Фото Reuters
Запрет вывоза нефтепродуктов, который впервые в истории страны вводился в прошлом году, казался краткосрочной антикризисной мерой. Но сегодня власти объявили о запрете экспорта бензина с 1 марта сроком на полгода. Накануне власти сообщили о снижении объемов нефтепереработки в стране на 7% (см. «НГ» от 21.02.24). Нынешний запрет стабилизирует внутренние цены и не приведет к топливному кризису, который мы видели в прошлом году. Примечательно, что Россия запретила вывоз топлива в тот момент, когда в Европе обострились проблемы с его поставками.
Правительство РФ планирует ввести запрет на экспорт бензина с 1 марта сроком на полгода, сообщил информагентствам представитель вице-премьера Александра Новака во вторник.
Нормативы продаж дизеля на бирже также планируется увеличить до 16%. Запрет экспорта позволит компенсировать рост спроса в весенний и летний периоды, на которые приходятся отпуска и полевые работы, а также во время плановых ремонтов НПЗ. Ограничение не затронет страны ЕАЭС, Южную Осетию, Абхазию, Монголию и Узбекистан.
Интерфакс со ссылкой на источники еще в середине января сообщал, что правительством рассматривается запрет на экспорт всего товарного бензина на фоне увеличения «внеплановых ремонтов нефтезаводов».
В ответ на решение властей биржевые цены на бензин во вторник развернулись и пошли вниз. Как свидетельствуют данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), по национальному индексу цена АИ-92 упала сразу на 3,34% – до 47,9 тыс. руб. за тонну, АИ-95 дешевел на 0,81%, до 57,5 тыс. руб/т. Также снизилась стоимость всех видов дизельного топлива, которое тоже дорожало последние несколько торговых сессий. Для сравнения: днем ранее бензин дорожал на торгах на 1–1,3%, следовало из данных СПбМТСБ.
Биржевые цены на бензины начали расти в начале января, сразу после того как появились первые слухи о проблемах на НПЗ. Российские чиновники сообщали, что из-за остановки заводов нефтепереработка в РФ снизилась с начала года примерно на 7% (с января по 18 февраля 2024 года по сравнению с тем же периодом 2023 года. – «НГ») (см. номер от 21.02.24). При этом российские власти уверяли в стабильности ситуации на внутреннем рынке с обеспечением бензинами.
Россия не впервые вводит запрет на экспорт бензина. Предыдущий действовал с 21 сентября по 17 ноября 2023 года. Тогда он был введен для стабилизации цен на внутреннем рынке моторного топлива, решение об отмене было принято после насыщения внутреннего рынка и создания профицита предложения. Кроме того, с 21 сентября 2023-го в России был запрещен экспорт летнего дизельного топлива, также из-за необходимости насыщения внутреннего рынка. Этот запрет был отменен с 22 ноября.
Тогда же в Минэнерго РФ не исключили возврата запрета на экспорт автомобильных бензинов в случае необходимости.
Эксперты считают решение властей верным. «Правительство готовится к проблемам на топливном рынке загодя, переходя от реактивных к проактивным действиям. Для рынка и для потребителей это хорошее решение, учитывая, что лето в Европе и Северной Африке будет непростым из-за проблем с логистикой в Красном море, что приведет к росту цен на бензин в Европе и Африке», – считает завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев.
Однако влияние на отрасль может быть и негативным, так как правительство более 20 лет не прибегало к прямым ограничениям экспорта, используя таможенно-тарифные меры и вербальные интервенции, рассуждает эксперт. «Если это станет постоянным решением, то для отрасли (такая мера) может создать серьезные проблемы в будущем», – говорит Кондратьев.
По мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислава Митраховича, запрет на экспорт бензина – не очень жесткая мера. «Россия экспортирует мало бензина, около 10% от того, что вообще производит», – обращает внимание он.
«Запрет экспорта бензина из России не окажет влияния и на мировую конъюнктуру», – согласна аналитик «Цифры брокер» Наталия Пырьева. По ее словам, новые меры направлены исключительно на поддержание стабильности на топливном рынке внутри страны.
Мировой рынок бензина оценивается в 1,3 трлн т в год, и выпадение российского экспорта не окажет существенного влияния на мировые обороты этого вида топлива, добавляет доцент Института управления и регионального развития РАНХиГС Тамара Сафонова.
Но если будет введен запрет на экспорт дизеля – это окажется более значимо, отмечает Митрахович. «Россия экспортирует половину дизеля, который она производит. В случае запрета экспорта дизеля мы вернемся к той же проблеме переполнения хранилищ. Не случайно осенью 2023 года запрет на экспорт всех нефтепродуктов продержался всего лишь пару недель», – указывает эксперт.
Решение о запрете экспорта бензина РФ принимает на фоне спада нефтепереработки в США и снижения поставок дизельного топлива в Европу. Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на данные компании Kpler, европейский импорт дизельного топлива из США сократился почти вдвое в феврале – до 6,65 млн барр. по сравнению с 11,44 млн барр. в январе, что стало самым высоким показателем с августа 2017 года. Поставки упали в связи со снижением переработки на американских НПЗ. Так, завод New tab Whiting в Индиане, перерабатывающий 435 тыс. барр. в сутки, был вынужден закрыться в начале февраля из-за перебоев в подаче электроэнергии. На ряде других НПЗ проводились плановые ремонтные работы. Коэффициент загрузки нефтеперерабатывающих заводов США снизился с почти 93% в начале года до 80,6% в феврале, что стало самым низким показателем с декабря 2022 года, передает Reuters.
Цены на дизельное топливо в Северо-Западной Европе стабильно росли в течение всего февраля, составив в среднем более 118 долл. за баррель по сравнению со 109 долл. годом ранее. А поскольку европейские НПЗ намерены провести собственные ремонтные работы в марте и апреле, европейские цены на дизельное топливо могут вырасти еще больше, считают аналитики Kpler. «Европейское дизельное топливо является ключевым продуктом, подверженным риску из-за перенаправления маршрутов и доступности поставок, говорят эксперты Macquarie.
По мнению российских экспертов, Европа может столкнуться с дефицитом дизеля. «Импорт из США дизеля в ЕС сократился более чем на 40% в феврале по сравнению с январем. Кроме этого, в ЕС существенно сократились поставки горюче-смазочных материалов (ГСМ) из Индии, которая за первую половину февраля снизила их в 11 раз. Средний объем поставок из Индии в ЕС за первые две недели февраля составил около 18 тыс. барр. в день. Причина – ситуация в Красном море, связанная с непрекращающимися атаками йеменских хуситов. В настоящее время Индия переориентирует трафик в Азию», – объясняет аналитик «Финам» Николай Дудченко. Он не исключает, что дизельный кризис может ускорить инфляцию в Европе. «В январе инфляция в ЕС опять ускорилась. Индекс потребительских цен вырос на 2,8% в годовом выражении. Напомним, что таргет для Европейского центрального банка продолжает оставаться на уровне 2%. Рост инфляции будет означать невозможность перехода Европейского центробанка к смягчению монетарной политики (снижению ставки), что может усугубить рецессию в отдельных странах», – рассуждает аналитик.
Европа при этом уже в меньшей степени зависит от поставок российских нефтепродуктов. По данным Eurostat, по итогам 2023 года страны ЕС закупили российской нефти, нефтепродуктов и газа на сумму в 29 млрд евро, что оказалось почти в три раза меньше, чем годом ранее. Однако до начала украинского конфликта Россия поставляла в ЕС 91 млн т нефтепродуктов, что составляло 14% от потребности региона. В 2022 году, до введения эмбарго на российские нефтепродукты, поставки российского дизеля в ЕС оказались рекордными, достигнув 720 тыс. барр. в сутки в декабре.