0
7334
Газета Экономика Интернет-версия

25.02.2024 20:32:00

Экономика замедлится в три раза в 2024 году

Промышленность в РФ не растет уже больше семи месяцев

Тэги: экономика, промышленность, ввп, демографические проблемы

On-Line версия

экономика, промышленность, ввп, демографические проблемы Индекс промышленного производства. Темп прироста в процентах в годовом выражении. Источник: ИПН РАН

Российская экономика вырастет в этом году на 1,2%, что вдвое ниже правительственных ожиданий и втрое ниже результатов прошлого года. Такие расчеты опубликовал Институт народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН на основе экономической статистики последних месяцев. Промышленное производство не растет последние семь месяцев даже по официальным данным Росстата. Два месяца сокращается коммерческий товарооборот. Эксперты полагают, что предыдущие факторы ускорения экономической активности, как стройка и промпроизводство, на сегодняшний день исчерпаны, и для дальнейшего ускорения нужно новые стимулы. Росту ВВП также мешают демографические проблемы, ограничение доступа на международные рынки и жесткая денежно-кредитная политика Центробанка, подчеркивают эксперты.

Эксперты из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН ожидают, что по итогам 2024 года экономика РФ увеличится на 1,2%. При этом еще месяц назад они прогнозировали на 2024 год рост ВВП на 1,6%. Напомним, по итогам прошлого года российская экономика показала рост на 3,6%.

Опрошенные ранее Центробанком (ЦБ) аналитики ожидают роста ВВП в наступившем году на 1,3%. А средние темпы роста ВВП в ближайшие годы могут составить 1,5%, полагают они. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) предсказывало рост ВВП в диапазоне от 0,5 до 1,3% в 2024 году. Согласно прогнозам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), российский ВВП вырастет только на 1,1% при среднемировом росте в 2,7%.

Ожидания ученых и аналитиков заметно пессимистичней прогнозов российского правительства. Прогноз Минэкономразвития (МЭР) предполагает, что экономика страны в 2024–2026 годах будет расти достаточно высокими темпами, около 2,2–2,3% годовых.

В ИНП РАН ожидания более сдержанного экономического роста объясняют замедлением темпов роста в промышленности и строительстве, а также вероятным временным снижением потребительской активности на фоне роста привлекательности сбережений. Все это, по их оценкам, станет главными факторами замедления экономического роста.

Определенные тенденции замедления наблюдаются уже сегодня. К примеру, по данным СберИндекса, оборот розничной торговли в январе в годовом выражении увеличился всего на 5,7%, против 10,2% по итогам декабря 2023 года. Экономисты отмечают снижение темпов прироста оборота розничной торговли непродовольственными товарами: рост на 7,3% в январе против роста на 14,3% в декабре. «Снижение потребительской активности в части приобретения непродовольственных товаров может быть связано с повышением привлекательности сбережений в условиях высоких ставок по вкладам», – отмечают в ИНП РАН.

Важным индикатором стала остановка промышленного роста. На протяжении последних семи месяцев российская промышленность не растет. «Данные о промышленном производстве за декабрь 2023 года свидетельствуют об отсутствии роста на протяжении последних семи месяцев», – указывают ученые. По их мнению, это означает фактическое достижение предела наращивания объемов промышленного производства востребованных отраслях на имеющихся производственных мощностях. В результате основной прирост промышленность продемонстрирует в первом квартале этого года (+3,1% в годовом выражении), а по мере перехода к более высокой базе сравнения прошлого года темпы прироста будут сокращаться. В результате по итогам года промышленное производство, вероятно, увеличится в пределах 1,1–1,4%.

Второй месяц подряд наблюдается сокращение коммерческого грузооборота транспорта (в годовом выражении), который составил в декабре 2023 года 461,8 млрд тонно-км (что на 0,9% ниже, чем в декабре 2022 года и на 5,1% ниже, чем в декабре 2021-го), пишут в ИНП РАН. Последний раз столь низкие показатели были зафиксированы в декабре 2015 года. Тогда грузооборот транспорта составил 450,1 млрд тонно-км.

Оперативная статистика РЖД также свидетельствует о снижении погрузки и грузооборота железнодорожного транспорта. В январе этого года погрузка на сети РЖД составила 94,8 млн т, что на 4,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот за январь снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 9,4% и составил 207,1 млрд тарифных тонно-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время сократился на 9,2% и составил 258,5 млрд тонно-км. В январе наибольшее снижение погрузки наблюдалось по строительным грузам (снижение на 21,3% в годовом выражении). По мнению экономистов, это может быть сигналом будущего замедления роста в строительстве после рекордного ввода жилья по итогам прошлого года (110,4 млн кв. м).

В самой строительной отрасли уже наблюдаются тенденции к замедлению, о чем говорит замедление выдачи ипотеки и обеспеченности строительных компаний заказами. «В январе 2024 года было выдано ипотеки на 275 млрд руб. (против 785 млрд руб. в декабре 2023 года и 282 млрд руб. в январе 2023-го). Существенно сократилась и выдача ипотеки по рыночным ставкам (86 млрд руб. в январе 2024 года по сравнению с 145 млрд руб. в январе 2023-го). Обеспеченность строительных организаций договорами и прочими заказами в январе сократилась до 1,2 месяца (по сравнению с 1,3 месяца в январе 2023 года и 1,5 месяца в январе 2022-го)», – отмечают ученые.

Впрочем, снижалась погрузка не только строительных грузов. Спад наблюдался практически для всех номенклатур, которые продемонстрировали спад и в декабре 2023 года. Так, погрузка угля снизилась на 4,3% в январе, нефти и нефтепродуктов – на 4,7%. Погрузка железной и цветной руды сократилась на 11,7% и 1,5% соответственно, а черных металлов и лома – на 4,9% и 4,8% соответственно. Прирост наблюдался в погрузке минеральных удобрений (+7,7%), зерна (+3,5%) и промышленного сырья (+17,9%).

Напомним, по итогам декабря прошлого года погрузка на сети РЖД снизилась в годовом выражении почти на 2%, составив 100,7 млн т. Грузооборот за составил 208,9 млрд тарифных тонно-км, снизившись на 6,5%. В целом по итогам прошлого года погрузка на сети РЖД оказалась на 0,2% меньше, чем за предыдущий год.

В конце прошлого года, так же как и сейчас, основное снижение погрузки пришлось на уголь, нефтяные грузы и строительные материалы. Снижение поставок угля объясняли введенной экспортной пошлиной на уголь. А минус по стройгрузам – спадом активности девелоперов, завершивших старые объекты в ноябре и не начавших возведение новых зданий.

В аналитическом агентстве Rollingstock прогнозировали, что в худшем случае по итогам года погрузка на сети РЖД увеличится на 0,4%, до 1,2 млрд т за счет дальнейшего падения поставок угля. В лучшем случае, если поставки будут уверенно расти в этом году, то общая погрузка на сети РЖД увеличится на 1,7%, продолжают аналитики.

Ведущий аналитик «Цифра брокер» Даниил Болотских предполагает, что текущее снижение грузовых перевозок может свидетельствовать о прохождении пика развития экономики. «И в этом случае для продолжения роста требуются новые стимулы», – подчеркивает он. «Текущее снижение коммерческих перевозок неразрывно связано со снижением строительной активности по сравнению с рекордными данными по вводу жилья в 2023 году. Тем не менее контейнерные перевозки в начале 2024 года продолжают расти: в январе они выросли на 8,7%. Это говорит о сохранении высоких темпов роста розничных покупок с одновременным снижением строительной активности», – обращает внимание аналитик.

«Объем коммерческих перевозок мог сократиться в ответ на два фактора: на снижение покупательского спроса и на повышение стоимости таких перевозок в силу роста цен на топливо и издержки перевозчиков. В любом случае пока данных недостаточно для того, чтобы пересмотреть годовые прогнозы. Необходимо дождаться конца первого квартала», – считает финансовый аналитик BitRiver Владислав Антонов.
«Снижение погрузки не такое уж большое и может быть связано с охлаждением в стройке. Однако, это может быть связано и с ритмичностью бюджетных расходов, теперь все не оставляют на декабрь», - говорит исполнительный директор Института экономики роста им Столыпина Антон Свириденко.
По мнению Болотских, динамика ВВП в этом году будет неразрывно связана с проводимой денежно-кредитной политикой (ДКП) со стороны ЦБ, а также мерами поддержки экономики в виде льготной ипотеки. «На льготную ипотеку приходится основная часть ипотечных кредитов. Проводимая жесткая ДКП уже стала причиной снижения кредитной активности населения, а также снижения темпов роста корпоративного портфеля кредитов. Поэтому продолжительные сроки удержания ключевой ставки на высоком уровне могут стать основанием для снижения прогноза экономического роста в этом году», – не исключает он.

Экономика страны остается перегретой, считает главный экономист «БКС Мир инвестиций» Илья Федоров. «Внутренний спрос остается сильным благодаря госрасходам, росту заработных плат на фоне повышенного спроса на рабочую силу и сложной демографической обстановке. И если монетарные власти не устранят перегрев экономики, прогноз роста ВВП на 2024 год может превысить потенциальный уровень. Росту ВВП мешают демографические проблемы, ограничение доступа на международные рынки», – подчеркивает он, добавляя, что по итогам года экономика РФ увеличится более чем на 1,5%.


Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
549
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
448
Климатический форум превращается в финансовый

Климатический форум превращается в финансовый

Ольга Соловьева

Развивающиеся страны требуют триллион долларов для своей зеленой трансформации

0
501
Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Почему Гавана переходит к "военной" экономике

Сергей Никитин

Кризис на Кубе  усугубил коллапс системы электроснабжения

0
435

Другие новости