительский спрос, – будет опережать как динамику ВВП (2,2–2,3%), так и темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения (2,7–2,6%). «При этом в условиях высокой неопределенности население может проявить более сдержанную позицию при использовании кредитов и своих сбережений», – предупреждают аудиторы СП.