Часть россиян готовы тратить деньги на изучение иностранного языка, причем не только английского. Фото агентства «Москва»
Почти каждый третий россиянин в возрасте от 25 лет планирует дополнительно обучаться, следует из опросов, проведенных для «НГ». Самый популярный выбор – иностранный язык. Затем список меняется в зависимости от возраста. Более молодые респонденты – до 35 лет – делают ставку на дизайн сайтов и программирование, а постарше – на менеджмент и психологию. Есть некоторые различия и в мотивации. Работники помоложе обосновывают получение новых знаний планами сменить профессию, а те, кто постарше, рассматривают допобучение в том числе как фактор, влияющий на зарплату.
Одна из любимых кадровыми специалистами рекомендаций сводится к тому, что в современных условиях работники должны постоянно учиться.
Как показывают опросы, стремление получать новые знания, которые помогут в карьере, у части работников действительно есть. Даже если за эти знания придется платить. Хотя сами представления о том, чему, зачем и в каком формате стоит учиться, меняются в зависимости от возраста и опыта.
В этом году примерно каждый третий опрошенный россиянин в возрасте 25 лет и старше планирует чему-либо дополнительно обучаться: среди тех, кому от 25 до 34 лет, таких насчитывается 31%, а среди тех, кому 35 лет и более, – 28%. Это следует из опросов, проведенных специально для «НГ» агентством маркетинговых исследований Wanta Group в начале и середине февраля. Офлайн-опросы проводились в городах-миллионниках, в каждой волне приняли участие по 1 тыс. респондентов в возрасте от 25 до 55 лет.
В региональном разрезе больше всего тех, кто планирует чему-либо дополнительно обучаться, оказалось среди опрошенных в Санкт-Петербурге (37%), а меньше всего – в Москве (20%), в регионах (34%).
Если говорить в целом по стране, то среди респондентов, планирующих дополнительно обучаться, самые популярные варианты выглядят так. У молодежи в возрасте от 25 до 34 лет на первом месте иностранный язык – 18% упоминаний. Обычно это английский язык, однако возможны и другие варианты: немецкий, турецкий, японский, китайский и т.д. На втором месте – дизайн интерфейсов, сайтов и приложений: 15%. На третьем месте – программирование, на которое указали 13% респондентов.
А у респондентов в возрасте 35+ в топе оказались следующие варианты. На первом месте тоже иностранный язык, который упомянули 18% опрошенных. Вместе с ним первое место делят еще управление и менеджмент – тоже 18% ответов. Далее идут психология (14%), а также финансы и инвестиции – 13%.
Более молодые респонденты предполагают прежде всего сделать ставку на платные курсы, вебинары, которые они готовы даже самостоятельно оплатить (35% опрошенных), а также на обучение, предоставленное работодателем, и на самостоятельное обучение по книгам и информации в интернете – по 23% упоминаний.
Респонденты постарше еще больше рассчитывают на то, что они сами оплатят необходимые им курсы и вебинары, – об этом сообщили 44% опрошенных. Но помимо этого они надеются, что смогут найти в том числе бесплатные курсы (26% ответов), а также что они смогут самостоятельно изучить книги или информацию в интернете – 21% ответивших.
Примечательно, что проходить дополнительное профессиональное образование или получать второе образование, допустим, в вузе рассчитывают немногие: 12% респондентов в возрасте от 25 до 34 лет и лишь 3% тех, кто старше 35 лет.
Наконец, как показал опрос, главные мотивы дополнительного обучения у молодежи в возрасте от 25 до 34 лет – это получение новых знаний и расширение кругозора (40% упоминаний), повышение квалификации в рамках основной работы по своей профессии (25%), смена места работы или профессии – 15%.
А у тех, кому от 35 лет, мотивация выглядит следующим образом. На первом месте повышение квалификации в рамках основной работы по своей профессии (42%), далее идет получение новых знаний и расширение кругозора (26%), а также повышение зарплаты – 14% упоминаний. При этом о предполагаемой смене места работы высказались только 5% опрошенных в возрасте 35+, решивших чему-либо дополнительно обучиться.
Разъясняя для «НГ» некоторые различия в образовательных стратегиях и в мотивации молодежи и респондентов постарше, гендиректор агентства Wanta Group Мария Щербаль отметила, что водоразделом как раз можно считать возраст 30–35 лет. Примерно до этого возраста люди в основном сосредоточены на том, чтобы осваивать так называемые «хард скиллс» – прикладные навыки, которые различаются в зависимости от профессии. Простой пример – если молодой сотрудник решил вдруг попробовать себя в IT, ему надо сначала научиться программировать. Тем более что у него есть еще время в запасе, которое он может потратить на постижение новой профессии.
А уже после 30–35 лет работники, имеющие определенный практический опыт по своей основной специальности, как правило, переходят к освоению так называемых «софт скиллс» – надпрофессиональных, более гибких умений, связанных с личностными качествами. Отсюда и выбор направлений для дополнительного обучения, который может на первый взгляд показаться даже странным: с иностранными языками и менеджментом вдруг соседствует психология. «Людям в возрасте 35+ нужно расти по карьерной лестнице, становиться все более сильными управленцами, расширять свое влияние», – пояснила Щербаль. Естественно, они также хотят более высокую зарплату.
Примерно об этом же говорят и опрошенные «НГ» эксперты. «Менеджмент и управление связаны с психологией. И выбор таких направлений респондентами, которым больше 35 лет, указывает на их желание закрепиться на своем месте – как на работе, так и, возможно, в семейных отношениях», – считает профессор Финансового университета при правительстве Александр Цыганов. Также авторы исследования объяснили и другой – возможно, тоже для кого-то неожиданный – результат опроса: почему, выбирая формат обучения, люди в основном отдают предпочтение курсам или разным вариантам самообразования, но не дополнительному профессиональному или второму высшему образованию.
«Мир меняется все быстрее, и при таких скоростях нет возможности обучаться профессии, какому-то дополнительному навыку, повышать квалификацию в течение пяти лет и даже двух лет на базе высшего образования», – считает Щербаль. Поэтому все чаще выбор делается в пользу коротких прикладных курсов, которые сразу дают результат, по итогам которых полученные знания можно сразу внедрять в практику, рассчитывая – в идеале, конечно – на финансовую отдачу.
Опрошенные «НГ» эксперты в целом согласились с такими выводами. «Это удобно. Краткосрочные курсы более адаптированы к актуальным потребностям работодателей», – уверена доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова Фарида Мирзабалаева.
Кроме того, система дополнительного или второго профессионального образования в вузе требует, по словам эксперта, больших затрат не только времени, но и финансов.
«Получение второго высшего образования или дополнительного образования в вузе стоит денег и, как правило, существенных, – согласилась директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований Президентской Академии Татьяна Клячко. – Если работодатель не оплачивает программу дополнительного профобразования, то работник, которому она нужна, ищет более дешевые онлайн-курсы».
Еще один актуальный вопрос – что происходит с мотивацией, а также с финансовыми и иными возможностями дополнительно обучаться в еще более зрелом возрасте: после 45 лет, а затем – в предпенсионном возрасте.
«Люди после 45 лет, как правило, либо продолжают заниматься самообразованием, либо считают, что у них достаточно накопленного опыта, поэтому они выбирают только те программы, которые нужны для выполнения каких-то экстразадач, а не рутины», – отметила Клячко. «В более зрелом возрасте чаще рассчитывают на программы, оплачиваемые работодателем, которые нужны скорее для повышения квалификации в рамках профессии», – продолжил Цыганов.
При этом чем старше становится работник, тем, судя по разъяснениям экспертов, для него актуальнее становится мотив удержаться на своем месте, сохранив по возможности уже достигнутый уровень жизни. Вопрос же именно повышения зарплаты, судя по всему, после определенного возраста постепенно уходит на второй план – вне зависимости от реальных потребностей пожилого работника эту зарплату повысить.
Как при этом уточнил Цыганов, в предпенсионном возрасте обучение порой может стать именно вынужденной мерой – происходит это в случае потери работы, и к решению проблемы уже подключается в том числе государство.