Производство коммерческих автомобилей в России преодолело кризис. Фото РИА Новости
Российскому автопрому приходится решать масштабные задачи импортозамещения в очень непростых условиях санкционных ограничений и ухудшения экономических условий. Поставки комплектующих и агрегатов из недружественных государств не ведутся, но с этим вроде бы разобрались, хотя и в основном благодаря не локализации производства, а переключению на китайских поставщиков. Больше проблем с финансированием: операции с зарубежными странами сейчас фактически заблокированы, а резкий рост ключевой ставки привел к увеличению вдвое затрат на обслуживание кредитов российских банков. Кроме того, автопроизводители сталкиваются с острейшим дефицитом кадров, строя планы по привлечению к работе заключенных и мигрантов. При этом есть предприятия, которые и в этих условиях справляются с поставленными задачами благодаря заблаговременно проведенной работе по повышению эффективности.
Сейчас автопром демонстрирует неоднозначные результаты. Отрасль выходит на «устойчивый трек по восстановлению», заявил недавно замминистра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов. Но если посмотреть статистику, ситуация сильно разнится по разным сегментам. По данным маркетингового агентства НАПИ, производство легковых автомобилей в январе-сентябре 2023 года приросло на 4,6%, но сильнейшим образом (на 55,3%) отстает от того же периода ковидного 2020 года, не говоря уже об относительно благополучном 2021-м. Производство же грузовых, легких коммерческих автомобилей и автобусов в текущем году увеличилось по отношению и к прошлому году, и к 2020-му. Так, в сравнении с первыми тремя кварталами прошлого года выпуск коммерческих машин вырос на 26,9%, автобусов – на 37,3%, причем сборка пассажирского транспорта перешагнула отметку 2021 года.
Ведущей компанией России по выпуску легкой коммерческой техники является нижегородское предприятие, производитель «народных» «Газелей». С американскими санкциями компания столкнулась еще в 2018 году, и поэтому потери холдинга начались значительно раньше, чем в целом по отрасли. Но несмотря на это, он стабильно работает, не сдавая рынок китайскому импорту. Эксперты это объясняют своевременным инвестициям в технологии, повышением эффективности производств, развитием кадровых ресурсов. В технологический и кадровый потенциал предприятия промышленник Олег Дерипаска инвестировал задолго до санкций.
Особую производственную систему непрерывных улучшений (кайдзен) автозавод начал внедрять по инициативе Олега Дерипаски еще 20 лет назад. В нее вовлечены все сотрудники – ежегодно берется на вооружение 7 тыс. предложенных ими новаций, за каждую из которых они получают премии. Самые активные вносят 15-20 предложений в месяц. Это позволяет постоянно увеличивать производительность труда: за первое десятилетие работы по таким принципам она выросла в разы, сейчас в среднем растет на 5% в год. Благодаря этому, например, в этом году в условиях дефицита кадров автозаводу удалось сократить потребность в новых сотрудниках на сотни человек, сэкономив более 200 млн руб.
Еще один фактор успеха – автоматизация процессов, позволяющая повысить производительность. Около 80% операций на ключевых участках нижегородского автозавода автоматизировано – более 600 роботов сваривают, склеивают, окрашивают автомобили. В сварочном цехе роботизированные системы полностью вытеснили ручной труд. Активно развивается автоматизация логистики: в этом году на предприятии начали использовать роботов для транспортировки деталей между различными участками производства. В планах на следующий год увеличить количество таких роботов и расширить область их применения. Кроме того, предприятие разворачивает масштабную систему мониторинга промышленного оборудования, позволяющую эффективно перераспределять его загрузку.
Выполнять сегодня новые высокотехнологичные проекты позволяют сделанные за последние два десятилетия инвестиции в развитие кадров. Компания создала целую систему профориентации и взращивания специалистов, куда входят занятия по робототехнике для дошкольников, специализированные школьные классы, сеть базовых кафедр в вузах. Для ценных работников действует льготная жилищная программа: предприятие компенсирует половину ипотечного платежа по основному долгу и субсидирует большую часть начислений по процентам. Особое место в социальной политике компании занимает создание комфортных условий жизни для сотрудников через развитие социальной инфраструктуры: создаются и реконструируются спортивные, образовательные, досуговые объекты, кружки и секции для детей, места для прогулок.
Многие менеджеры и собственники приходят, как правило, в готовые компании – очень мало примеров создания бизнеса с нуля. В случае нижегородской компании в современном ее виде она создавалась Олегом Дерипаской, ориентируясь исключительно на рыночный спрос и доступные ресурсы: создавались конкурентные преимущества за счет выбора лучших технологических решений, в том числе, адаптации опыта мировых компаний, как, например, построение производственной системы на базе принципов компании Toyota. Производитель уникальных товаров должен самостоятельно не только создавать и обеспечивать весь цикл производства товара, выводить его на рынок, но и обучать потребителя, создавая качественное решение, которое превосходит ожидания в данный момент. Судя по доле рынка в 60%, нижегородскому автопроизводителю это удалось.
Когда более 20 лет назад Олег Дерипаска приобрел устаревший автомобильный завод в Нижнем Новгороде, он пришел к созданию совершенно новой формации производства, сделав ставку на выращивание собственных компетентных кадров и лучшие мировые практики управления производством. Именно это стало основой успеха сегодня, когда в условиях отсутствия доступа к западным рынкам, изменяющейся схемы логистики и финансирования, серьезных ограничений и общего давления санкций – предприятие продолжает развиваться и обеспечивать современной отечественной продукцией различные отрасли экономики страны.