0
3215
Газета Экономика Интернет-версия

19.02.2024 10:15:00

Как личные фонды позволяют бизнесменам защитить активы

Трасты полезны не только в делах о наследовании

Тэги: финансы, капитал, деньги, бизнес, личный фонд, familyофис


IMG_20240216_180104_036.jpg
У личных фондов есть несколько важных
преимуществ, отмечает Ольга Александрова.
Фото из личного архива Ольги Александровой
Скоро исполнится два года с момента принятия в России закона о личных фондах. Это новая форма сохранения и приумножения капитала, у которой в России, по мнению некоторых экспертов, большое будущее. В их числе – экс-заместитель председателя московского Арбитражного суда Москвы, директор Агентства по управлению фондами Ольга АЛЕКСАНДРОВА, которая давно изучает эту тему и рассказала корреспонденту «НГ» Евгению СОЛОТИНУ о международном опыте трастов, о перспективах, которые открываются перед российскими предпринимателями и о преимуществах личных фондов.

– Ольга Евгеньевна, 1 марта исполнится два года с момента принятия закона о личных фондах. Применяется ли он на практике? Вызвал ли он интерес у тех, для кого предназначался, или остался незамеченным крупным бизнесом?

– Судя по опыту моего взаимодействия с владельцами бизнеса, которые могли бы заинтересоваться личными фондами, могу сказать, что закон им нужен. Они заинтересованы в создании этих фондов, хотели бы себя обезопасить, но пока воспринимают закон как обыватели – где-то что-то слышали, друзья рассказывали… И, в основном, знают об личных фондах, трастах в иностранных юрисдикциях. При том, что законодательство в России выстроено сейчас таким образом, что у предпринимателей есть аналогичные возможности, наши владельцы крупного бизнеса о них почти не знают. К тому же есть опасения – действительно ли все будет работать так, как в Европе, на Кипре или в оффшорах, которые были очень популярны до определенного времени. Бизнесмены сомневаются, действительно ли это то, что им нужно, какие есть гарантии безопасности.

При этом в России таких людей много, мы богатая страна, 100 млн. рублей за вход в создание личного фонда не считаются большими деньгами, во всяком случае, по сравнению с теми капиталами, что есть у бизнеса. Но эта тема не особо афишируется, потому что предназначена для узкого круга лиц. Мало кто знает о принятом законе.

Работая в арбитраже, я наблюдала за происходящими в экономике событиями, за коммерческими спорами, за попытками обезопасить бизнес и решить его проблемы. Ведь в Москве находятся крупнейшие налогоплательщики, которые наполняют федеральный бюджет, несут основное налоговое бремя, и они должны быть под защитой. За прошедшие два года закон стал не менее актуален в свете геополитических событий, связанных с февралем 2022 года, но надо признать, что внимание к нему не велико, мы находимся в самом начале пути.

- Что же удалось сделать на сегодняшний день?

- Сейчас у нас существуют личные фонды ( более привычное название - family-офисы). За рубежом такая форма управления активами достаточно распространена и находится под госзащитой, гарантируя безопасность капитала. В России личные фонды (family-офисы) тоже создаются, есть те, кто уже работает с личными фондами, включая наше агентство, оказывая услуги по управлению. В нашем законодательстве в принципе нет такого понятия как family-офис, есть только «личный фонд», но многие используют иностранный термин. Изменения в терминологии наверно произойдут через пару лет и только тогда появятся вакансии «управляющего личным фондом».

Пока цифр или каких-то достоверных данных по количеству созданных фондов нет. Но такие услуги есть, их пытаются оказывать, хотя эта информация не распространяется, и статистики пока не представлено. Это как семейные доктора или семейные психиатры – никто же не хочет рассказывать, что обращается к их услугам. Но тишина в СМИ не говорит о том, что бизнесу это не интересно и не нужно.

Агентство по управлению фондами аккумулирует family-офисы, в нем сконцентрировано несколько фондов. Мы - компания, которая предоставляет такую услугу, а внутри компании существует уже несколько некоммерческих организаций.

Создание и сопровождение личного фонда – комплексная работа. Это и дело юристов, финансистов, специалистов, которые организуют деятельность офиса, занимаются контролем и управлением. Невозможно быть специалистом высокого уровня во всех этих узких направлениях, один человек не может выполнить эту услугу. А у тех, кто владеет большими активами, уровень запроса на специалистов очень высокий.

Преимуществ у личных фондов достаточно, но пока собственники только пробуют с ними работать. Если за рубежом более 4000 family-офисов – и небольших организаций, и целых конгломератов подобных учреждений, – то российские пока можно пересчитать по пальцам одной руки.

– Каковы же преимущества личных фондов перед привычными для российского бизнеса практиками?

– У личных фондов есть несколько важных преимуществ. Во-первых, они экономят средства на управление капиталом. Во-вторых, позволяют сэкономить на налогообложении. В-третьих, дают возможность защитить капитал от посягательств кредиторов. Об этом скажу подробнее – сейчас банкротство становится распространенной темой, как среди физических, так и юридических лиц. Ранее бизнесмены выводили активы за границу, поскольку старались обезопасить их от возможных притязаний третьих лиц. Если имущество в доверительном управлении, по истечении трех лет объявляется мораторий на требования кредиторов. Так что фонд оберегает активы.

В-четвертых, фонды облегчают дела, связанные с наследованием. На этом тоже можно остановиться подробнее. У бизнесменов не всегда есть наследники, которым хотелось бы передать активы, да и завещания часто оспариваются, подделываются. С личным фондом все проще – нормы в уставе этой некоммерческой организации прописаны и предварительно согласованы с учредителем. Устав проходит регистрацию через налоговый орган и подделать его невозможно, при учреждении фонда воля учредителя излагается и документ передается в налоговую, а осуществляет регистрацию организации Минюст.

– Пока личный фонд, судя по публикациям, действительно больше ассоциируется с наследственными делами. В каких еще случаях этот фонд действительно необходим? В случаях с разводом, например?

– Тема разводов не столь актуальна для создания личного фонда. А вот детей часто бывает несколько от разных браков. Когда дети выросли, многое в отношениях меняется: у них разные отношения с родителями, кто-то взрослых недостаточно уважает и ценит, кого-то нужно ограничить в воспитательных целях. И бизнесмен может, заключая договор, в уставе некоммерческой организации указать, как он распределяет имеющийся актив.

Но этот закон был принят, конечно, не для того, чтобы просто защитить наследство. Этот закон создан для живых бизнесменов, тех, кому сейчас 40-50 лет. Они начинали в 90-00-е собирать свой капитал и теперь стали владельцами крупного бизнеса. При этом мы не в Европе, где заранее принято позаботиться о будущем и все прописать. Такого опыта у наших бизнесменов не было, и исторический контекст другой, и наш менталитет – все оставлять на последний день.

С законодательной инициативой всегда выступают в ответ на сформировавшуюся проблему бизнесменов. Раз законопроект появился и принят, значит, проблема существует. И этот закон не только про наследование, он нужен для защиты крупного бизнеса, чтобы тот не стремился уйти из России, куда-нибудь в английский траст. Наши бизнесмены то оформляют на Васю или на Петю свою собственность, то боятся, что придут кредиторы – но сейчас уже не 90-е, теперь все законодательно урегулировано и этим нужно пользоваться.

А при эффективном управлении активы становятся все больше, не лежат мертвым грузом. Например, объекты недвижимости приносят доходы, а так как объект включен в фонд, есть поступление дополнительных денежных средств.

– То есть фонд – это не просто копилка, в которой лежат деньги на черный день?

– Да, конечно, активы приумножаются, и заранее, до начала работы личного фонда, в его уставе прописывается распределение доходов. Или наоборот, если фонд становится убыточным – предусматривается, что с этим активом делать. Все основные нюансы последствий по финансам аудитор, финансист, экономист в команде агентства просчитывают и прописывают, каждый в своем направлении. Юристы проверяют все материалы сделки на соответствие законодательству и отсутствие рисков. При этом в этих предприятиях так и продолжают штатно работать все их специалисты, а фонд – это так называемое независимое внешнее управление, которое подчиняется и контролируется только учредителем.


Читайте также


Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков. На китайском телевидении начали показ 39-серийного фильма об отце Си Цзиньпина

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 11.11.24

0
1546
Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Бизнесу пообещали возврат 3% от инвестиций

Ольга Соловьева

Высокоскоростные магистрали стали еще одним приоритетом политики технологического суверенитета

0
2472
Володин возвращает Госдуму к "законам против негодяев"

Володин возвращает Госдуму к "законам против негодяев"

Иван Родин

Иноагенты и политэмигранты не смогут свободно распоряжаться своими деньгами в России

0
4468
Российской валюте предстоит поумнеть

Российской валюте предстоит поумнеть

Анастасия Башкатова

Центробанк запланировал на 2025 год пилотирование бюджетных операций уже на реальных цифровых рублях

0
3865

Другие новости