Российскому рынку пока не хватает отечественных электромобилей. Фото РИА Новости
Россия в ближайшей перспективе планирует в десятки раз увеличить производство электромобилей. Государство оказывает разработчикам и производителям существенную поддержку из бюджета, стимулирует потребительский спрос на электрокары. Но для эффективных электромобилей нужен ряд специальных автокомпонентов, создание производства которых также потребует огромных инвестиций и бюджетной поддержки. Так, даже колеса электромобилям нужны особые – на обычных отрасль далеко не уедет.
Сверхзадача
Согласно Стратегии развития автопрома до 2035 года в этом году в России должны произвести 17500 электрических автомобилей и автобусов, а к 2035 году этот показатель планируется довести до 506 тыс. Задача амбициозная, при этом уже в 2023 году реальность началось отставать от стратегии: производство составило 3 тыс. электромобилей против запланированных 7400. А львиную долю на российском рынке электромобилей (достиг примерно 15000) занимают импортные китайский модели.
Автопром вообще является одной из отраслей, наиболее сильно пострадавших от ухода западных компаний. В 2022 году разом остановилось производство в России всех западных моделей, выпуск самых современных, наиболее зависимых от западных комплектующих снизил АвтоВАЗ. Стало очевидно, что российский автопром не сможет нормально развиваться без локализации производства компонентов. Частично эту проблему удается решать.
С выпуском электромобилей ситуация еще сложнее. Это сравнительно молодая отрасль, во всем мире развивающаяся за счет государственной поддержки в том или ином виде. Россия не исключение: государство субсидирует разработчиков и производителей, субсидирует строительство зарядных станций, а также стимулирует потребительский спрос – покупатели российских электрокаров в кредит или лизинг получают скидку 35% (но не более 925 тыс. руб.) на покупку отечественного электрокара в кредит или лизинг. Но для достижения технологического суверенитета в этой отрасли необходимо также локализовать производство комплектующих для электромобилей.
Для современных эффективных электрокаров требуются нестандартные автомобильные колеса. Фото с сайта www.rusal.ru |
Например, автомобильных дисков, что является более простой задачей по сравнению с освоением выпуска батарей. Производство колес для автомобильной промышленности в целом развивается успешно. Крупнейший в стране производитель алюминиевых колес завод «СКАД» (входит в РУСАЛ), «Азов-Тэк» и более мелкие производители наращивают объемы производства, имеют инвестиционные проекты по расширению мощностей.
Но локализация выпуска дисков для электромобилей – это уже другая история. Она потребует миллиардных инвестиций, финансирование за счет коммерческих кредитов при нынешних процентных ставках сделает такие проекты нерентабельными, считает сотрудник компании автомобилестроительной отрасли.
«Заявленные в Стратегии развития автомобильной промышленности задачи по росту выпуска электромобилей являются серьезным вызовом для производителей автокомпонентов», – рассказал руководитель направления ОЕМ продаж завода «СКАД» Руслан Коржиновский, выступая на форуме «Автомобильный рынок России. Тренды и прогнозы». Сейчас российские производители могут предложить для проектов электромобилей диски стандартных размеров. Между тем наиболее эффективным решением для электромобилестроения – и это глобальная тенденция – являются диски большего диаметра с узким ободом и увеличенной нагрузкой. Такая конструкция позволяет увеличить дальность хода электромобиля на одной зарядке, рассказал в своем докладе Руслан Коржиновский. Также диски должны будут обладать сложной лицевой поверхностью с повышенными требованиями к аэродинамике.
Для электромобилей очень значима экономия заряда батареи, достичь которой можно за счет снижения массы: поэтому диски должны быть более легкими, но при этом такими же прочными, как и диски для обычных автомобилей, – значит, материал нужен более легкий и прочный, пояснил исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Кроме того, для экономии заряда пятно контакта должно быть меньшим, то есть диск нужен более узкий. А для лучшей аэродинамики нужно меньше спиц и «завитушек», больше заполнения поверхности, но при этом без увеличения веса диска. Все это в целом – не то, что сейчас производят на наших заводах, так как они традиционно ориентированы на автомобили с двигателем внутреннего сгорания, рассказал Сергей Удалов.
Руслан Коржиновский из СКАД признает, что локализация массового выпуска колес для электромобилей потребует значительных инвестиций, которые необходимы как на закупку оборудования, так и на разработку специализированного программного обеспечения для проектирования, расчета аэродинамики и виртуальных испытаний колес. Даже крупнейшие производители не в состоянии полностью взять на себя капитальные затраты на такие проекты, поэтому их реализация будет возможна только при условии господдержки, делает вывод Коржиновский.
Иначе не покатится
В долгосрочной перспективе для достижения глобальной конкурентоспособности электромобилям отечественного производства необходимы будут специализированные компоненты. Например, увеличенные колеса позволяют эффективнее передавать энергию двигателя, а алюминий благодаря легкости снижает вес машины.
Для России с ее большими расстояниями и сравнительно холодным климатом, при котором батареи разряжаются быстрее, это особенно актуально. Ведь меньшая автономность и зависимость от близости зарядной инфраструктуры является главным недостатком электромобиля по сравнению с двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Именно это главный фактор риска для развития отрасли – то, что россияне в целом не будут доверять электрокарам и станут покупать их только как вторую или третью машины в семье, полагаясь в основных поездках на ДВС, говорит сотрудник компании из автомобилестроительной отрасли. Если этот риск реализуется, то о массовом использовании в России электрокаров можно забыть.