Фото сайта 67.mchs.gov.ru
Правительство РФ направит дополнительные 12 млрд руб. в российские регионы на модернизацию коммунальной инфраструктуры, сообщил в понедельник на совещании премьер РФ Михаил Мишустин. В целом же на обновление сетей необходимо 4,5 трлн руб., оценивали в кабмине. Чиновники на ремонт ветхого российского жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) хотят выделять ежегодно по 100–150 млрд руб., а остальную сумму привлекать через бюджетные кредиты, инфраструктурные облигации, концессии и другие механизмы.
На обновление инженерных сетей, котельных и очистных сооружений бюджет выделит дополнительные 12 млрд руб. «Чтобы снижалась их аварийность, а жители получали качественные услуги. Благодаря такой поддержке российские субъекты смогут эффективнее модернизировать коммунальные сети, что важно для граждан», – пояснил Михаил Мишустин. Средства на обновление инженерных сетей будут предоставляться региональным властям Фондом развития территорий – организацией, которая является оператором этой программы господдержки.
Модернизация коммунальных сетей – часть правительственной программы по модернизации коммунальной инфраструктуры. Новая программа стартовала с прошлого года. Она должна позволить обновить около 100 объектов инфраструктуры и 8 тыс. км сетей. Планируется, что благодаря новому инструменту модернизации около 3 млн человек будут обеспечены качественными коммунальными услугами. По новому механизму регионы получают субсидии на обновление объектов и сетей коммунальной сферы. Программа рассчитана на 2023–2027 годы. В этом году на ее выполнение предусмотрено 100 млрд руб.
При этом в целом же на модернизацию сетей требуется в разы большие суммы. Ранее вице-премьер Марат Хуснуллин заявлял, что до 2030 года на реализацию программы потребуется около 4,5 трлн руб. из бюджетных и внебюджетных источников.
Чиновники надеются обновлять изношенные сети в стране за счет частных средств. Вице-премьер Хуснуллин подчеркивал, что с 2024 года каждый год запланировано по 150 млрд руб. капитальных грантов, чтобы, используя часть внебюджетных вложений и часть грантов, «мы могли собирать тему возвратных инвестиций». Хуснуллин также признал, что пока темп износа ЖКХ превосходит скорость его модернизации, однако к 2024–2025 годам этот тренд предстоит переломить.
«Задача по полной модернизации систем ЖКХ страны не должна выполняться только за счет бюджета и тарифов. Необходимо активнее привлекать внебюджетные средства и концессии. Они являются понятным для инвестора механизмом, который позволяет защитить как интересы граждан и государства, так и интересы частных компаний», – рассуждал в прошлом году замминистра строительства и ЖКХ Алексей Ересько. Тогда же чиновник сообщал, что в рамках концессий на развитие систем ЖКХ было привлечено почти 830 млрд руб. При этом 90% из них – это частные средства, которые будут направлены на строительство, модернизацию, реконструкцию объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения без увеличения нагрузки на бюджет. За 2023 год по концессиям было привлечено на 22,8% больше частных средств, чем за аналогичный период прошлого года, сообщил он.
Новая программа также стала частью федерального проекта «Инфраструктурное меню», в рамках которого как раз выделяются возвратные бюджетные кредиты. Помимо бюджетных кредитов власти надеются привлечь средства на ремонт сетей и за счет выпуска инфраструктурных облигаций, надеясь привлечь дополнительные частные средства на строительство жилья.
На прошлой неделе глава Минстроя Ирек Файзуллин отчитывался в Совете Федерации об успехах новой программы. «В последние годы жилищно-коммунальное хозяйство получает значительную поддержку и в рамках федеральных программ, и особенно в рамках «Инфраструктурного меню»... Только за 2023 год за счет всех имеющихся инструментов из федерального бюджета на модернизацию 1381 объекта направлено 200 млрд руб.», – рассказал министр.
В частности, в рамках «Инфраструктурного меню» предоставлены инфраструктурные бюджетные кредиты в объеме 283,6 млрд руб. на модернизацию 546 объектов, из которых уже сдано в эксплуатацию 144 объекта, выделены специальные казначейские кредиты в объеме 117,7 млрд руб. на строительство и ремонт 398 объектов, а также на реализацию различных мероприятий, перечислял чиновник. С привлечением средств Фонда национального благосостояния (в 2023 году было выдано 83 млрд руб. льготных займов) введено в эксплуатацию 675 объектов, указывал Файзуллин.
Несмотря на то что программа модернизации коммунальных сетей существует с прошлого года, собственные документы, а значит, и планы конкретных действий по ремонту ЖКХ утвердили далеко не все регионы РФ. В середине января Марат Хуснуллин сообщал, что только 65 из 89 субъектов РФ утвердили у себя в регионе программы модернизации коммунальной инфраструктуры. «До конца финансового года мы думаем, что утвердим программы во всех регионах», – обещал он. Тогда же вице-премьер обращал внимание глав муниципалитетов на важность утверждения инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций. «В крупных городах это более-менее утверждено, Но чем меньше муниципалитет, тем менее утверждены программы ресурсоснабжающих организаций», – замечал вице-премьер.
Прошлой осенью, с началом отопительного сезона, в многих регионах РФ участились аварии на тепловых сетях (см. «НГ» от 25.10.23). Зимой ситуация продолжила ухудшаться. В морозы десятки тысяч россиян оказались в неотапливаемых домах и часто даже без света (см. «НГ» от 10.12.23). Чиновники аварии и перебои в электроснабжении объясняли аномальными морозами и износом систем ЖКХ.
Общий износ сетей в целом по стране достиг 40%, что делает его близким к аварийному. При этом ежегодно приходят в негодность 3% от общей протяженности сетей, а заменяют на новые только около 2%. Высокий уровень износа подтверждают и правительственные чиновники. Глава Минстроя Ирек Файзуллин, отчитываясь о модернизации систем ЖКХ, сообщал, что в среднем в замене нуждается около 40% инженерных коммуникаций. Однако в некоторых регионах износ сетей составляет 80%. Тогда же он рассказывал сенаторам и о нарастающей проблеме лифтового оборудования в стране. (см. «НГ» от 21.02.24).
Коммунальному хозяйству пригодятся любые выделяемые средства, считают эксперты. «Они могут предотвратить в будущем коммунальные аварии, переходящие в чрезвычайные ситуации. Но все же это скорее средства для поддержания действующих систем в работоспособном состоянии, но недостаточно для их полной модернизации», – сомневается профессор Финансового университета Александр Цыганов.
Он напоминает, что в основном речь идет о ремонте и реконструкции еще советской инфраструктуры, которая уже устарела физически и часто морально. «При этом в крупных городах проблема усугубляется дополнительной нагрузкой на изношенные сети от нового строительства и точечной застройки. А проблемы малых городов и сел с их неразвитым ЖКХ препятствуют развитию регионов и являются одной из причин оттока населения из этих мест», – указывает эксперт.
Необходимые же на модернизацию ЖКХ 4,5 трлн руб. – это огромная сумма, и таких денег из бюджета не выделишь, обращает внимание зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. По ее мнению, главная задача бюджетных средств – облегчить приход в отрасль бизнеса. «И вот здесь должна быть сосредоточена основная работа. Для того чтобы сюда пришел бизнес, нужны понятные правила, долгосрочные тарифы и прозрачные концессионные соглашения», – перечисляет она, добавляя, что и субъекты РФ должны понимать, что эти программы реформирования запускаются надолго. Кроме того, Разворотнева, считает необходимым усилить контроль за регионами как в части расходования средств, так и в части фактического ремонта инфраструктуры.
«По итогам 2022 года совокупный объем инвестиций в сферу теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения составил около 437 млрд. руб. При этом состояние инфраструктуры существенно не изменилось. Так, этот объем позволил в том числе заменить около 1 % сетевой инфраструктуры», - обращает внимание директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Илья Долматов.
«Если говорить о "большой программе" модернизации, рассчитанной до 2030 года на общую сумму 4,5 трлн руб., то в расчете на 7 лет это предполагает среднегодовой объем инвестиций порядка 643 млрд руб. В сопоставимых ценах это должно привести к росту инвестиций по сравнению с 2022 годом примерно на 30%. Однако, судить как это повлияет на состояние инфраструктуры в целом пока невозможно, поскольку отсутствуют основные параметры программы, которые позволили бы определить, какой объем инвестиций будет направлен, в том числе на перекладку сетей. Кроме того, высок фактор неопределенности, связанный с реальными инфляционными процессами. Однако, если предположить, что структура инвестиций останется такой же, то, безусловно, на общий процент изношенных сетей это не окажет существенного влияния, и он продолжит нарастать», - подчеркивает эксперт.