0
6853
Газета Экономика Интернет-версия

21.02.2024 21:03:00

Российский бюджет несет потери из-за аварий на НПЗ

Стрельба в Красном море может поднять цену нефти на 40%

Тэги: нпз, аварии, доходы госбюджета, нефтепереработка, нефть, цены, карсное море, обострение ситуации, ближний восток

On-Line версия

нпз, аварии, доходы госбюджета, нефтепереработка, нефть, цены, карсное море, обострение ситуации, ближний восток По словам главы Минэнерго Николая Шульгинова, восстановление пострадавших нефтезаводов займет несколько месяцев. Фото РИА Новости

Аварийные остановки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) в России сокращают доходы государственного бюджета сразу по нескольким каналам: из-за сокращения текущих поступлений от экспорта нефтепродуктов, а также из-за перспективы снижения суммарной добычи сырой нефти. Компенсировать потери российской казны могли бы растущие мировые цены на энергоносители по причине обострения ситуации на Ближнем Востоке и в Красном море. В российском Минэнерго оценили текущее падение нефтепереработки в 7%, а сроки восстановления НПЗ – в несколько месяцев. Западные аналитики допускают рост военной премии для нефти на 40% в случае эскалации ближневосточного конфликта.

Котировки нефти марки Brent на торгах в среду снижались до 81,7 долл. за баррель. Цены на нефть остаются под давлением из-за обеспокоенности инвесторов продолжающимися атаками на торговые суда в Красном море. Хуситы (военизированная группировка, действующая на территории Йемена) продолжают атаки в районе судоходных маршрутов в Красном море. Сообщается, что только с пятницы беспилотниками и ракетами были атакованы как минимум еще четыре грузовых судна.

По подсчетам экспертов Всемирного экономического форума (ВЭФ), с 19 ноября 2023 года в этом регионе было зарегистрировано более 33 нападений на транспортные суда. По данным Ambrey Analytics, в период с 19 ноября 2023 года по 9 февраля 2024 года в Красном море и Аденском заливе произошло 80 инцидентов.

Атаки в Красном море существенно влияют на логистику в регионе, обращают внимание эксперты ВЭФ. Суэцкий канал и Красное море важны для трети мировых контейнерных перевозок, а в результате сбоев компаниям приходится перенаправлять маршруты вокруг мыса Доброй Надежды, что прибавляет две недели к транспортировке и увеличивает затраты, рассказывают торговые эксперты. «Эта ситуация привела к немедленному сокращению емкости рынка и резкому росту ставок на морские перевозки, что оказало значительное влияние на глобальные торговые сети и экономическую стабильность», – указывает руководитель отдела консалтинга Maersk Зера Чжэн.

По расчетам экспертов и представителей рынка, последствия нарушения поставок могут быть различными. В первую очередь аналитики ожидают ускорения инфляции. «С учетом того что на долю судоходства в Красном море приходится 12–15% мировой торговли и 20% мировых контейнерных перевозок, последствия, вероятно, станут более серьезными по мере сохранения неопределенности. По оценкам ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития. – «НГ»), удвоение мировых расходов на доставку, если оно продолжится, добавит 0,4 процентных пункта к инфляции потребительских цен в странах ОЭСР примерно через год», – считает директор департамента по торговле и сельскому хозяйству ОЭСР Марион Янсен.

Эксперты ВЭФ ожидают, что атаки хуситов и перебои с поставками ускорят глобальную инфляцию на 2%. Более существенное влияние эти события могут оказать на нефтяной рынок. Эксперты из Института международных финансов (IIF) допускают, что цены на углеводороды вырастут на 40% в случае расширения вооруженного конфликта на Ближнем Востоке. В том числе и в сценарии продолжительных обстрелов кораблей в Красном море и длительной перестройки глобальных торговых потоков.

Атаки хуситов в некоторой степени влияют и на российский нефтяной экспорт. В Международном энергетическом агентстве (МЭА) отчитывались, что по итогам января объемы экспорта нефти и нефтепродуктов из России составили около 7,69 млн барр. в сутки (б/с) по сравнению с 7,8 млн б/с в декабре. Доходы выросли на 1,4%, до 15,7 млрд долл., благодаря умеренному росту цен на продукцию. При этом из общего объема на нефть пришлось 4,84 млн б/с, на нефтепродукты – 2,85 млн б/с, что на 0,5% больше предыдущего месяца, несмотря на проблемы на установках по переработке. В МЭА подчеркивают, что поставки российской нефти транзитом через Красное море в январе незначительно сократились после нападений хуситов на суда в Баб-эль-Мандебском проливе. Выросли и расходы российских танкеров-продуктовозов, которые начали проходить транзитом вокруг мыса Доброй Надежды и использовать перевалку с судна на судно.

Впрочем, куда сильнее на РФ влияет снижение переработки нефти в связи с остановкой работы нефтеперерабатывающих заводов.


39-4-3480.jpg
Продолжительные ремонты
нефтеперерабатывающей инфраструктуры
негативно сказываются
на экспортных поставках.  Фото Reuters
«Нефтепереработка в РФ снизилась с начала года примерно на 7% (с января по 18 февраля 2024 года по сравнению с тем же периодом 2023 года. – «НГ»). По итогам года ориентируемся на показатель, который есть в прогнозе социально-экономического развития, – 275 млн т», – рассказал глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов.

К слову, по итогам прошлого года Россия переработала 275 млн т нефти, что оказалось всего на 1,2%, или 3,3 млн т, больше, чем годом ранее. При этом производство бензина увеличилось на 3,1%, до 43,9 млн т, дизельного топлива – на 3,5%, до 88,1 млн т. Экспорт нефтепродуктов по итогам прошлого года составил 100 млн т, рассказывал вице-премьер РФ Александр Новак.

Агентство Bloomberg в понедельник также сообщало о падении переработки на российских нефтеперерабатывающих заводах. По данным агентства, НПЗ перерабатывали на прошлой неделе 5,16 млн барр. в сутки (б/с), что на 94 тыс. б/с ниже, чем неделей ранее, и на 380 тыс. б/с ниже, чем в декабре. Агентство полагает, что на снижение нефтепереработки повлияли и атаки украинских беспилотников.

Этой зимой на некоторых российских НПЗ произошел ряд происшествий. В середине января ЛУКОЙЛ сообщил, что временно остановил работу технологической установки на НПЗ в Нижегородской области. В конце января сообщалось о возгорании на нефтебазе в Туапсе. А в ночь на 9 февраля произошел пожар на территории Ильского НПЗ в Краснодарском крае. По словам Николая Шульгинова, Ильский НПЗ уже вышел из ремонта, а на других восстановительные работы займут несколько месяцев.

Россия также сократила объемы поставок бензина и дизельного топлива за рубеж в январе из-за внеплановых ремонтных работ. Так, экспорт дизтоплива в январе 2024 года снизился на 23%, а бензина – на 37%. Отгрузки топлива на внутренний рынок в январе 2024 года, наоборот, были увеличены. В частности, поставки бензина были увеличены на 7% в годовом выражении, или на 150 тыс. т за 25 дней января. Дизельного топлива – почти на 17% (на 490 тыс. т за 25 суток месяца), сообщали в Минэнерго.

«Актуализированные ежемесячные производственные планы и балансы производства и распределения моторных топлив на 2024 год показывают, что выработка автомобильного бензина и дизельного топлива полностью покрывает потребности внутреннего рынка с учетом плановых ремонтов и экспортных поставок в дружественные страны», – подчеркивали в министерстве, добавляя, что в стране сформированы достаточные объемы запасов топлива для внутреннего рынка.

По данным Минэнерго, запасы бензина в России на конец января составляли 1,9 млн т, а дизельного топлива – 3,9 млн т. Это соответственно на 16% и 7% выше, чем в январе 2023 года, уточняют чиновники.

Действительно, соглашаются эксперты «НГ», для внутреннего рынка ситуация не носит критического характера. «На ремонт НПЗ понадобится несколько месяцев. Как следствие, стоит ждать сокращения поставок в Турцию, что, в свою очередь, ударит и по поставкам в ЕС», – обращает внимание аналитик компании «Финам» Николай Дудченко. 

«Сокращение экспорта нефтепродуктов негативно для экономики страны, пополнения бюджета и притока иностранной валюты, что формирует дефицит твердой валюты на внутреннем рынке и влияет на ослабление рубля. Снижение объемов нефтепереработки, в свою очередь, может привести к дефициту нефтепродуктов внутри России, что приведет к росту цен на дизтопливо/бензин и т.д. Существенное удорожание топлива на внутреннем рынке может вынудить власти прибегнуть к запрету на экспорт бензина для стабилизации цен для россиян. На данный момент эти факторы скорее являются потенциальными рисками, чем действительно угрозой «на пороге». Особенно учитывая логистический коллапс из-за конфликта на Ближнем Востоке, который поддерживает цены на нефть на достаточно высоком уровне, что компенсирует некоторое снижение объемов экспорта», – рассуждает аналитик компании «Цифра брокер» Наталия Пырьева.

Сокращение объемов экспорта сырой нефти и нефтепродуктов негативно отразится на доходах бюджета РФ, соглашается эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев.


Читайте также


Формирование феномена "Белоруснефти"

Формирование феномена "Белоруснефти"

Михаил Стрелец

Компания перешла к рациональной разработке залежей и сотрудничеству с зарубежными партнерами

0
2167
Каковы перспективы американской политики при Трампе

Каковы перспективы американской политики при Трампе

Александр Лукин

Белый дом станет рассматривать иностранных партнеров с точки зрения их полезности для США

0
2834
Продовольственная инфляция становится двузначной

Продовольственная инфляция становится двузначной

Михаил Сергеев

Молочное стадо в РФ сокращается во всех видах хозяйств

0
5895
ОПЕК сохраняет комфортные цены черного золота

ОПЕК сохраняет комфортные цены черного золота

Ольга Соловьева

Нефтегазовые доходы РФ увеличились до 9,5 триллиона рублей

0
3924

Другие новости